Диагностирование знаний, умений и навыков у школьников
Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»
Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).
Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.
«Систематическое обучение ручному труду»
«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется, клеится, окрашивается, впитывает влагу и др.).
Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный, объемный)).
Виды работы с бумагой:
¾ аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная);
¾ вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник);
¾ конструирование способом складывания фигурок (Оригами).
Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос).
Объемное конструирование из вырезанных полос.
Конструирование на основе готовых кругов.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).
Комбинированные работы: нитки и бумага.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Согласно базисному (образовательному) плану АООП для обучающихся с умственной отсталостью дополнительного первого класса на изучение учебного предмета «Ручной труд» отводится 66 часов в год. Предмет изучается 2 часа в неделю. Распределение учебного времени по видам труда дается примерное и представлено в таблице.
№№ п/п | Виды работы | Количество часов в год |
1. | Адаптационный период | |
2. | Работа с глиной и пластилином | |
3. | Работа с природными материалами | |
4. | Работа с бумагой. | |
5. | Работа с нитками. | |
6. | И Т О Г О |
Тематическое планирование уроков
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся |
«Адаптационный период» (3 часа) Адаптационные уроки, включающие темы: «Сделай из бумаги, пластилина, что умеешь», «Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе», помогут обследовать детей, создать условия для погружения детей дополнительного первого класса в предметный природный и рукотворный мир и познакомить с особенностями уроков ручного труда. Формирование представлений у детей о разнообразном предметном природном мире (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек), который является для художников и мастеров источником фантазии и воплощением их в материале (образцы изображений предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов: фигурки из глины и пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.). Ознакомление с особенностями уроков ручного труда, с основами культуры труда, с разнообразными материалами, инструментами и приспособлениями, которые применяются на уроках ручного труда в дополнительном первом классе. Развитие активного словаря происходит в процессе ознакомления с предметами, материалами и инструментами. | ||
«Предметы природного мира» «Предметы рукотворного мира» Подумай и ответь | Обогащение опыта школьников знаниями и сведениями о природном мире. | Слушать, запоминать, рассматривать иллюстрации. Вспоминать и говорить об известных предметах природного мира. |
Формирование представлений о предметном рукотворном мире. Много предметов человек делает своими руками, которые встречаются в природе. Ознакомление с предметным рукотворным миром и трудовой деятельностью человека в процессе, которой создаются эти предметы, с использованием иллюстрациях и дополнительных электронных образовательных ресурсов и др. Задания: Назвать предметы, изображенные на картинках. | Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных руками человека Ориентироваться, находить в пространстве помещения предметы, сделанные руками человека и созданные природой и их называть. | |
Закрепление имеющихся представлений о предметном мире на игровом материале и дополнительных электронных играх-программах. Задание: Сравнить предметы. Какие из них сделаны руками человека. Задание: Сравнить предметы. Определить, что общего в этих предметах. Какие из них сделаны руками человека. Задание: Оглянись вокруг и найди предметы, которые созданы природой. | Сравнивать, думать определять и отвечать на вопросы учителя о предметах, созданных природой и сделанных руками человека. | |
«Урок труда» Материалы, используемые на уроках труда Инструменты для работы с поделочными материалами Правила работы на уроках труда | Ознакомление с особенностями урока труда и требованиями к нему. | Слушать и запоминать и повторять за учителем. |
На уроках ручного труда учатся работать с разными поделочными материалами (глина, пластилин, природные материалы, бумага, клей, нитки). Задание. Посмотри на эти материалы и назови их. Скажи, что из них можно сделать. | Рассматривать, узнавать и называть знакомые поделочные материалы, используемые на уроках ручного труда. | |
Ознакомление с инструментами (карандаш, кисти, ножницы, иглы, стеки), которые применяют в работе с какими-либо материалами. Задание. Посмотреть на эти инструменты и назови их. Сказать, что ими можно делать. | Рассматривать, узнавать и называть знакомые инструменты, применяемые в работе с поделочными материалами (карандашом рисуют на бумаге, ножницами режут бумагу и т.д.). Запоминать, что относится к материалам, а что к инструментам. | |
Развитие первоначальных представлений о содержании организационных требований: - Как подготовить и содержать свое рабочее место? - Как пользоваться инструментами и материалами? - Как слушать объяснение учителя? - Как сидеть во время работы? - Как вести себя во время работы? Задание. Разложить материалы и инструменты в нужном порядке. Задание. Определение вида труда по набору материалов и инструментов. Игра: Определи, чего не хватает для работы с пластилином. Определи, чего не хватает для работы с бумагой. | Запоминать правила работы на уроках ручного труда. Раскладывать материалы и инструменты на рабочем столе и запоминать их расположение. | |
Работа с глиной и пластилином (20 часов) Лепка представляет собой работу с пластическими материалами - глиной и пластилином. Обучающиеся должны овладеть информацией об этих материалах: нахождение и производство, назначение, физические и художественно-выразительные свойства этих материалов, как правильно обращаться, инструменты для пластической работы, приемы обработки, виды пластических работ и др. В связи с тем, что работа с глиной требует особой подготовки и организации занятий в отличие от пластилина, то учитель начальных классов в праве, выбрать любой пластический материал и использовать его в условиях урочной системы. Наиболее доступным пластическим материалом считается пластилин, на основе которого и организуется все обучение лепным работам. В первом классе предусмотрено обучение разным способам лепки: плоскостной (аппликационный), конструктивный (лепка предметов из отдельных частей), пластический (лепка предметов шарообразной, овальной, конической формы из целого куска). На первоначальном этапе обучения видам лепных работ являются лепка по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношение частей изделия точно совпадают будущим работам обучающихся и с опорой на графическое изображение этого предмета, переданное на плоскости в объеме. В лепных работах применяются различные приемы работы с пластилином (разминание, отщипывание кусочков, размазывание на картоне, скатывание, сплющивание, вытягивание и др.). Лепка пробуждает художественно-эстетическое отношение к предметному миру. Лепка связана как с изображением на плоскости (рельефные аппликации из пластилина), так и с изучением и лепкой различных объемных предметов (фрукты, овощи, грибы, деревья, птицы, животные, игрушки, фигура человека). На уроках лепки развиваются умственные действия в процессе анализа, сравнения предметов, планирования предстоящей работы, текущего и заключительного контроля. Кроме этого лепные работы требуют затрат физических усилий, что положительно влияет на укрепление мышечной системы верхних конечностей, развитие и дифференциации, координации движений пальцев и рук и осуществление коррекции недостатков развития мелкой моторики. Развитие активного словаря происходит в процессе ознакомления с технико-технологическими терминами и понятиями: «аппликация», «глина», «заготовка», «конструктивный способ лепки», «лепка», «объем», «пластилин», «пластический способ лепки», «приемы лепки», «технология изготовления изделия», «технология выполнения приема» и др. | ||
«Познавательные сведения о глине и пластилине» | Знакомство с пластическими материалами начинается с глины. Что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины? Формирование знаний о пластилине предполагает изучение следующей информации: Что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином. Как правильно обращаться с пластилином. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Задание: Назвать цвета пластилина, которые ты узнаешь. | Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из глины. Рассматривать иллюстрации по изготовлению игрушек из глины в учебнике, книгах, или электронных образовательных ресурсах. Называть инструменты для работы с пластилином. Запоминать и соблюдать правила хранения и обращения с пластилином, санитарно-гигиенические требования при работе с пластилином. Определять и называть цвет пластилина (синий, красный, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый), его пластические свойства и готовность к работе. Вспоминать и говорить о предметах, игрушках, которые ранее лепились из пластилина. |
«Как работать с пластилином» | Формирование умения анализировать объект, выделяя его характерные признаки: форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. Объяснение технологии изготовления изделий из пластилина (аппликации, объемные). Формирование умения внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделия и выполнять задание с опорой на образец, повторяя все действия за учитьелем. Обучение элементарным приемам работы с пластилином | Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина Повторять за учителем планирование хода работы над изделием. Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки работы с пластилином. Рассматривать и понимать графические изображения. Овладевать элементарными приемами работы с пластилином. |
Приемы работы с пластилином. | ¾ Разминание пластилина. Технология выполнения приема: разминание пластилина (твердый пластилин мять сильными движениями рук – то левой, то правой рукой). С мягким пластилином работают легко и осторожно. | Развивать физическую силу рук. Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей. Регулировать мышечное усилие кистей рук. Развивать координацию движений рук. |
¾ Отщипывание кусочков пластилина. ¾ Размазывание пластилина по картону. Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно). Задание: Сделать аппликацию из пластилина на тему «Яблоко». | Дифференцировать движения пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев. Учиться изготавливать аппликацию из пластилина. | |
¾ Раскатывание пластилина столбиками (палочками, жгутиками). Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях и на подкладной доске. Задание: Сделать по образцу аппликацию «Домик и елочка». | Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя. Учиться совершать операции контроля с опорой на схему для контроля в учебнике. Учиться изготавливать рельефную аппликацию из столбиков. | |
¾ Скатывание шара из пластилина. Технология выполнения приема: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях. Задание: Сделать по образцу помидор. | Развивать ритмичные кругообразные движения рук. Осваивать пластический способ лепки. Учится лепить предметы шаровидной формы. | |
¾ Раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика. Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях. Задание: Сделать по образцу огурец. | Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя. Осваивать пластический способ лепки. Учится лепить предметы овальной формы. | |
¾ Вытягивание одного конца овальной формы. Технология выполнения приема: скатать овальную форму и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями до конической формы. Задание: Сделать по образцу морковь. | Закрепить навык скатывания овальной формы. Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина. Осваивать пластический способ лепки. | |
¾ Вытягивание боковины шара. Технология выполнения приема: скатать форму шара и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями до конической формы. Задание: Сделать по образцу свеклу и репку | Закрепить навык скатывания шара. Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина. Закреплять пластический способ лепки | |
¾ Сплющивание шара. Технология выполнения приема: скатать шар и сдавить его в ладонях до круга. Задание: Сделать по образцу пирамидку из четырех кругов и вершины. Задание: Слепить три гриба разной величины и помести их рядом. | Совершенствовать навык скатывания шара. Регулировать мышечное усилие кистей рук. Осваивать конструктивный способ лепки предметов. Закреплять умения выполнять контрольные операции с помощью схемы для контроля в учебнике. | |
¾ Прищипывание пластилина двумя пальцами. Технология выполнения приема: Захватить двумя пальцами кусочек пластилина и немного его сдавить. ¾ Примазывание пластилина. Технология выполнения приема: Большим или указательным пальцем с небольшим усилием размазать пластилин в месте соединения деталей. Задание: Слепить цыпленка из пластилина желтого цвета. | Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев. Развивать координированные движения пальцев. | |
Лепка из пластилина многодетальных фигурок и макетов | Используя разные приемы лепки, затем соединив сделанные детали, можно вылепить разные фигурки и использовать их при изготовлении макетов. Задание: Слепить по образцу гроздь винограда (шариков). Задание: Слепить домик из «бревен» (столбиков). | Закреплять приемы лепки. Лепить отдельные детали фигурок. Соединять детали в заданной последовательности. Использовать сделанные из пластилина детали при сборке многофигурных композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними. Закреплять умение лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок и макетов и др. |
Работа с природными материалами (6 часов) Природные материалы имеют естественное происхождение, этим и отличаются от других поделочных материалов. Формировать представления о природных материалах как поделочных. В качестве поделочных материалов в дополнительном первом классе используют: шишки, еловые и сосновые, засушенные листья. Природные материалы делятся на плоские и объемные. Все природные материалы отличаются друг от друга по ряду естественных физических признаков: форме, величине, цвету, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Отличительной особенностью каждого из природных материалов является, что они имеют и художественно выразительные свойства, т.е. они имеют сходство с предметами животного, растительного мира возникающими в нашем воображении. В связи с этим, на занятиях с природными материалами создаются условия для развития наблюдательности и воображения, умений ориентироваться в пространственных отношениях в предметах при выполнении плоских и объемных изделий. Эти уроки дают возможность воспитывать любовь к природе, развивать художественный вкус, прививать интерес к труду и расширять представления о предметах рукотворного мира, сделанных из природных материалов. Обучающиеся должны овладеть информацией об этих материалах: нахождение их в природе, где используют их виды, физические и художественно-выразительные свойства, как работать с ними, какие материалы служат дополнительными, вспомогательными, с помощью которых соединяются детали изделий. | ||
«Познавательные сведения о природных материалах» Где используют природные материалы Где находят природные материалы. | Развитие представлений о природных материалах, их свойствах, применении. Формирование знаний о засушенных листьях и шишках. | Овладевать знаниями о природных материалах. Различать разные виды природных материалов |
В природе много разнообразных цветов. Из цветов составляют букеты. Их травы, соломы делают игрушки, Из прутиков плетут полезные предметы быта и др. Задание: Посмотреть на картинку, и сказать, кого ты узнаешь в игрушке, сделанной из природного материала. | Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из природных материалов в иллюстрациях, на фотографиях учебника, книгах, или электронных образовательных ресурсах. | |
В лесу (парке) растет много разных деревьев. Кора, ветки и листья, шишки и желуди – все это природный материал. Задание: Назвать деревья, которые ты знаешь (береза, сосна, клен…). .Листья можно засушить и сохранить их красоту. Вопрос: Какого цвета листья летом и осенью? Задание: Собрать листья, засуши их и сделай коллекцию. Еловые шишки собирают в лесу. Они растут на ели. Имеет удлиненную форму, коричневый цвет. Она состоит из чешуек. Задание: Сказать, где растут шишки. | . Узнавать и называть в изделиях, сделанных из засушенных листьев образы предметов реального мира. Рассмотреть и назвать природные материалы. Вспоминать, узнавать и называть породы деревьев. Запоминать характерные свойства засушенных листьев. Узнавать и называть в аппликациях из засушенной травы образы предметов реальной действительности. Узнавать и называть в изделиях, сделанных из шишек образы предметов реальной действительности. Рассматривать и запоминать основные признаки еловых шишек. | |
«Как работать с природными материалами» Как работать с засушенными листьями. Как работать с еловыми шишками. | Учить анализировать объекты труда, выделяя и называя их характерные признаки и свойства: название, назначение, форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. Объяснять технологию изготовления изделий (аппликации, объемные) из природных материалов. Формировать умение внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделий с опорой на образец. | Повторять за учителем анализ образца аппликации из засушенных листьев и объемных изделий из шишек. Рассматривать и понимать образец последовательности изготовления аппликации или объемных изделий с помощью учителя. Планировать ход работы над изделием с помощью учителя. Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы и с опорой на образец с помощью учителя. |
Из листьев делают аппликации на самые разные темы. Но засушенные листья хрупкие, поэтому с ними надо обращаться очень бережно. Задание: Прикрепить большой и маленький засушенные листья с помощью пластилина на подложку из цветной бумаги; Задание: Сделать аппликацию из засушенных листьев разной величины, прикрепить детали с помощью пластилина. | Вспоминать и называть, что означает слово «Аппликация». Учиться располагать детали аппликации в пространстве листа. Учиться составлять аппликацию из засушенных листьев, соединяя детали аппликации с помощью кусочка пластилина. | |
Еловые шишки прекрасный материал для изготовления игрушек. Задание: Сконструировать по образцу ежика из шишки и пластилина. | Осваивать технологию изготовления изделия из еловой шишки и пластилина. Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью». Развивать мышечную регуляцию. | |
Работа с бумагой (27 часов) Бумага – это общеизвестный материал, крайне необходимый каждому человеку, поскольку предметы, изготовленные из этого материала, окружают его в быту, игре, учебе. Из существующего перечня сортов бумаги в дополнительном первом классе изучаются только некоторые: писчая, рисовальная, впитывающая бумага, бумага для труда. Соприкасаясь с различными сортами бумаги, обучающиеся определяют на ощупь ее плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. В процессе игровых ситуаций с использованием различных сортов бумаги развивается слуховая чувствительность. Например, не видя бумаги, по шуму, при ее сминании, можно определить и назвать некоторые ее сорта. Бумага универсальна по своим физическим свойствам (мнется, гнется, рвется, режется, окрашивается, клеится и т.д.), что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики. В процессе безорудийной и орудийной обработки бумаги формируются трудовые практические умения и навыки. В первом полугодии обучение работе с бумагой в дополнительном первом классе начинается с формирования умений бозорудийной обработки этого материала, а со второго полугодия с использованием режущего инструмента. В процессе работы происходит знакомство и овладение работой ножницами, одним наиболее сложным режущим инструментом. Обучение технологии ручной обработки бумаги, является одной из определяющих задач технологической подготовки. Программой предусмотрено обучение разнообразным приемам работы с бумагой: приемы сгибания, сминания, разрывания, резания, склеивания, разметки бумаги. При овладении этими приемами обучающиеся выполняют практические задания, в ходе которых усваивают ряд технико-технологических терминов и понятий: «аппликация» «бумага», «вырезание из бумаги», «деталь», «изделие», «инструмент» «мозаика», «оригами», «орнамент», «прием», «разметка», «сгиб», «симметрия», «шаблон» и др. Работая с бумагой, которая может иметь разную форму, обучающиеся знакомятся с основными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Учатся выявлять характерные признаки геометрических фигур и ориентироваться в их пространстве (верхний, нижний угол, правая, левая, нижняя, верхняя, боковая сторона). Сопоставлять их с изображением реальных предметов. | ||
«Познавательные сведения о бумаге» Какие изделия изготавливают из бумаги. | Формирование представлений о предметах, сделанных из бумаги. Из бумаги изготавливают коробки для упаковки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности. Задание: Назвать игрушки, которые сделаны из бумаги Задание: Назвать предметы. Для чего они нужны. | Рассматривать, узнавать и называть изображения предметов в иллюстрациях, книгах, или электронных образовательных ресурсах. Находить в окружающем пространстве предметы, сделанные из бумаги. |
Сорта бумаги | Существует много сортов и видов бумаги. Бумага для письма (писчая, почтовая, рисовальная). Бумага для печати (газетная, книжная). Бумага впитывающая (туалетная, салфеточная). Крашеная бумага (бумага для труда). Задание: Назвать предметы, которые сделаны из разных сортов бумаги. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние сортов бумаги. | Рассматривать и запоминать сорта и виды бумаги. Соотносить сорт бумаги с изделием. Собрать коллекцию из разных сортов и видов бумаги. Учиться различать и сравнивать сорта бумаги по прочности, плотности, толщине, гладкости или шероховатости ее поверхности и цвету. Определять сорта бумаги по слуховому и тактильному восприятию. |
Признаки и свойства бумаги | Цвет бумаги. Бумагу окрашивают в разные цвета. Задание: Назвать цвета красок, которыми окрашивают бумагу. Задание: Составить коллекцию из разных сортов цветной бумаги (гладкоокрашенной и с рисунком). Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов | Узнавать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). |
Что надо знать о треугольнике | Формирование представлений о геометрических фигурах. Бумаге можно придать разную форму - треугольную, квадратную, прямоугольную, круглую. Треугольник – это геометрическая фигура. У неё три угла и три сороны. Есть много предметов, которые имеют форму треугольника. Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, которые похожи на треугольник. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов, имеющие треугольную форму. | Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «треугольник». Определять и называть признаки геометрической фигуры «треугольник». Различать треугольники по величине. Устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. |
Что надо знать о квадрате | Квадрат – это геометрическая фигура. У нее четыре угла и четыре стороны. Углы все прямые. Квадраты могут быть разными по величине (большой, средний, маленький).Форму квадрата имеют многие предметы. Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, которые похожи на квадрат. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов, имеющие квадратную форму. | Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «квадрат». Определять и называть признаки геометрической фигуры «квадрат». Различать квадраты по величине. Устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму. |
Что надо знать о прямоугольнике | Прямоугольник – это геометрическая фигура. Прямоугольник похож на квадрат, только у него более вытянутая форма. Он может быть широким и узким. Многие предметы имеют прямоугольную форму. Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, похожие на прямоугольник. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов, имеющие прямоцгольную форму. | Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «прямоугольник». Определять и называть признаки геометрической фигуры «прямоугольник». Различать прямоугольники по величине. Устанавливать сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму. |
Что надо знать о круге | Круг – это геометрическая фигура, у которой нет конца и начала, нет углов и сторон. Многие предметы, похожи на круг. Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы, имеют круглую форму. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов, имеющие круглую форму. | Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «круг». Определять и называть признаки геометрической фигуры «круг». Устанавливать сходство круга с предметами природного и рукотворного мира, имеющими круглую форму. |
Что надо знать об овале | Овал – это геометрическая фигура, которая похожа на круг, только имеет вытянутую форму. Многие предметы, имеют овальную форму. Задание: Посмотреть на картинки. Назвать предметы овальной формы. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов, имеющие овальную форму. | Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «овал». Определять и называть признаки геометрической фигуры «овал». Устанавливать сходство овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму. |
«Как работать с бумагой» Приемы сгибания бумаги | Учить анализировать объекты труда, выделяя и называя их характерные признаки и свойства: название, назначение, форму, величину, цвет, детали и их пространственные соотношения, материал. Объяснять технологию изготовления изделий (аппликации, объемные) из бумаги. Формировать умение внимательно слушать и понимать пошаговую инструкцию изготовления изделий с опорой на образец и действовать в соответствии с инструкцией, чередующейся показом. Обучение элементарным приемам сгибания, сминания, разрывания, резания бумаги. Ознакомление с частями орудийного приема: 1. Результат орудийного приема (приемы вырезания из бумаги, приемы разметки, приемы работы кистью и клеем). 2. Орудие и приспособление: ножницы, шаблон (устройство, назначение, правила обращения с инструментом и др.). 3. Двигательная программа: (правильное удержание инструмента, шаблона; подготовка рук к работе посредством гимнастических и графических упражнений; объяснение, чередующееся показом выполнение двигательных трудовых приемов; осуществление текущего и заключительного контроля выполнения двигательного трудового приема). | Повторять за учителем анализ образца аппликации и объемных изделий, сделанных из бумаги Рассматривать и понимать образец последовательности изготовления аппликации и объемных изделий. Планировать ход работы над изделием с опорой на образец с помощью учителя. Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы с помощью учителя. Овладевать разными приемами обработки бумаги. Наблюдать, запоминать, что должно получиться в результате выполнения техн7ологического приема. Смотреть, запоминать и рассказывать об инструментах, шаблонах применяемых при работе с бумагой. Выработать навык правильного удержания инструмента, шаблона. Смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя двигательные трудовые приемы. Запоминать последовательность выполнения двигательного приема. Контролировать с помощью учителя выполнение двигательных приемов.   |