Второстепенных членов предложения

Второстепенные члены предложения определяют­ся по тем смысловым вопросам, которые к ним ставятся.

Определениеобозначает признак предмета и все­гда относится к слову с предметным значением (су­ществительному, местоимению, другим частям речи в значении существительного), поэтому в сочетаниях типа коробка из картона, нора лисы, к зависимым сло­вам ставятся смысловые вопросы «какой?», «чей?» (а не падежные «из чего?», «кого?»): 1. Коробка (ка­кая?) из картона нам не подходит. 2. Найти нору (чью?) лисы достаточно трудно.

Для проверки часто можно использовать способ за­мены несогласованного определения, выраженного существительным, согласованным, выраженным прилагательным: коробка из картона — картонная коробка, нора лисы — лисья нора. Несогласованные определения часто можно заменить и соответствую­щим причастным оборотом: 1. Я люблю кофе по-мексикански.— Я люблю кофе, приготовленный по-мексикански. 2. Тени на снегу казались синими.— Тени, лежащие на снегу, казались синими.

Дополнениеобозначает предмет, на который на­правлено действие, при помощи которого совершает­ся действие или по отношению к которому проявля­ется признак, поэтому чаще всего относится к частям речи, обозначающим действие или признак: глаголам (подать (что?) руку), прилагательным (знаком (с кем?) с соседом). Иногда дополнение может относить­ся и к существительному: конец (чего?) путешест­вия. К дополнению ставится только вопрос косвенно­го падежа: Кузнецов взял (что?) котелок двумя руками (Ю. Бондарев).

Существительное в творительном падеже, относя­щееся к другому существительному, обычно являет­ся дополнением, если обозначает орудие или объект действия: уборка (чем?) комбайном(сравните: убирать комбайном), заведование (чем?) складом(срав­ните: заведовать складом). Если же оно имеет срав­нительное значение, то его синтаксическая функ­ция — быть определением: волосы (какие?) ежиком.

Обстоятельствообычно используется для описа­ния условий действия или характеристики данного действия или признака, поэтому оно может зависеть от глагола (чаще всего), прилагательного, наречия: хо­дить медленно, строгий до безумия, очень жарко.

Необходимо разграничивать дополнения и обстоя­тельства, выраженные существительными. При воз­можности постановки к слову вопроса и дополнения (вопроса косвенного падежа), и обстоятельства (смы­слового вопроса) приоритет отдается смысловому во­просу: Татьяна слушала (как?) с досадой такие сплетни, но тайком (как?) с неизъяснимою отрадой невольно думала о том... (А. Пушкин). В предложе­нии дается характеристика действия (слушать (как?) с досадой, думать (как?) с отрадой), и рассматривае­мые слова являются обстоятельствами. Для провер­ки можно использовать и способ замены данных слов деепричастием или наречием: слушала с досадой — слушала, досадуя; думала с отрадой — думала от­радно. Можно использовать и замену не однокоренными деепричастиями или наречиями (это не всегда воз­можно), а иными соответствующими наречиями: Не­хлюдов приехал в Кузьминское около полудня (Л. Толстой).— Нехлюдов приехал туда тогда.

Примечание.Многие ученые считают, что есть такие случаи, когда члены предложения, выраженные сущест­вительными в косвенных падежах, совмещают семанти­ку, например, дополнения и определения или дополнения и обстоятельства: Напоминание (о ком? какое?) о внучке вызвало на ее лице улыбку.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие члены предложения называются второ­степенными?

2. Как классифицируются предложения в зависи­мости от наличия в них второстепенных членов?

3. Каков вид подчинительной связи с определяе­мым словом: а) согласованных определений; б) несо­гласованных определений?

4. Охарактеризуйте способы выражения: а) согла­сованных определений; б) несогласованных опреде­лений.

5. В чем заключается особенность приложения как вида определения?

6. Что является приложением в сочетании: а) име­ни собственного, называющего человека, и нарица­тельного существительного; б) имени собственного, являющегося географическим названием, и нарица­тельного существительного?

7. Всегда ли приложение согласуется с определяе­мым словом в падеже?

8. Какова характеристика дополнения как второ­степенного члена предложения?

9. Назовите способы выражения дополнения.

10. Каковы грамматические признаки прямых до­полнений?

11. Дайте определение обстоятельства как члена предложения.

12. Каковы способы выражения обстоятельства?

13. Охарактеризуйте виды обстоятельств по зна­чению.

14. Приведите примеры предложений, в которых бы инфинитив выступал в роли: а) подлежащего; б) сказуемого; в) определения; г) дополнения; д) об­стоятельства.

Наши рекомендации