Основные этапы формирования речи ребёнка.
А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа:
1) Подготовительный (с рождения и до года). Происходит подготовка к овладению речи. Начальный период речевого онтогенеза – это переход от молчания к слову. Появляясь на свет, ребёнок своё появление обозначает криком. Крик – первая голосовая реакция ребёнка. Крик и плач ребёнка активизирует деятельность артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. В 1.5-2 месяца появляются специфические голосовые реакции – кряхтение, радостное повизгивание. С трудом можно идентифицировать их со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные звуки [а], [о], [у], [э], а также наиболее лёгкие для артикулирования губные согласные [п], [м], [б] (эти согласные обусловленные физиологическим актом сосания) и заднеязычные [г], [х], [к] (связаны с физиологическим актом глотания). В 4 месяца усложняются звуковые сочетания, появляются новые типы – [гн], [агн], [ля], [аля] и подобие р. Ребёнок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяя один и тот же звук и получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из взрослых и начинает разговаривает с малышом, то он с удовольствием слушает звуки взрослого и как бы подхватывает их. При нормальном развитии ребёнка между 4 и 5 месяцами жизни начинается следующий этап речевого развития – лепет. В этот период появляется признак локализации структуры слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. В 7-8.5 мес. дети произносят слоги – «дядядя», «дедеде», «деда». Лепет – это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определёнными лицами и предметами. В процессе общения со взрослым ребёнок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8-9.5 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 мес. расширяется объём лепетных слов, которые ребёнок пытается повторить за взрослыми. Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. У девочек слова появляются в 8-9 мес., у мальчиков в 10-12 мес.
2) Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Расширяется объём лепетных слов. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребёнка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребёнок воспроизводит их общий звуковой облик, при этом звуковая культура речи страдает. Освоение и развитие фонетической единицы идёт вслед за появлением слова как семантической единицы. Слова могут выражать законченное целостное выражение и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова. По мере роста словаря фонетические искажения становятся более заметными. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, которая требует созревания фонематической и речевой сторон речи. После 1.5 лет наблюдается рост активного словаря. Появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней. В 1-3 года многие звуки родного языка ребёнок переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата и недостаточным усвоением воспринимаемых фонем. В этот период отмечается воспроизведение интонационно-ритмических и мелодических контуров слов.
3) Дошкольный (с 3 до 7 лет). Наиболее интенсивное речевое развитие детей. Происходит качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребёнок начинает активно пользоваться всеми частями речи. Постепенно формируются навыки словообразования. Более дифференцированно употребление слов в соответствии с их значением. В возрасте 5-6 лет высказывания детей достаточно пространственными, улавливается определённая логика изложения, нередко в рассказах появляются элементы фантазии, возникает желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. В этот период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи. Умение воспроизводить слова различной слоговой сложности и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей возникают ошибки, то они касаются наиболее трудных и редко употребляемых слов. Уровень развития фонематического слуха позволяет ребёнку овладеть навыком звукового анализа и синтеза. К концу дошкольного периода ребёнок владеет развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
4) Школьный (от 7 до 17 лет). Продолжается совершенствование связной речи за счёт усложнения и усложнения грамматических форм. Дети усваивают грамматические правила свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом; на этом этапе формируется письменная речь.