Упражнение «ОДИН — НЕСКОЛЬКО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры
5-го типа при образовании имен существительных
множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а) с окончанием -И б) с окончанием -Ы
Логопед: | Р | е б е н о к: | Логопед: | Р | еб е нок: | |
денек | — | деньки | бубен | — | бубны | |
пенек | — | пеньки | бант | — | банты | |
дубок | — | дубки | винт | — | винты | |
каток | — | катки | фильм | — | фильмы | |
венок | — | венки | лифт | — | лифты. | |
моток | — | мотки | бинт | — | бинты | |
комок | — | комки | ||||
танк | — | танки | ||||
камень | — | камни | в) с окончанием -А | |||
ливень | — | ливни | ||||
капля | — | капли | пятно | — | пятна | |
уголь | — | угли | окно | — | окна |
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
49. Упражнение «УЗНАЙ ВЕТКУ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: пальма, ольха, айва,' пихта, сосна, елка; ветки перечисленных деревьев. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия деревьев, изображенных на них. Затем показывает картинки с изображением веток перечисленных деревьев и просит ответить на вопрос: «От какого дерева эта ветка? » Ребенок: Ветка пальмы. Ветка ольхи. Ветка айвы. Ветка пихты. Ветка сосны*. Ветка елки*. | 50. Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Активизировать и вводить в речь обобщающие понятия. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование:предметные картинки: тумба, тахта, кепка, диван, тапки, туфли, майка, кеды, юбка, кофта. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком ряд из четырех картинок, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку выбрать и назвать «лишний» предмет и объяснить свой выбор. Логопед: Ребенок: тумба, тахта, кепка, диван кепка тапки, туфли, майка, кеды майка майка, юбка, кофта, туфли туфли |
51. Упражнение «НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: метка, ветка, сетка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу. (В качестве опоры используются предметные картинки.) Логопед: Ребенок: Я тебе задачу дам: Все расставить по местам. Вот печать на простыне метка. Зеленеет за окном — ветка. Волейбольная висит — сетка. | 52. Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: 1. Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа. 2. Упражнять в употреблении предлога «НА». 3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ответить на вопросы: Логопед: Где буквы? Где метка? Где губка? Где детки? Где капли? Где деньги? Где пятно? Ребенок: Буквы на ленте. Метка на майке. Губка на ванне. Детки на катке. Капли на окне. Деньги на тумбе. Пятно на пальто. |
53. Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением. Логопед: Ребенок: Трудно легко Здорова больна Светло темно Недавно давно Мир война Толсто тонко 54. Упражнение «ВЫПОЛНЯЕМ КОМАНДЫ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении глаголов множественного числа повелительного наклонения. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять. Потом ты станешь приказывать мне, а я буду выполнять твои команды». Логопед: Ребенок: Дуй. Вы дуйте. Мой. Вымойте. Пой. Вы пойте. Лей. Вылейте. Пей. Вы пейте. | 55. Упражнение «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить называть целый предмет по названиям его частей. 3. Развивать логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: окно, утка, кофта, тумба, банка. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку угадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: подоконник, рама, стекло, форточка... окно крылья, клюв, хвост, лапки... утка рукава, манжеты, воротник, застежка... кофта крышка, дверца, ножки, стенки... тумба горлышко, дно, стенки... банка 56. Упражнение «ЧЕГО НЕТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа. 2. Развивать внимание и зрительную память. Оборудование: предметные картинки: венок, каток, уголь, огонь, бубен, камень. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок, предлагает внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего нет?» Ребенок: Венка, катка, угля, огня, бубна, камня. |
57. Упражнение «ПОДБЕРИ СЛОВА» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа. 2. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь». Оборудование: предметные картинки: пальто, юбка, кофта, майка, белье; тапки, туфли, кеды; чулки, гольфы, носки. Ход игровогоупражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Что можно шить? Пальто, юбку, кофту, майку, белье. Что можно обуть? Тапки, туфли, кеды. Что можно штопать? Чулки*, гольфы, носки*. | 58. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цель: 1. Упражнять в употреблении несклоняемого существительного «пальто». Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку заканчивать предложения словом «пальто». Логопед: Ребенок: В прихожей на вешалке висит... пальто. У мамы нет теплого зимнего... пальто. Бабушка пришивает пуговицы к... пальто. Брат пошел за... пальто. Малыш вышел гулять в новом... пальто. 59. Упражнение «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Учить составлять предложения по опорным словам. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку составить предложения из отдельных слов. Логопед: Ольги, у, тапки, туфли, и. Ольга, ели, Инга, и, вафли. Тополя,пух,ольхе, на. Илья, кидай, не, камни. Кегли, дайте, Ивану. Пальто, Толи, у, унты, и. Ребенок: У Ольги тапки и туфли. Ольга и Инга ели вафли. Пух тополя на ольхе. Илья, не кидай камни. Дайте Ивану кегли. У Толи пальто и унты. |
60. Упражнение «ЗАГАДКИ» Цель: 1. Продолжить учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа. 2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку отгадать загадки. Логопед: Ребенок: Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем. Будка. Плещет теплая волна В берега из чугуна: Угадайте, вспомните, Что за море в комнате. Ванна. . Из железа тучка, А у тучки ручка. Эта тучка по порядку Полила за грядкой грядку Лейка Черные птички На каждой страничке. Молчат, ожидают Кто их прочитает. Буквы. | ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 5-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ У дома ольха. Мальвы увяли. На Илье кепка. Дайте Илье кегли. На Татке новые тапки. На окне капли воды. Инга и Илья, пойте. Коля, не кидай камни. На майке моя метка. Ольга и Инга едят вафли. У Юльки на тумбе нитки. Пух тополя на ольхе и мальве. Ольга больна. Мама дает ей капли. У Коли коньки. Он давно на катке. |
Наши рекомендации
|