Происхождение фразеологизмов

Фразеологизмы, как и слова, могут быть искон­но русскими и заимствованными.

Большинство исконно русских фразеологизмов возникло из свободных сочетаний слов. Многие фразеологизмы возникли в результате пе­реосмысления профессиональных выражений: играть первую скрипку, дать задний ход, сесть на мель, снять стружку и т. д.

Заимствованные фразеологизмы чаще всего старославянского происхождения, из церковных книг: земля обетованная, козел отпущения, труба иерихонская, зуб за зуб, вавилонское столпотво­рение и т. д.

Известны и устойчивые выражения из античной литературы: ахиллесова пята (из греческого мифа об Ахиллесе, чье тело было неуязвимо, за исключе­нием пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс), ариаднина нить (по имени Ариадны, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тезею благополучно выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток) и т. д.

Кроме того, в русском языке есть фразеологизмы, образованные путем пословного перевода иноязыч­ного оборота: поставить точки над «і» (из франц.), синий чулок (из англ.) и т. д.

ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Лексикография (греч.) — раздел языкознания, посвя­щенный теории и практике составления словарей.

ТИПЫ СЛОВАРЕЙ

Все словари делятся на два основных типа: энцик­лопедическиеиязыковые.

В энциклопедических словарях рассказывается о самом предмете, понятии, явлении. Данные слова­ри делятся на универсальные (например, «Детская энциклопедия ») и отраслевые (например, «Энцикло­педический словарь юного филолога»).

В языковых словарях приводятся сведения, не­обходимые для понимания слова, его употребления в речи и т. д. К языковым словарям относятся тол­ковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, этимоло­гический, орфоэпический, орфографический, мор­фемный, словообразовательный, сокращений, обрат­ный, переводный и др.

В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарем.

ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

Толковые словари предназначены для толкования (объяснения) лексических значений слов. Одно­временно в толковых словарях даются и определен­ные стилистические, грамматические и орфографи­ческие сведения о словах.

Толковый словарь состоит из словарных статей, в каждой из которых объясняется лексическое зна­чение одного слова.

СЛОВАРИ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

В словарях иностранных слов фиксируются сло­ва, которые заимствованы из других языков и еще осознаются как иноязычные.

В словарной статье, кроме толкования лексиче­ского значения слова, дается и указание на язык-ис­точник, приводится иноязычное слово (в оригина­ле) — этимон.

СЛОВАРИ СИНОНИМОВ

В словарях синонимов фиксируются синонимы и синонимические сочетания слов. Они подаются в си­нонимическом ряду, где словарные единицы распо­ложены, как правило, в зависимости от близости их значения к доминанте. Часто дается указание на осо­бенности употребления отдельных членов синоними­ческого ряда в речи, на их стилистическую окраску, однако не толкуется лексическое значение слов-си­нонимов. В словарных статьях могут быть и приме­ры из русской литературы, иллюстрирующие упо­требление синонимов в речи.

СЛОВАРИ АНТОНИМОВ

В словарях антонимов попарно фиксируются и объясняются слова с противоположными лекси­ческими значениями. Как правило, после пары ан­тонимов идет объяснение их значения и даются ил­люстрации из русской литературы, где антонимиче­ские пары содержатся в одном предложении либо в одном небольшом отрывке текста. В некоторых сло­варях приводятся также синонимические пары ан­тонимов.

СЛОВАРИ ПАРОНИМОВ

В словарях паронимов попарно фиксируются и объясняются слова-паронимы. Как правило, после пары паронимов идет объяснение их лексического значения, иллюстрированное примерами из русской литературы, а также представлены сочетательные возможности паронимов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

Во фразеологических словарях фиксируются фразеологизмы, толкуется их значение. Кроме это­го, могут приводиться различные формы употребле­ния фразеологизмов, их синонимы и антонимы, да­ваться сведения о происхождении фразеологизмов, примеры из русской литературы, иллюстрирующие употребление фразеологизмов в речи.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В этимологических словарях объясняется проис­хождение (этимология) слов. В словарной статье по­сле заглавного слова указывается, какое это слово (исконно русское или заимствованное), отмечается время его появления в русском языке, источник за­имствования.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В орфоэпических словарях фиксируются слова, формы слов с указанием ударения и правильного произношения. В данных словарях большое внима­ние уделяется словам, обладающим произноситель­ными и акцентными особенностями, словам, нестан­дартным с точки зрения образования грамматиче­ских форм.

Слова, произношение которых хотя бы частично не вытекает из их написания, снабжаются специаль­ными пометами. В произносительных пометах дают­ся только те части слов, в которых наблюдаются от­ступления от правил чтения.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В орфографических словарях дается правильное написание слов и некоторых их форм.

Слова (кроме односложных) и формы слов снаб­жаются ударением. Как правило, в словарях дают­ся формы слов, связанные с их морфологической принадлежностью (родительный падеж имени суще­ствительного, личные окончания глаголов).

Лексические значения слов не приводятся. Одна­ко в тех случаях, когда при одинаковом произноше­нии двух слов их написание различается, в скобках дается краткое указание на значение: компания (об­щество) — кампания (поход, деятельность). Все слова расположены в алфавитном порядке.

МОРФЕМНЫЕ

И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

В морфемных словарях содержатся сведения о членении слов современного русского языка на структурные значимые части — морфемы (пристав­ки, корни, суффиксы и т. д.). Одна морфема отделя­ется от другой вертикальной или горизонтальной чертой: за-г-ну-ть, меж-планет-н-ый, план-ов-ый.

При выделении морфем, как правило, отмечает­ся их буквенный состав. Но когда одна буква обозна­чает два звука, первый из которых относится к од­ной морфеме, а второй — к другой, это указывается в квадратных скобках. В морфемном словаре все слова даются в алфавитном порядке. В словообразовательных словарях показывается, как образованы слова. Словарные статьи здесь имеют специфику, поскольку слова размещены по сло­вообразовательным гнездам, которые представляют собой совокупность однокоренных слов. Гнезда возглавляют исходные слова, являю­щиеся, как правило, непроизводными. Далее с уче­том ступенчатого характера русского словообразова­ния размещаются производные слова.

СЛОВАРИ СОКРАЩЕНИЙ

В словарях сокращений дается расшифровка упо­требляемых в русском языке сокращений: сложносо­кращенных слов, графических сокращений и т.д.

Все сокращения расположены в алфавитном по­рядке, после заглавного слова в квадратных скобках дается указание на его произношение, затем — рас­шифровка, т. е. полное наименование, соответствую­щее сокращенному.

МОРФЕМИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Морфемика— раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов. Кроме того, морфемикой называют и систему морфем языка.

Словообразование — раздел языкознания, в ко­тором изучаются способы образования слов. Этим же термином называется и сам процесс образования слов.

СОСТАВ СЛОВА

Состав слова — это сочетание его значимых час­тей (морфем). Например, слово подземный состоит из четырех морфем: корня -зеле-, приставки под-, суф­фикса -н-, окончания -ый.

Морфема (от греч. - форма) — наимень­шая значимая часть слова. Среди морфем выделя­ются корни и аффиксы.

Корень (корневая морфема) — это обязательная часть слова, в которой заключается основной эле­мент его лексического значения. Слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением назы­ваются однокоренными: дом, домашний, надомный, бездомный, домой.

Однокоренные слова необходимо отличать от форм одного и того же слова, которые имеют одно и то же лексическое значение и образуются при сло­воизменении (например, при изменении существи­тельного по числам и падежам, глагола — по лицам, числам, временам и т. п.). Так, писать, письмо, пись­менный, написав — однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение.

В корне слова может происходить чередова­ние звуков, т. е. закономерная замена одного звука другим в разных формах одного и того же сло­ва либо в родственных словах.

В корне слова могут чередоваться:

1) гласные;

2) гласные с нулем звука;

3) согласные;

4) согласные с сочетаниями согласных;

5) гласный с сочетанием гласного и согласного.

Корень может состоять и из одного звука: пошла. В сложном слове несколько корней: газосварщик, атомоход.

Необходимо различать омонимичные корни, т. е. такие, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение, например: вода, водяной, водичка — водить, водитель.

Остальные морфемы: приставка, суффикс, окон­чание, постфикс, интерфикс — называются аффик­сами. Аффиксы (от лат.— прикреплен­ный) — это служебные морфемы, которые группиру­ются вокруг корня, несут в слове дополнительное значение и служат для образования слов, форм сло­ва или соединения морфем.

АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ

Приставка (или префикс, от лат.— прикрепленный перед чем-либо) — это значимая часть слова, стоящая перед корнем или перед дру­гой приставкой и служащая для образования однокоренных слов: открыть, призадуматься.

Приставка обычно находится в начале слова, но в сложных словах она может быть и в середине: зер­нопогрузчик, густонаселенный.

Чаще всего приставки присоединяются к словам, обозначающим действия и признаки. При этом к основному значению слова добавляется определен­ный оттенок значения.

Суффикс (от лат. — прикрепленный) — значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для обра­зования форм данного слова или однокоренных слов. Суффикс присоединяется только к производящей основе: кожа - кожаный, лев – львица.

Различают формообразующие и словообразова­тельные суффиксы.

Формообразующие суффиксы служат для образо­вания грамматических форм данного слова и не входят в основу. Формообразующими суффиксами являются:

1) суффиксы -тъ, -тинеопределенной формы гла­гола: писать, плести;

2) суффикс -л- (либо нулевой суффикс) прошедше­го времени глагола;

3) суффикс -и-(либо нулевой суффикс) 2-го лица по­велительного наклонения глагола;

4) суффиксы особой формы глагола — причастия (-ащ-, -ящ-, -ущ~, -ющ; -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т-); .бегущий, опоздавший, подписанный, умытый;

б) суффиксы особой формы глагола — дееприча­стия (-а, -я, -в, -вши, -ши): обозначая, выступив, настроившись;

6) суффиксы степеней сравнения имен прилага­т и наречий (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айщ-): добрее, короле, величайший.

Словообразовательные суффиксы служат для об­разования однокоренных слов: учитель - учительница.

Словообразовательные суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. Суффиксы могут иметь самые различные значе­ния. Например, суффиксы -еньк-, ~икобычно имеют уменьшительно-ласкательное значение (реченька, домик); суффикс -ниц- — значение лица женского по­ла (воспитательница, домработница), суффикс -ну- — значение однократности действия (прыгнуть, хлопнуть) и т. д. Некоторые суффиксы образуют разговорные слова-синонимы к нейтральным произ­водящим словам: табурет - табуретка, рыба - ры­бина и т. д.

Постфикс (от лат. - после, прикре­пленный) — значимая часть слова, находящаяся по­сле формообразующих суффиксов или окончания.

Для образования слов используются следующие постфиксы:

1) возвратный глагольный постфикс -ся (-сь): умывать - умываться, завести - завестись;

2) постфиксы –то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений: кто-то, кто-либо, что-нибудь.

Интерфикс (от лат. -между, при­крепленный) — аффикс, который соединяет части сложных слов.

Интерфиксы — это так называемые соединитель­ные гласные в сложных словах: голубоглазый, пы­ленепроницаемый, нефтедобывающий. В отличие от других морфем, интерфиксы не имеют определенно­го значения, а служат только для объединения кор­ней или корня и целого слова в единое слово.

В сложных порядковых числительных, а также если начальные части сложных сущ и прилагат образованы от числительного, в ро­ли интерфикса выступают окончания родит падежа: шестидесятый, двухлетний, пятидеся­тидневный, двадцатилетие,

В сложных количественных числительных интер­фиксов нет, здесь два окончания, так как изменяют­ся обе части.

Окончание — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении и выражения грамматических значений слова.

Окончание выделяется только в изменяемых сло­вах. Чаще всего оно оформляется каким-либо звуком или звуками.Но в ряде слу­чаев окончание звуком не обозначено. Такое оконча­ние называется нулевым.

У сложных количественных числительных и не­которых сложных существительных два окончания.

Для того чтобы найти окончание, нужно проскло­нять или проспрягать слово.

Нет окончаний:

1) в наречиях: далеко, здесь;

2) в инфинитиве: написать, нести;

3) в деепричастиях: написав, неся;

4) в неизменяемых сущ и прилага­тельных: такси, бюро; индиго, хаки.

5) в форме простой сравнительной степени: сильнее, пище.

Окончания выражают различные граммати­ческие значения: рода, числа и падежа — у сущ., прилагат., причастий, по­рядковых числительных; лица и числа — у глаголов в форме на­стоящего и простого будущего времени - гла­гол в форме 3 лица ед.ч. и т. д.

Окончания и формообразующие суффиксы явля­ются формообразующими морфемами.

ОСНОВА СЛОВА

Основа слова — это часть слова, выражающая его лексическое значение. В основу не включаются окон­чания и формообразующие суффиксы: поле, удиви­тельный, создавал, рисующий.

Основа может быть прерывистой, т. е. расчле­няться окончаниями и формообразующими суф­фиксами.

Основы бывают непроизводные и производные. Непроизводная основа состоит только из корня. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы. Необходимо быть внимательным при выделении основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, поскольку в словах типа делегация, пение, ружьё конечные гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окон­чанию, (род.п. мн.ч.) окончание нулевое, а основа предстает в полном виде.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Способы словообразования устанавливаются в за­висимости от того, какие средства используются для образования производных слов.

Ведущим способом русского словообразования яв­ляется морфемный.

В зависимости от того, какие морфемы и как ис­пользуются для образования слова, выделяются сле­дующие основные способы морфемного словообразо­вания:

1. Приставочный — образование слова при помо­щи приставки.

2. Суффиксальный — образование слова при по­мощи суффикса.

Разновидностью суффиксального способа явля­ется нулевая суффиксация.

Примечание.Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.

3. Постфиксальный — образование слова при помощи постфикса.

4. Приставочно-суффиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса.

б. Приставочно-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса.

6. Суффиксально-постфиксальный — образова­ние слова при помощи одновременного присоедине­ния суффикса и постфикса.

7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновре­менного присоединения приставки, суффикса и постфикса.

Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффик-сально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.

8. Сложение — образование слова в результате объединения двух или более полных основ при по­мощи интерфиксов либо без них.

Путем сложения образуются сложные слова.

9. Сложение сокращенных основ (аббревиа­ция) — образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ;б) сокращенной основы с це­лым словом.

Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. — сокра­щенно излагать).

Аббревиатуры бывают (основные виды):

а) слоговые — состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком «- профсоюзный комитет:

б) слого-словные — состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт «- агитационный пункт:

в) буквенные — состоящие из названий началь­ных букв: БГУ;

г) звуковые — состоящие из начальных звуков ка­ждого слова: вуз - высшее учебное заведение.

Аббревиация характерна только для имен суще­ствительных.

10. Сложно-суффиксальный — образование сло­ва путем сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: ширококостный - широкий +кость, скороварка - скоро + варить.

Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:

а) чередование звуков

б) усечение основы

в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки.

МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Морфолого-синтаксическнй способ словообразо­вания — это образование слов путем перехода из од­ной части речи в другую, например: (хорошая) сто­ловая (имя существительное) - столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) - (по­смотреть) вокруг (наречие).

Принадлежность такого слова к той или иной час­ти речи можно определить только в контексте (сло­восочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) — пообедать в столовой (существ.), благода­ря за помощь друзей (дееприч.) — благодаря помо­щи друзей (предлог).

В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются су­ществительные. Переход разных частей речи в име­на сущ. называется субстанти­вацией (от лат. - имя сущ.): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

При лексико-синтаксическом способе (или сра­щении, слиянии) слова образуются из словосочета­ния путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший, - с ума сшедший, быстрораствори­мый - быстрорастворимый, сейчас, - сей час.

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных спосо­бом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.

При лексико-семантическом способе слово обра­зуется в результате расщепления многозначного сло­ва на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) - охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) - титан (гигант, героическая личность; че­ловек, обладающий огромными творческими способ­ностями).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Словообразовательный разбор предполагает уста­новление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом обра­зовано производное слово (т. е. слово, которое образо­валось). Например, слово лесник образовано от осно­вы слова лес суффиксальным способом: лесник лес, Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного сло­ва: лесник — человек, который охраняет лес,

Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.

Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть произ­водной и непроизводной: береговой - берег. (берег — непроизводная производящая основа), карьерист­ский - карьерист, (карьерист — производная про­изводящая основа).

Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму: убежал — форма от убежать; "убежать «- бежать (пристав,).

Словообразование нужно отличать от формообра­зования. Перерисовал — это форма прошедшего вре­мени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- слу­жит для образования не нового слова, а формы сло­ва. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать - рисовать (пристав.).

При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:

1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный - заметный (не от «заметить»), расчудесный - чудесный (не от «чудеса»).

2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и пост­фикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ), приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, напри­мер, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом).

3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным спосо­бом, часть речи остается той же: некрасивый - красивый, мыться – мыть, кто-то – кто, вдумать­ся - думать. При этом приставка и постфикс при­соединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.

4. Если при образовании слова морфемным спо­собом изменилась часть речи, значит, в словообра­зовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный - яблоко, сни­зить - низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синь - синий (нулевая суффиксация).

5. Сущ., обозначающие лиц женско­го пола, обычно образуются от соответствующих им сущ., обозначающих лиц мужского по­ла: учительница – учитель.

6. Сущ., обозначающие опредмечен­ное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень - зеленый, доброта - добрый.

7. Сущ., обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег - бежать, ожидание ] - ожидать.

8. Основа изменяемых сущ всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразова­тельный разбор слов типа отстаивание необходимо оформлять так: отстаивании [й' э] - отстаивать.

9. Сложные существительные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность - полноводный (суффиксальный спо­соб). Сложные прилагательные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный - железобетон, (суффиксальный способ).

10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обыч­но ударный: разливать + .разлить, замариновывать - замариновать,

11. Наречия на -о, -еобразуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстраш­но - бесстрашный, вызывающе - .вызывающий.

12. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка - пробежка, тихонько – тихо.

13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.

14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1— 4-й ступеням словообразования:

1-я ступень: каминный- камин.

2-я ступень: каменистость- каменистый – камень.

3-я ступень: покраснени [й'э] – покраснеть – краснеть - красный.

4-я ступень: неподдельность - неподдельный - поддельный - подделать - делать.

Производные слова 5—б-й ступени встречаются редко: примиренчески - примиренческий - примиренец - примирени[й'э] - примирить – мирить -

мир.

15. Иногда существуют несколько вариантов об­разования одного и того же слова: 1) накрахмали­ваться - накрахмаливать (постфиксальный);

2) накрахмаливаться – накрахмалиться (суффик­сальный).

ОРФОГРАФИЯ

ЧЕРЕДОВАНИЕ О- А В КОРНЕ СЛОВА

1. Правописание корней -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -зар-/-зор-, -плав-/-плов-зависит от уда­рения.

В безударном положении пишется -гор-, -клон-, -твор-, -зор-, -плав-: гореть, загорелый; наклонение, склониться', затворить, сотворит; зоря, зарница; поплавок, плавник.

Исключения: изгарь, пригарь, выгарки, утварь, зоревать, пловец, пловчиха.

Запомнить: плывун(слой подпочвы, обильный водой).

2. В корнях -лож-/-лаг- перед жпишется буква о, перед г — а: изложть — излагать, предложение — предлагать.

Для правильного написания данных корней мож­но руководствоваться и следующим правилом: если за корнем идет суффикс -а-, в корне тоже пишется а; ес­ли суффикса -а-нет — пишется о: слагаемое, прилага­тельное (есть -а-)» изложение, положить (нет -а-)-

Необходимо отличать корни -лож-/-лаг-от иных, в состав которых входят такие же сочетания звуков: наслаждение — здесь корень -слажд-, проверяется словом сладкий; охлаждение — корень -хлажд-, про­веряется словом прохлада.

3. В корнях -рос-/-раст-/-ращ- перед стищ пишется а;если стили щнет, пишется о; вырасти, выращенный, нарастающий, наросло, водоросли.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик. Рос­тов, Ростислав, на вырост, выросток, а также про­изводные от данных слов (отраслевой, росточек, рос­товщица и т. д).

4. В корнях -скак~/-скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч— о; поскакать, подскочить.

Исключения: скачок, скачу.

Перед чбуква апишется в форме первого лица ед.ч. глаголов настоящего и будуще­го времени, а также повелительного наклонения, ес­ли эти формы соотносятся с корнем -скак-: заска­кать (начать скакать) — я заскачу (я начну ска­кать), заскачи (начни скакать).

б. В корнях -кос-/-кас- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-; пишется о, если за корнем нет суффикса -а-: касаться, прикасаться, прикоснове­ние, коснуться.

6. В корнях -мок-/-мак- написание о или аопреде­ляется лексическим значением слова. Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать во что-либо» : обмакнуть кисточку в крас­ку, макать булку в мед. Слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать, впитывать жидкость, стано­виться мокрым, влажным»: непромокаемая ткань, вымокнуть под дождем.

7. Написание корней -ровн-, -равн- также связано с лексическим значением слова. Корень -равн- име­ет значение «одинаковый, равный, такой же, нарав­не»: уравнение, поравняться. Корень -ровн- пишется в словах со значением «прямой, гладкий»: выровнять дорогу.

Исключения: равнина, поровну.

Необходимо запомнить написание слов ровесник, уровень,

ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЕ СЛОВА

В корнях ~бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -тер-/-тир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-сшил-, -блест-/-блист-, -чет-/-чит- пишется буква и, если после корня следует суффикс -а-, во всех остальных случаях пишется е: уберу — убирать, запорешь — запирать, уберёт — удирать.

Исключения: сочетание, сочетать (и слова, образованные от них: сочетаемый, сочетатель­ный и др.).

Необходимо отличать слова с чередованием -мер-/-мир- от слов с корнями -мер-, -мир-, проверяе­мыми ударением. Чередование -мер-/-мир~ происхо­дит в корнях со значением «прекратить двигаться, существовать»: обмереть, замирать, отмирать и т. п. Всегда пишется ив словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется ев словах, однокоренных с мерить: измаять, измерение.

ЧЕРЕДОВАНИЯ А (Я) - ИМ, А(Я) - ИН

Существует ряд корней, оканчивающихся на -им-, -ин-: сжимать, приминать, заклинать и др. В таких корнях происходит чередование букв а(я)с сочета­ниями букв им, ин: внять — внимать. сжать — сжимать. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

И, Е, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

После шипящих ж, ч, ш, щво всех частях слова пишутся и, е, у, а: жизнь, ножа, железо, чаща, чудо, шипы, шелест, мыши, щука.

Исключения:

1) иноязычные слова брошюра (брошюровать, брошюровка), парашют (парашютист, парашют­ный), жюри, жюльен (соус) и др.;

2) иноязычные имена собственные: Жюль, Чюрленис, Шяуляй и др.

0 - Е- Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

1. После шипящих в корне слова:

а) пишется ё, если:

• при изменении слова или при подборе одноко­ренных слов происходит чередование с е: шёпот -шептать, зачёсывать — зачесать,

• слова с корнем -жёг-являются глаголами и гла­гольными формами: поджёг бумагу, пережегший ве­ревку;

б) пишется о, если:

• чередования ё/ене происходит: крыжовник, шо­рох, чопорный и т. д.;

• слова с корнем -жог- являются существитель­ными: небольшой ожог, совершить поджог;

• слова иноязычного происхождения, в том числе имена собственные: шоколад, шоссе, Шопен и т. д.

2. После шипящих в суффиксах и окончаниях под ударением пишется ё:

а) в окончаниях глаголов: стережешь, течёт.

б) в суффиксах глаголов и причастий: затушёвы­вать, затушёванный, напряжённый, освещён;

в) в суффиксе -ённ- (-ён-)сущ. и на­речий, образованных от причастий (отглагольных прилагательных): напряжённость, напряженно (от напряжённый);

г) в сочетании ёвкотглагольных сущ.: ночевка (от ночевать), размежевка (от разме­жевать);

д) в суффиксе -ёр отглагольных сущ.: стажёр, ухажёр, дирижер.

3. После шипящих в суффиксах и окончаниях не­отглагольных сущ., прилагат и в суффиксах неотглагольных наречий под ударени­ем пишется о, без ударения — е: ключом, ножом, чужого. Но: ещё.

Е ПОСЛЕ Ц

После цво всех частях слова под ударением пи­шется о(если произносится о), без ударения — е: цокать, крыльцо, целина, полотенце.

Исключения: цокотуха, цокотать, герцог, мец­цо, скерцо, (и слова, образованные от них: герцогиня, меццо-сопрано и т. п.).

После ц буква ё не пишется.

И- Ы ПОСЛЕ Ц

1. В корне слова после цпишется буква и: циркуль, цирк, панцирь.

Исключения: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц (и слова, образованные от них: цыганский, цыкнуть, цыплячий и т.д.).

2. В суффиксе -ынпритяжательных прилагатель­ных и образованных от них слов, а также во всех окончаниях после цпишется ы: Лисицын, Спицын, Царицыно.

В словах на -ция после цпишется и: демонстра­ция, делегация, конструкция.

Наши рекомендации