Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование в распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника
в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Конституция РФ гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132).
Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны с процессом формирования муниципальной собственности, имевшим в своей основе раздел прежней государственности собственности.
Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления получили право самостоятельно утверждать перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В собственность муниципальных образований передавались: жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении органов местного самоуправления; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данные объекты; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) и другие объекты.
Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления должен регулироваться законами.
Субъекты Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полномочий меякду субъектами РФ и муниципальными образованиями. Кроме того, в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты РФ соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.
Так, Законом Московской области «Об общих принципах формирования управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» установлен следующий порядок передачи областной собственности в муниципальную.
В муниципальную собственность могут передаваться объекты областной собственности, приобретенные в порядке разграничения государственной собственности в Российской Федерации, и областная собственность, созданная или приобретенная за счет средств областного бюджета, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий областной собственности, а также по иным основаниям:
объекты, находящиеся в хозяйственном ведении действующих унитарных предприятий или оперативном управлении действующих учреждений областной собственности;
объекты, находящиеся в хозяйственном ведении унитарных предприятий или оперативном управлении учреждений областной собственности, в отношении которых принято решение о реорганизации, ликвидации или приватизации;
объекты областной собственности, находящиеся во владении коммерческих организаций, образованных в процессе приватизации предприятий и учреждений областной собственности, стоимость которых не включена в уставный капитал этих коммерческих организаций;
областная собственность, находящаяся во владении и (или) пользовании коммерческих и некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров и соглашений, в том числе по договорам аренды;
унитарные предприятия и учреждения областной собственности;
филиалы и структурные подразделения унитарных предприятий и учреждений областной собственности;
ценные бумаги;
объекты областной собственности, ранее переданные в управление органам местного самоуправления;
областная собственность, составляющая казну Московской области.
В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены: а) жилищный фонд;
б) жилищно-эксплуатационные предприятия;
в) нежилые помещения (нежилой фонд), в которых размещаются предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, аптеки, магазины оптики;
г) объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эксплуатацию жилищного, нежилого фонда и городского электрического транспорта, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов;
д) дома-интернаты для ветеранов труда, дома для престарелых, детские дома, дома ребенка и другие объекты, выполняющие функции социальной защиты;
е) здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории и культуры местного значения;
ж) унитарные предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
з) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры, туризма и спорта;
и) иные объекты областной собственности.
В перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут включаться объекты, не завершенные строительством.
Представительный орган местного самоуправления принимает решение о направлении в Мособлкомимущество перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, для его утверждения в порядке, установленном законом.
Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляется в Мособлкомимущество органом местного самоуправления, разработавшим указанный перечень, в двух идентичных экземплярах вместе со следующими документами:
• решением представительного органа местного самоуправления о направлении указанного перечня в Мособлкомимущество;
• письменным обоснованным согласием или несогласием (форма произвольная) руководителя унитарного предприятия или учреждения областной собственности на передачу в муниципальную собственность объектов;
• актами приема-передачи объектов, ранее переданных с баланса предприятий или учреждений областной собственности на баланс (в управление) органам местного самоуправления, согласованными с Мособлкомимуществом в порядке, установленном нормативными правовыми актами Московской, области, и др.
Мособлкомимущество осуществляет:
а) проверку соответствия представленных перечней и документов требованиям настоящего закона;
б) регистрацию представленных перечней, которая осуществляется в день их поступления.
Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения требований по составу представленных документов и (или) несоблюдения формы представленных перечней и (или) документов.
Если в составе населения, обслуживаемого учреждением, включенным в перечень, члены местного сообщества муниципального образования составляют менее 50% или в пределах данного муниципального образования учреждением реализуется менее 50% общего объема выполняемых услуг (работ), может быть принято постановление главы администрации Московской области о передаче указанного учреждения в долевую собственность нескольких муниципальных образований.
Постановление главы администрации Московской области об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность (в том числе долевую собственность нескольких муниципальных образований), или об отказе в передаче объектов областной собственности в муниципальную собственность принимается в течение двух месяцев со дня регистрации Мособлимуществом указанного перечня. Данное постановление является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на переданные объекты.
Если в указанные законом сроки постановление главы администрации Московской области не будет принято, документами, подтверждающими право муниципальной собственности, являются перечень объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, зарегистрированный Мособлкоми-муществом, и решение представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, который может содержать все или часть объектов, включенных в перечень, зарегистрированный Мособлкомимуществом.
Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.
Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности.
Основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.
Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 1999 г. Основные положения государственной программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах компетенции, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов[125].
В соответствии с законом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Кроме того, представительный орган местного самоуправления утверждает программу приватизации муниципального имущества (годовое заседание, план приватизации). При разработке программы следует руководствоваться общими целями приватизации, одна из которых — повышение эффективности экономики.
При приватизации муниципального имущества используются следующие способы:
• продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
• продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
• продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
• выкуп арендованного муниципального имущества;
• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;
• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
• отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Например, в ряде случаев целесообразно сохранить контроль за приватизируемым предприятием со стороны муниципального образования (предприятие имеет большое социально-экономическое значение для муниципального образования, его населения). Поэтому можно преобразовать предприятие в открытое акционерное общество, продав частным собственникам лишь часть акций. Другая часть остается в муниципальной собственности. Можно ввести специальное право на участие муниципального образования в управлении обществом («золотую акцию»).
Возможны иные способы приватизации — продажа предприятия по коммерческому конкурсу с инвестиционными и (или} социальными условиями и др.
Разработку программы должна обеспечить администрация муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления может быть создан орган по управлению муниципальным имуществом, который и должен в этом случае разработать перечень подлежащих приватизации муниципальных предприятий с указанием способов их приватизации и обоснованием их выбора.
В соответствии с Законом о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Правительство РФ утвердило Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества и Положение о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества[126].
Аукцион проводится открытым по составу участников. Форма подачи предложения по цене имущества определяется органом местного самоуправления, принимающим решение о способе приватизации муниципального имущества (эти предложения могут подаваться в закрытой форме либо заявляться открыто в ходе проведения торгов).
Конкурс также является открытым. Однако предложения по цене приватизируемого имущества подаются его участниками в закрытой форме (в запечатанном конверте).
Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления-(это могут быть, например, органы по управлению муниципальным имуществом).
Для проведения аукциона (конкурса) создается комиссия, состав которой определяется органом местного самоуправления.
Решение комиссии о результатах рассмотрения заявок претендентов и об итогах аукциона (конкурса) оформляются протоколом.
К участию в аукционе (конкурсе) допускаются физические и юридические лица.
Аукцион (конкурс), на участие в котором не было подано заявок либо участие в котором принял только один участник, признается несостоявшимся.
Между продавцом и победителем аукциона (конкурса) заключается договор купли-продажи.
Победитель конкурса одновременно с договором купли-продажи имущества заключает с продавцом договор о порядке выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
Органы местного самоуправления определяют состав комиссии по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса.
Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Продавец муниципального имущества обязан опубликовать сообщение об итогах аукциона (конкурса) в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении, в срок не позднее 30 дней после заключения договора купли-продажи имущества.
Законе приватизации государственного имущества закрепляет полномочия муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ.
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решение об использовании в отношении указанных акционерных обществ специального права на участие муниципальных образований в управлении этими обществами («золотая акция»). В этом случае органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают представителей муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Данные представители вправе вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Они также обладают правом вето при принятии общим собранием акционеров решения: а) о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении его в новой редакции; б) о реорганизации открытого акционерного общества; в) о ликвидации открытого акционерного общества и др.
Представители муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны, а также обладают другими правами, предусмотренными Законом о приватизации государственного имущества.
Специальное право («золотая акция») действует до принятия органом местного самоуправления решения о его прекращении.
23 мая 1998 г. Правительство РФ утвердило Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации[127].
Специализированный аукцион является открытым. Заявки на участие в нем подаются в письменной форме. Все победители аукциона получают акции по единой цене продажи одной акции.
Как уже отмечалось, Закон о приватизации государственного имущества не применяется в отношении тех объектов муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется на основе законов, определяющих права органов местного самоуправления в процессе приватизации данного муниципального имущества. Так, приватизация жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Закон особо защищает права несовершеннолетних, которые остались проживать в жилом помещении в случае смерти родителей и в иных случаях утраты попечения родителей. В этом случае органы опеки и попечительства (которыми согласно ГК РФ являются органы местного самоуправления), приемные родители, иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, договоры оформляют самостоятельно с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
Федеральный закон от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования ввел мораторий на приватизацию муниципальных образовательных учреждений всех типов. Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является орган местного самоуправления может быть осуществлена только с согласия представительного органа местного самоуправления[128].
Приватизация земли, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, также должна регулироваться другими федеральными законами. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит специальную главу, посвященную особенностям приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. Предусматривается, что садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Закон определяет последовательность осуществления приватизации данных земельных участков и определяет роль органов местного самоуправления в этом процессе. После соответствующих действий со стороны общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного объединения, комиссии по подготовке материалов для приватизации земельных участков, созданную общим собранием, орган местного самоуправления принимает решение о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Это решение является основанием для выдачи гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю.
Членам объединения документы выдает правление, которое получает эти документы в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
Пока не приняты федеральные законы, определяющие порядок приватизации других земельных участков, действуют указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»[129]; от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды» и др.
Продаже в порядке приватизации не подлежат земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, набережные и др.), земли заповедников, а также другие находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, оборот которых не допускается законодательством Российской Федерации.
Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются:
• на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
• на финансирование мероприятий .по социальной защите населения;
• на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества.
Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности:
• правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду;
• правила пользования земельными ресурсами;
• правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения.
Органы местного самоуправления ведут реестры объектов муниципальной собственности. Порядок ведения данных реестров и требования к их содержанию устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.
В ведении органов местного самоуправления находятся различные объекты муниципальной собственности: земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и учреждения, жилищный и нежилой фонд; объекты инженерной инфраструктуры и др.
Вместе с тем многие муниципальные образования являются дотационными. В связи с этим органы местного самоуправления должны не уповать на финансовую помощь государства, а опираться на собственные ресурсы, эффективно управлять имеющейся в их распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми и иными местными ресурсами; тесно взаимодействовать со всеми предприятиями, организациями, расположенными на их территории, в целях обеспечения комплексного развития своей территории, сохранения и улучшения природной среды, ее экологии, а также решения иных социально-экономических задач; знать и умело использовать свои гарантированные Конституцией РФ и Европейской Хартией местного самоуправления полномочия в разных сферах местной жизни.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом.
Органы местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных предприятий, учреждений и организаций, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей.
Для осуществления хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Согласно ГК РФ (ст. 215) часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования. Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления, осуществляющих от имени муниципального образования право собственника муниципального имущества. Остальным имуществом, принадлежащим муниципальному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно ГК РФ муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, могут изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, регулируя отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, устанавливает также, что органы местного самоуправления:
а) определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
б) осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);
в) утверждают их уставы;
г) назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;
д) заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций зачисляется в доходы местных бюджетов.
Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления в интересах населения вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке.
§ 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
На территории муниципального образования находятся предприятия, учреждения и организации, которые не входят в состав муниципальной собственности: государственные, частные и иных форм собственности. Все они, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, обязаны исполнять решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами.
В своей деятельности предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности, должны руководствоваться не только законами, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, но и общеобязательными правилами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающими те или иные стороны деятельности данных предприятий, учреждений и организаций. Речь идет прежде всего об актах органов местного самоуправления, регулирующих использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также планировку и застройку территории муниципальных образований, и других нормативных правовых актах, принятие которых относится к компетенции органов местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления привлекают предприятия, учреждения и организации к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования. В соответствии с законом органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В этих целях они используют финансово-экономические методы, а также организационно-правовые формы своего взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями, формируя, например, на добровольной основе советы директоров, советы предпринимателей, которые помогают органам местного самоуправления осуществлять координационную функцию. Органы местного самоуправления вправе объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры.
Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования играет муниципальный заказ.
Муниципальный заказ — договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов. При этом могут использоваться и иные собственные материальные средства муниципального образования.
Согласно закону органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ:
• по благоустройству территории муниципального образования;
• по коммунальному обслуживанию населения;
• по строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры;
• по производству продукции;
• по оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а также на выполнение других работ.
Органы местного самоуправления содействуют созданию на своей территории предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, стимулируют их деятельность, используя, в частности, такой финансовый инструмент, как налоговые льготы, а также предоставляя предприятиям иные льготы и преимущества. Они дают согласие на замену в установленном порядке платежей предприятий по налогу с прибыли, поступающих в местный бюджет, натуральным покрытием или услугами предприятий.
К ведению органов местного самоуправления относится также решение вопросов о создании совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, заключение договоров с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции для нужд развития территории муниципального образования, его жителей за счет имеющихся валютных средств и на иной основе.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, которые в ряде случаев конкретизируют основы правового взаимодействия муниципальных образований, их органов с предприятиями и организациями, расположенными на их территории, оказывают содействие развитию тех или иных форм хозяйственной деятельности, поддержку определенным категориям хозяйствующих субъектов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»[130] органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов, прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению необходимой для их деятельности информации. Вместе с тем Закон возлагает и на кооперативы обязанность предоставлять органам местного самоуправления информацию об их деятельности.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[131] определяет, в частности, возможные формы их поддержки органами м