Состояние потребительского рынка

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассорти­мента; качество товаров. Источниками наполнения рынка товарами являются отече­ственное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полно­ту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полно­стью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребитель­ского рынка характерны рост отечественного производства и уменьшение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение в 1990-х годах с рынка отечественных товаров импортными было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, это низкая конкурентоспособность отдельных россий­ских товаров вследствие плохого качества упаковки и марки­ровки (внешне многие импортные товары превосходят отечест­венные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, высоких цен. Во-вторых, сказывалась былая привлекательность импорт­ных товаров, закупаемых централизованно через государствен­ные внешнеторговые организации, хотя в последние годы каче­ство импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось.

Начиная с 2000 г. спад отечественного производства пре­одолен, насыщенность рынка товарами постоянно растет за счет не только импорта товаров, но и увеличения платежеспо­собного спроса и доходов населения. В условиях насыщенного рынка качество отечественных то­варов постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество — один из важнейших кри­териев конкурентоспособности товаров. Однако такое осозна­ние пришло еще далеко не ко всем производителям, что оказы­вает негативное влияние на имидж казахстанских товаров в це­лом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значе­ние имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегио­нальных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на потре­бительском рынке, важное значение приобретают рациональ­ное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспе­чение качества товаров и количества на разных этапах товаро­движения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний — в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплекс­но использовать их в профессиональной деятельности.

  1. Понятие о потребительной и меновой стоимости.

Товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т. е. ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно (сырье, машины). Потребительская стоимость – это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительская стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Стоимость товара – овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров.

Как потребительные стоимости товары различаются качественно, так как они удовлетворяют разные потребности людей и не различаются количественно, поскольку они разнородны и непосредственно несоизмеримы. Как стоимости товары качественно однородны и различаются лишь количественно – величиной стоимости или количеством овеществленного в них общественно необходимого рабочего времени.

Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной. Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления; она формируется естественными свойствами продуктов труда.

Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-экономической, т. е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару. Общественная потребительная стоимость может быть единичной и совокупно-общественной.

Единая общественная потребительная стоимость присуща единице товара определенного вида; она удовлетворяет потребности одного человека или семьи, определяется свойствами этого товара и имеет качественную определенность.

Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей или всего общества; она присуща большинству единиц товара определенного вида. Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность, так как в этом случае способность товара удовлетворять потребность людей определяется не только свойствами товаров, но и его количеством.

Качественная определенность потребительной стоимости – это характеристика, которая может быть изменена и оценена. Она применима лишь к конкретной потребительной стоимости. Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь.

Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости. В связи с вышеизложенным предметом товароведения является потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость не отвечает запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения. Правильное понимание понятий потребительной стоимости и качества позволяет обосновать современные задачи товароведения, которые совершенствуются в процессе развития этой научной дисциплины.

Лекция № 2

Тема Основные товароведные характеристики

Вопросы лекции:

1 Объекты, субъекты товароведной деятельности

2 Основополагающие характеристики товаров

3 Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью

4 Конкурентоспособность товара.

  1. Объекты, субъекты товароведной деятельности

Объект(от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность .

Объектами товароведной деятельности являются товары.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары исопутствующие им торговые ус­луги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние и т. п.).

В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат (продукцию, на­пример, общественного питания). Изменилось и толкование термина «услуги». В международных стандартах (МС) ИСО се­рии 9000 услуги трактуются как один из видов продукции. В практике современной торговли товаровед не только обеспе­чивает товародвижение, но и является одним из исполнителей услуг по закупке, сбыту, хранению, упаковыванию товаров, а также услуг розничной и оптовой торговли.

Субъект— человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей .

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходит­ся 25—30% всех руководителей и специалистов в торговле. Кроме того, в отделах сбыта и снабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций также работают товарове­ды. Поэтому не случайно, что в ряде технических вузов, техни­кумов и колледжей вперечень специальностей введена подго­товка товароведов.

Товароведы— специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассорти­ментной, качественной, количественной и стоимостной харак­теристик товара, а также запросов потребителей.

Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов торговли, промышленности и сельского хо­зяйства.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Пер­вые обеспечивают производство продукции, т. е. стоят на на­чальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая то­варом, превратилась в объект товароведной деятельности.

Теоретические знания реализуются через определенные то­вароведные навыки, поэтому товаровед должен уметь:

• классифицировать, анализировать и обобщать результаты
оценки товаров по различным признакам (назначению, надеж­ности, составу и т. п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания
потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров;

• определять и анализировать показатели ассортимента для
достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;

• оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения
фактических значений и сопоставления с регламентируемыми
значениями;

• проводить диагностику дефектов, выявлять причины их
возникновения для принятия решений о возможности (или не­
возможности) предъявления претензий и материальных исков
виновным лицам, а также использования для пищевых, кормовых целей, промпереработки или уничтожения;

• идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требованиями;

• определять приемочные и браковочные числа для проведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;

• проводить измерения товаров и товарных партий для уста­новления их количественных характеристик при учете на раз­ных этапах товародвижения;

• учитывать формирующие факторы для прогнозирования
качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки
возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества
которых соответствует потребностям конкретного сегмента
рынка; регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;

• осуществлять контроль за созданием и поддержанием кли­матического и санитарно-гигиенического режимов хранения,
размещением товаров;

• участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп,
для которых это оборудование будет предназначено;

• разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;

• обеспечивать подготовку товаров к реализации для фор­мирования надлежащего качества и количества, улучшения то­варного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;

• работать с товарно-сопроводительными документами для
определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;

• выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт то­варов;

• идентифицировать товар с помощью маркировки разных
видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;

• работать с конкретными товарами — идентифицировать и
относить их к определенной ассортиментной группе и виду,
оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем
пути их движения к потребителю.

Должностные обязанности товароведа регламентируются в «Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих» (см. приложение).

Вторая группа субъектов, на которых направлена товаровед­ная деятельность, представлена потребителями. Следует отме­тить, что потребители с их потребностями и запросами нахо­дятся в центре внимания всех специалистов организаций-изго­товителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность то­вароведов и маркетологов должна быть ориентирована в пер­вую очередь на потребителя. В этом отношении они близки к тем органам государственного регулирования и общественным организациям, в компетенцию которых входит защита прав по­требителей.

Определение термина «потребитель» дано в Законе РК «О защите прав потребителей» «Потребитель — гражданин, имею­щий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с из­влечением прибыли» (ст. 1).

  1. Основополагающие характеристики товаров

Товары как объекты товароведной деятельности имеют че­тыре основополагающие характеристики: ассортиментную, каче­ственную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках товаров должна быть товарная ин­формация (рис. 2).

Первые три характеристики, которые можно назвать товаро­ведными, удовлетворяют реальные потребности человека (фи­зиологические, социальные, психические и др.), определяя по­требительную ценность товара. Благодаря этим характеристи­кам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром. Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономиче­ских, научно-технических и др.

Изменившиеся, а также осоз­нанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения. Эти новые товары обладают моди­фицированной потребительной ценностью за счет использова­ния достижений научно-технического прогресса в области про­мышленной обработки сырья и материалов, изменяющей их ес­тественные свойства и формирующей новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и марки­ровки. Определение степени удовлетворения потребностей адекват­но оценке потребительной ценности товаров и невозможно без учета рыночной конъюнктуры, которая может быть выявлена с помощью маркетинговых исследований сегментов рынка кон­кретных ассортиментных групп товаров.

Таким образом, потребительная ценность товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

Характеристика— совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого опреде­ления термина, можно сформулировать основополагающие то­вароведные характеристики товаров.

Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков това­ров, определяющих их функциональное и (или) социальное на­значение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанав­ливает принципиальные отличия одного вида или наименова­ния товара от другого. Например, масло сливочное, топленое и растительное прин­ципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками.

Качественная характеристика (качество) товаров — сово­купность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Дан­ная характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство — назначение. Качественная характеристика отличается от ассор­тиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность

Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характери­стики удовлетворяют потребности в товарах определенных раз­меров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключе­ние составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

  1. Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью

Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно, но по-разному связаны со стоимостью. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что це­на как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.

Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирова­ния цены. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования. В зави­симости от стратегии ценообразования фирмы основное влия­ние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продав­ца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.

Среди значительной части потребителей бытует представле­ние о прямой зависимости между ценой и качеством. Об оши­бочности такого мнения свидетельствует значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях. Самая слабая зависимость прослеживается между ассорти­ментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно доро­гих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Вы­сокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми това­рами качественными характеристиками (например, эстетиче­скими или эргономическими свойствами). Стоимостные характеристики товаров не относятся к това­роведным и составляют предмет изучения экономических дис­циплин, поэтому в данном учебнике подробно не рассматрива­ются.

Лекция № 3-5

Тема: Методы товароведения

Вопросы лекции:

1.Классификация: понятие, методы, правила, виды
2. Классификаторы
3. Классификация товаров
3.1 Товароведная классификация товаров
3.2 Классификация товаров, применяемая в маркетинге
3.3 Классификация товаров, применяемая в международной торговле

2.Кодирование товаров.

Классификация: понятие, методы, правила, виды.Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. С каждым годом количество их возрастает: под влиянием моды расширяется и обновляется ассортимент текстильных и одежно-обувных товаров; с развитием науки и техники появляются новые, более совершенные сложно-технические товары; новые виды сырья и материалов создаются химической промышленностью. Систематизировать всё многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется. Классификация имеет важное значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента. Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет:

- выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества;
- организовать рациональный учёт товара по группам;
- организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.
Классификация происходит от слова «классифицировать», то есть разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, так и независимыми.
Совокупность приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.
Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки). Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.
Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.
Количество ступеней классификации, то есть количество использованных признаков, определяют глубину классификации. Разделение множества объектов на подмножества только по одному признаку называется группировкой, которая применяется для выделения ассортиментных групп.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) — фасеты.
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок. Фасетный метод классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать
подразделение множества товаров несколькими фасетами,
представляющими интерес в данном случае. Каждый метод классификации наряду с достоинствами имеет недостатки. Так, к недостаткам иерархического метода можно отнести его чрезмерную громоздкость, высокие затраты, иногда не обоснованные, трудность применения. Недостатком фасетного метода является невозможность выделения общности и различия между объектами в разных классификационных группировках.
Существуют правила классификации, которые предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Так правила иерархического метода классификации следующие:

- деление множества следует начинать с наиболее общих признаков;
- на каждой ступени классификации можно использовать только один признак, который имеет принципиальное значение для этого этапа;
- разделение объектов должно осуществляться последовательно: от большего к меньшему, от общего к частному;
Правила классификации, разработанные в иерархическом методе, справедливы и для фасетного метода. Рассмотренные иерархический и фасетный методы классификации могут применяться, как независимо друг от друга, так и совместно. В зависимости от цели, которую преследуют при классификации, они подразделяются на следующие классификации: - учебные; - отраслевые; - экономико-статистические;

Классификации продукции. Виды классификации разрабатываются для решения задач планирования и учета выпускаемой продукции, облегчения управления народным хозяйством на различных уровнях управления.

Классификаторы. С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. Современные рыночные отношения и рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых.

Классификатор-это официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификаций. Классификаторы подразделяют на категории, которая указывает на его принадлежность к определенной группе в зависимости от уровня утверждения и сферы применения. Различают классификаторы:
— общеказахстанский классификатор — это государственный
классификатор, утвержденный Госстандартом Казахстана для применения в автоматизированных системах управления (АСУ);
— отраслевой классификатор — это классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли;
— классификатор предприятия — это классификатор, введенньтй в установленном порядке для применения в АСУ предприятиях.
Общеказахстанский классификатор продукции — это
систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, построенных на основе иерархической системы классификации и с использованием цифровой десятичной системы кодирования.
ОКП состоит из двух частей: классификационный — К-ОКП и ассортиментной — А-ОКП.

К-ОКП представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок, которые систематизированный по определенным общим признакам, в основном потребительского характера. Вся продукция в К-ОКП распределена на пять ступеней классификации:
класс, подкласс, группа, подгруппа, вид (см. рис. 3)
Классы являются первой ступенью иерархической классификации в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99.
Подклассы являются второй ступенью классификации и конкретизируют содержание класса. Третьей ступенью классификации являются группы, которые конкретизируют содержание подклассов и т.д. (см. табл. 3)
Таблица З

Ступень классификации Код группировки Наименование группировки
Класс (первая) Изделия автомобильной промышленности.
Подкласс (вторая) Автомобили
Группа (третья) 451100 451400 Автомобили грузовые Автомобили легковые
  Автобусы
Плдгруппа (четвертая) Автомобили грузовые общего назначения
Виды (пятая) Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5Т Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью от 0,5Т до 1,5Т
ОКП
К-ОКП А-ОКП
Высшие классификационные группировки Внутривидовые группировки
Класс Подкласс Группа Подгруппа Вид
Код группировки (число знаков)
ХХ Х Х Х Х

Рис. 3. Структура ОКП и кодового обозначения продукции.
А-ОКП представляет свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы марки и другие элементы ассортимента. А-ОКП — это многотомные издания, выпускаемые государственными органами управления.
А-ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет их идентифицировать по коду.
В табл. 4 показан пример десятиразрядного кодового обозначения продукции.
Таблица 4

Таблица 4 Пример кодового обозначения продукции К-ОКПи А-ОКП.

Высшие_классификационные_группировки Внутривидовые группировки
класс подклас группа подгруппа вид
По К-ОКП По А-ОКП
Инстумент, технологическая осноска, образивный металл Инструмент режущий Инструмент, режущий сверла Инструмент, режущий сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком Инструмент режущий сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые Инструмент режущий сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые, диаметром 1-1,5 мм, с порядковым номером 01 обычного исполнения

Классификация товаров.Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать
следующим требованиям:

-гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
-способствовать глубокому исследованию свойств товаров;
содействовать принципам кодирования товаров;
- обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации. В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.

Товароведная классификация товаров.Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки. Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

- потребительские товары - это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;
-товары промышленного назначения- это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения;
- оргтехнические товары - это товары, предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров подразделяется на классы.
Класс товаров — это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы — на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров— это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.
Подгруппа товаров— это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.
Вид товаров— это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров— это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.
Наименование товаров— это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.
Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.
По покупательскому спросу товары классифицируются:
-товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);
-товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры,
радиоаппаратура);
-товары особого спроса (модные товары, марочные вина);
-товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).
При классификации товаров выделяют:
— объективные параметры собственного изделия: качество, материал,
цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;
— рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора,
удобство транспортирования, привлекательность товаров;
— параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота
ухода, срок замены.

Наши рекомендации