Происхождение фразеологизмов
Фразеологизмы, как и слова, могут быть исконно русскими и заимствованными.
Большинство исконно русских фразеологизмов возникло из свободных сочетаний слов. Многие фразеологизмы возникли в результате переосмысления профессиональных выражений: играть первую скрипку, дать задний ход, сесть на мель, снять стружку и т. д.
Заимствованные фразеологизмы чаще всего старославянского происхождения, из церковных книг: земля обетованная, козел отпущения, труба иерихонская, зуб за зуб, вавилонское столпотворение и т. д.
Известны и устойчивые выражения из античной литературы: ахиллесова пята (из греческого мифа об Ахиллесе, чье тело было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс), ариаднина нить (по имени Ариадны, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тезею благополучно выбраться из лабиринта при помощи клубка ниток) и т. д.
Кроме того, в русском языке есть фразеологизмы, образованные путем пословного перевода иноязычного оборота: поставить точки над «і» (из франц.), синий чулок (из англ.) и т. д.
ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексикография (греч.) — раздел языкознания, посвященный теории и практике составления словарей.
ТИПЫ СЛОВАРЕЙ
Все словари делятся на два основных типа: энциклопедическиеиязыковые.
В энциклопедических словарях рассказывается о самом предмете, понятии, явлении. Данные словари делятся на универсальные (например, «Детская энциклопедия ») и отраслевые (например, «Энциклопедический словарь юного филолога»).
В языковых словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в речи и т. д. К языковым словарям относятся толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, этимологический, орфоэпический, орфографический, морфемный, словообразовательный, сокращений, обратный, переводный и др.
В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарем.
ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ
Толковые словари предназначены для толкования (объяснения) лексических значений слов. Одновременно в толковых словарях даются и определенные стилистические, грамматические и орфографические сведения о словах.
Толковый словарь состоит из словарных статей, в каждой из которых объясняется лексическое значение одного слова.
СЛОВАРИ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
В словарях иностранных слов фиксируются слова, которые заимствованы из других языков и еще осознаются как иноязычные.
В словарной статье, кроме толкования лексического значения слова, дается и указание на язык-источник, приводится иноязычное слово (в оригинале) — этимон.
СЛОВАРИ СИНОНИМОВ
В словарях синонимов фиксируются синонимы и синонимические сочетания слов. Они подаются в синонимическом ряду, где словарные единицы расположены, как правило, в зависимости от близости их значения к доминанте. Часто дается указание на особенности употребления отдельных членов синонимического ряда в речи, на их стилистическую окраску, однако не толкуется лексическое значение слов-синонимов. В словарных статьях могут быть и примеры из русской литературы, иллюстрирующие употребление синонимов в речи.
СЛОВАРИ АНТОНИМОВ
В словарях антонимов попарно фиксируются и объясняются слова с противоположными лексическими значениями. Как правило, после пары антонимов идет объяснение их значения и даются иллюстрации из русской литературы, где антонимические пары содержатся в одном предложении либо в одном небольшом отрывке текста. В некоторых словарях приводятся также синонимические пары антонимов.
СЛОВАРИ ПАРОНИМОВ
В словарях паронимов попарно фиксируются и объясняются слова-паронимы. Как правило, после пары паронимов идет объяснение их лексического значения, иллюстрированное примерами из русской литературы, а также представлены сочетательные возможности паронимов.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Во фразеологических словарях фиксируются фразеологизмы, толкуется их значение. Кроме этого, могут приводиться различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы и антонимы, даваться сведения о происхождении фразеологизмов, примеры из русской литературы, иллюстрирующие употребление фразеологизмов в речи.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
В этимологических словарях объясняется происхождение (этимология) слов. В словарной статье после заглавного слова указывается, какое это слово (исконно русское или заимствованное), отмечается время его появления в русском языке, источник заимствования.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
В орфоэпических словарях фиксируются слова, формы слов с указанием ударения и правильного произношения. В данных словарях большое внимание уделяется словам, обладающим произносительными и акцентными особенностями, словам, нестандартным с точки зрения образования грамматических форм.
Слова, произношение которых хотя бы частично не вытекает из их написания, снабжаются специальными пометами. В произносительных пометах даются только те части слов, в которых наблюдаются отступления от правил чтения.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
В орфографических словарях дается правильное написание слов и некоторых их форм.
Слова (кроме односложных) и формы слов снабжаются ударением. Как правило, в словарях даются формы слов, связанные с их морфологической принадлежностью (родительный падеж имени существительного, личные окончания глаголов).
Лексические значения слов не приводятся. Однако в тех случаях, когда при одинаковом произношении двух слов их написание различается, в скобках дается краткое указание на значение: компания (общество) — кампания (поход, деятельность). Все слова расположены в алфавитном порядке.
МОРФЕМНЫЕ
И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
В морфемных словарях содержатся сведения о членении слов современного русского языка на структурные значимые части — морфемы (приставки, корни, суффиксы и т. д.). Одна морфема отделяется от другой вертикальной или горизонтальной чертой: за-г-ну-ть, меж-планет-н-ый, план-ов-ый.
При выделении морфем, как правило, отмечается их буквенный состав. Но когда одна буква обозначает два звука, первый из которых относится к одной морфеме, а второй — к другой, это указывается в квадратных скобках. В морфемном словаре все слова даются в алфавитном порядке. В словообразовательных словарях показывается, как образованы слова. Словарные статьи здесь имеют специфику, поскольку слова размещены по словообразовательным гнездам, которые представляют собой совокупность однокоренных слов. Гнезда возглавляют исходные слова, являющиеся, как правило, непроизводными. Далее с учетом ступенчатого характера русского словообразования размещаются производные слова.
СЛОВАРИ СОКРАЩЕНИЙ
В словарях сокращений дается расшифровка употребляемых в русском языке сокращений: сложносокращенных слов, графических сокращений и т.д.
Все сокращения расположены в алфавитном порядке, после заглавного слова в квадратных скобках дается указание на его произношение, затем — расшифровка, т. е. полное наименование, соответствующее сокращенному.
МОРФЕМИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика— раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов. Кроме того, морфемикой называют и систему морфем языка.
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Этим же термином называется и сам процесс образования слов.
СОСТАВ СЛОВА
Состав слова — это сочетание его значимых частей (морфем). Например, слово подземный состоит из четырех морфем: корня -зеле-, приставки под-, суффикса -н-, окончания -ый.
Морфема (от греч. - форма) — наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяются корни и аффиксы.
Корень (корневая морфема) — это обязательная часть слова, в которой заключается основной элемент его лексического значения. Слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением называются однокоренными: дом, домашний, надомный, бездомный, домой.
Однокоренные слова необходимо отличать от форм одного и того же слова, которые имеют одно и то же лексическое значение и образуются при словоизменении (например, при изменении существительного по числам и падежам, глагола — по лицам, числам, временам и т. п.). Так, писать, письмо, письменный, написав — однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение.
В корне слова может происходить чередование звуков, т. е. закономерная замена одного звука другим в разных формах одного и того же слова либо в родственных словах.
В корне слова могут чередоваться:
1) гласные;
2) гласные с нулем звука;
3) согласные;
4) согласные с сочетаниями согласных;
5) гласный с сочетанием гласного и согласного.
Корень может состоять и из одного звука: пошла. В сложном слове несколько корней: газосварщик, атомоход.
Необходимо различать омонимичные корни, т. е. такие, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение, например: вода, водяной, водичка — водить, водитель.
Остальные морфемы: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс — называются аффиксами. Аффиксы (от лат.— прикрепленный) — это служебные морфемы, которые группируются вокруг корня, несут в слове дополнительное значение и служат для образования слов, форм слова или соединения морфем.
АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ
Приставка (или префикс, от лат.— прикрепленный перед чем-либо) — это значимая часть слова, стоящая перед корнем или перед другой приставкой и служащая для образования однокоренных слов: открыть, призадуматься.
Приставка обычно находится в начале слова, но в сложных словах она может быть и в середине: зернопогрузчик, густонаселенный.
Чаще всего приставки присоединяются к словам, обозначающим действия и признаки. При этом к основному значению слова добавляется определенный оттенок значения.
Суффикс (от лат. — прикрепленный) — значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для образования форм данного слова или однокоренных слов. Суффикс присоединяется только к производящей основе: кожа - кожаный, лев – львица.
Различают формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова и не входят в основу. Формообразующими суффиксами являются:
1) суффиксы -тъ, -тинеопределенной формы глагола: писать, плести;
2) суффикс -л- (либо нулевой суффикс) прошедшего времени глагола;
3) суффикс -и-(либо нулевой суффикс) 2-го лица повелительного наклонения глагола;
4) суффиксы особой формы глагола — причастия (-ащ-, -ящ-, -ущ~, -ющ; -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т-); .бегущий, опоздавший, подписанный, умытый;
б) суффиксы особой формы глагола — деепричастия (-а, -я, -в, -вши, -ши): обозначая, выступив, настроившись;
6) суффиксы степеней сравнения имен прилагат и наречий (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айщ-): добрее, короле, величайший.
Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: учитель - учительница.
Словообразовательные суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. Суффиксы могут иметь самые различные значения. Например, суффиксы -еньк-, ~икобычно имеют уменьшительно-ласкательное значение (реченька, домик); суффикс -ниц- — значение лица женского пола (воспитательница, домработница), суффикс -ну- — значение однократности действия (прыгнуть, хлопнуть) и т. д. Некоторые суффиксы образуют разговорные слова-синонимы к нейтральным производящим словам: табурет - табуретка, рыба - рыбина и т. д.
Постфикс (от лат. - после, прикрепленный) — значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания.
Для образования слов используются следующие постфиксы:
1) возвратный глагольный постфикс -ся (-сь): умывать - умываться, завести - завестись;
2) постфиксы –то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений: кто-то, кто-либо, что-нибудь.
Интерфикс (от лат. -между, прикрепленный) — аффикс, который соединяет части сложных слов.
Интерфиксы — это так называемые соединительные гласные в сложных словах: голубоглазый, пыленепроницаемый, нефтедобывающий. В отличие от других морфем, интерфиксы не имеют определенного значения, а служат только для объединения корней или корня и целого слова в единое слово.
В сложных порядковых числительных, а также если начальные части сложных сущ и прилагат образованы от числительного, в роли интерфикса выступают окончания родит падежа: шестидесятый, двухлетний, пятидесятидневный, двадцатилетие,
В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, так как изменяются обе части.
Окончание — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении и выражения грамматических значений слова.
Окончание выделяется только в изменяемых словах. Чаще всего оно оформляется каким-либо звуком или звуками.Но в ряде случаев окончание звуком не обозначено. Такое окончание называется нулевым.
У сложных количественных числительных и некоторых сложных существительных два окончания.
Для того чтобы найти окончание, нужно просклонять или проспрягать слово.
Нет окончаний:
1) в наречиях: далеко, здесь;
2) в инфинитиве: написать, нести;
3) в деепричастиях: написав, неся;
4) в неизменяемых сущ и прилагательных: такси, бюро; индиго, хаки.
5) в форме простой сравнительной степени: сильнее, пище.
Окончания выражают различные грамматические значения: рода, числа и падежа — у сущ., прилагат., причастий, порядковых числительных; лица и числа — у глаголов в форме настоящего и простого будущего времени - глагол в форме 3 лица ед.ч. и т. д.
Окончания и формообразующие суффиксы являются формообразующими морфемами.
ОСНОВА СЛОВА
Основа слова — это часть слова, выражающая его лексическое значение. В основу не включаются окончания и формообразующие суффиксы: поле, удивительный, создавал, рисующий.
Основа может быть прерывистой, т. е. расчленяться окончаниями и формообразующими суффиксами.
Основы бывают непроизводные и производные. Непроизводная основа состоит только из корня. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы. Необходимо быть внимательным при выделении основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, поскольку в словах типа делегация, пение, ружьё конечные гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию, (род.п. мн.ч.) окончание нулевое, а основа предстает в полном виде.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для образования производных слов.
Ведущим способом русского словообразования является морфемный.
В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:
1. Приставочный — образование слова при помощи приставки.
2. Суффиксальный — образование слова при помощи суффикса.
Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация.
Примечание.Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.
3. Постфиксальный — образование слова при помощи постфикса.
4. Приставочно-суффиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса.
б. Приставочно-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса.
6. Суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса.
7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса.
Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффик-сально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.
8. Сложение — образование слова в результате объединения двух или более полных основ при помощи интерфиксов либо без них.
Путем сложения образуются сложные слова.
9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) — образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ;б) сокращенной основы с целым словом.
Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. — сокращенно излагать).
Аббревиатуры бывают (основные виды):
а) слоговые — состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком «- профсоюзный комитет:
б) слого-словные — состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт «- агитационный пункт:
в) буквенные — состоящие из названий начальных букв: БГУ;
г) звуковые — состоящие из начальных звуков каждого слова: вуз - высшее учебное заведение.
Аббревиация характерна только для имен существительных.
10. Сложно-суффиксальный — образование слова путем сложения с одновременным присоединением суффикса: ширококостный - широкий +кость, скороварка - скоро + варить.
Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:
а) чередование звуков
б) усечение основы
в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки.
МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Морфолого-синтаксическнй способ словообразования — это образование слов путем перехода из одной части речи в другую, например: (хорошая) столовая (имя существительное) - столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) - (посмотреть) вокруг (наречие).
Принадлежность такого слова к той или иной части речи можно определить только в контексте (словосочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) — пообедать в столовой (существ.), благодаря за помощь друзей (дееприч.) — благодаря помощи друзей (предлог).
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные. Переход разных частей речи в имена сущ. называется субстантивацией (от лат. - имя сущ.): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении, слиянии) слова образуются из словосочетания путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший, - с ума сшедший, быстрорастворимый - быстрорастворимый, сейчас, - сей час.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных способом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.
При лексико-семантическом способе слово образуется в результате расщепления многозначного слова на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) - охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) - титан (гигант, героическая личность; человек, обладающий огромными творческими способностями).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом образовано производное слово (т. е. слово, которое образовалось). Например, слово лесник образовано от основы слова лес суффиксальным способом: лесник лес, Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного слова: лесник — человек, который охраняет лес,
Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.
Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть производной и непроизводной: береговой - берег. (берег — непроизводная производящая основа), карьеристский - карьерист, (карьерист — производная производящая основа).
Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму: убежал — форма от убежать; "убежать «- бежать (пристав,).
Словообразование нужно отличать от формообразования. Перерисовал — это форма прошедшего времени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- служит для образования не нового слова, а формы слова. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать - рисовать (пристав.).
При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:
1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный - заметный (не от «заметить»), расчудесный - чудесный (не от «чудеса»).
2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и постфикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ), приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, например, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом).
3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным способом, часть речи остается той же: некрасивый - красивый, мыться – мыть, кто-то – кто, вдуматься - думать. При этом приставка и постфикс присоединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.
4. Если при образовании слова морфемным способом изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный - яблоко, снизить - низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синь - синий (нулевая суффиксация).
5. Сущ., обозначающие лиц женского пола, обычно образуются от соответствующих им сущ., обозначающих лиц мужского пола: учительница – учитель.
6. Сущ., обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень - зеленый, доброта - добрый.
7. Сущ., обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег - бежать, ожидание ] - ожидать.
8. Основа изменяемых сущ всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразовательный разбор слов типа отстаивание необходимо оформлять так: отстаивании [й' э] - отстаивать.
9. Сложные существительные могут быть образованы от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность - полноводный (суффиксальный способ). Сложные прилагательные могут быть образованы от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный - железобетон, (суффиксальный способ).
10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обычно ударный: разливать + .разлить, замариновывать - замариновать,
11. Наречия на -о, -еобразуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстрашно - бесстрашный, вызывающе - .вызывающий.
12. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка - пробежка, тихонько – тихо.
13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.
14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1— 4-й ступеням словообразования:
1-я ступень: каминный- камин.
2-я ступень: каменистость- каменистый – камень.
3-я ступень: покраснени [й'э] – покраснеть – краснеть - красный.
4-я ступень: неподдельность - неподдельный - поддельный - подделать - делать.
Производные слова 5—б-й ступени встречаются редко: примиренчески - примиренческий - примиренец - примирени[й'э] - примирить – мирить -
мир.
15. Иногда существуют несколько вариантов образования одного и того же слова: 1) накрахмаливаться - накрахмаливать (постфиксальный);
2) накрахмаливаться – накрахмалиться (суффиксальный).
ОРФОГРАФИЯ
ЧЕРЕДОВАНИЕ О- А В КОРНЕ СЛОВА
1. Правописание корней -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-, -зар-/-зор-, -плав-/-плов-зависит от ударения.
В безударном положении пишется -гор-, -клон-, -твор-, -зор-, -плав-: гореть, загорелый; наклонение, склониться', затворить, сотворит; зоря, зарница; поплавок, плавник.
Исключения: изгарь, пригарь, выгарки, утварь, зоревать, пловец, пловчиха.
Запомнить: плывун(слой подпочвы, обильный водой).
2. В корнях -лож-/-лаг- перед жпишется буква о, перед г — а: изложть — излагать, предложение — предлагать.
Для правильного написания данных корней можно руководствоваться и следующим правилом: если за корнем идет суффикс -а-, в корне тоже пишется а; если суффикса -а-нет — пишется о: слагаемое, прилагательное (есть -а-)» изложение, положить (нет -а-)-
Необходимо отличать корни -лож-/-лаг-от иных, в состав которых входят такие же сочетания звуков: наслаждение — здесь корень -слажд-, проверяется словом сладкий; охлаждение — корень -хлажд-, проверяется словом прохлада.
3. В корнях -рос-/-раст-/-ращ- перед стищ пишется а;если стили щнет, пишется о; вырасти, выращенный, нарастающий, наросло, водоросли.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик. Ростов, Ростислав, на вырост, выросток, а также производные от данных слов (отраслевой, росточек, ростовщица и т. д).
4. В корнях -скак~/-скоч- в безударном положении перед к пишется а, перед ч— о; поскакать, подскочить.
Исключения: скачок, скачу.
Перед чбуква апишется в форме первого лица ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени, а также повелительного наклонения, если эти формы соотносятся с корнем -скак-: заскакать (начать скакать) — я заскачу (я начну скакать), заскачи (начни скакать).
б. В корнях -кос-/-кас- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-; пишется о, если за корнем нет суффикса -а-: касаться, прикасаться, прикосновение, коснуться.
6. В корнях -мок-/-мак- написание о или аопределяется лексическим значением слова. Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать во что-либо» : обмакнуть кисточку в краску, макать булку в мед. Слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным»: непромокаемая ткань, вымокнуть под дождем.
7. Написание корней -ровн-, -равн- также связано с лексическим значением слова. Корень -равн- имеет значение «одинаковый, равный, такой же, наравне»: уравнение, поравняться. Корень -ровн- пишется в словах со значением «прямой, гладкий»: выровнять дорогу.
Исключения: равнина, поровну.
Необходимо запомнить написание слов ровесник, уровень,
ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЕ СЛОВА
В корнях ~бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -дер-/-дир-, -тер-/-тир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг-, -стел-/-сшил-, -блест-/-блист-, -чет-/-чит- пишется буква и, если после корня следует суффикс -а-, во всех остальных случаях пишется е: уберу — убирать, запорешь — запирать, уберёт — удирать.
Исключения: сочетание, сочетать (и слова, образованные от них: сочетаемый, сочетательный и др.).
Необходимо отличать слова с чередованием -мер-/-мир- от слов с корнями -мер-, -мир-, проверяемыми ударением. Чередование -мер-/-мир~ происходит в корнях со значением «прекратить двигаться, существовать»: обмереть, замирать, отмирать и т. п. Всегда пишется ив словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется ев словах, однокоренных с мерить: измаять, измерение.
ЧЕРЕДОВАНИЯ А (Я) - ИМ, А(Я) - ИН
Существует ряд корней, оканчивающихся на -им-, -ин-: сжимать, приминать, заклинать и др. В таких корнях происходит чередование букв а(я)с сочетаниями букв им, ин: внять — внимать. сжать — сжимать. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
И, Е, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
После шипящих ж, ч, ш, щво всех частях слова пишутся и, е, у, а: жизнь, ножа, железо, чаща, чудо, шипы, шелест, мыши, щука.
Исключения:
1) иноязычные слова брошюра (брошюровать, брошюровка), парашют (парашютист, парашютный), жюри, жюльен (соус) и др.;
2) иноязычные имена собственные: Жюль, Чюрленис, Шяуляй и др.
0 - Е- Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
1. После шипящих в корне слова:
а) пишется ё, если:
• при изменении слова или при подборе однокоренных слов происходит чередование с е: шёпот -шептать, зачёсывать — зачесать,
• слова с корнем -жёг-являются глаголами и глагольными формами: поджёг бумагу, пережегший веревку;
б) пишется о, если:
• чередования ё/ене происходит: крыжовник, шорох, чопорный и т. д.;
• слова с корнем -жог- являются существительными: небольшой ожог, совершить поджог;
• слова иноязычного происхождения, в том числе имена собственные: шоколад, шоссе, Шопен и т. д.
2. После шипящих в суффиксах и окончаниях под ударением пишется ё:
а) в окончаниях глаголов: стережешь, течёт.
б) в суффиксах глаголов и причастий: затушёвывать, затушёванный, напряжённый, освещён;
в) в суффиксе -ённ- (-ён-)сущ. и наречий, образованных от причастий (отглагольных прилагательных): напряжённость, напряженно (от напряжённый);
г) в сочетании ёвкотглагольных сущ.: ночевка (от ночевать), размежевка (от размежевать);
д) в суффиксе -ёр отглагольных сущ.: стажёр, ухажёр, дирижер.
3. После шипящих в суффиксах и окончаниях неотглагольных сущ., прилагат и в суффиксах неотглагольных наречий под ударением пишется о, без ударения — е: ключом, ножом, чужого. Но: ещё.
Е ПОСЛЕ Ц
После цво всех частях слова под ударением пишется о(если произносится о), без ударения — е: цокать, крыльцо, целина, полотенце.
Исключения: цокотуха, цокотать, герцог, меццо, скерцо, (и слова, образованные от них: герцогиня, меццо-сопрано и т. п.).
После ц буква ё не пишется.
И- Ы ПОСЛЕ Ц
1. В корне слова после цпишется буква и: циркуль, цирк, панцирь.
Исключения: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц (и слова, образованные от них: цыганский, цыкнуть, цыплячий и т.д.).
2. В суффиксе -ынпритяжательных прилагательных и образованных от них слов, а также во всех окончаниях после цпишется ы: Лисицын, Спицын, Царицыно.
В словах на -ция после цпишется и: демонстрация, делегация, конструкция.