Творческие результаты учеников

Каждый учебный год ученикам на выбор предлагались темы творческих работ, которые они могли выполнить самостоятельно или под руководством учителя. В 1992/93 и 1993/94 учебных годах этой работе было отведено время в основном в четыре четверти, в последующие годы - в конце каждой четверти и даже в течение всего учебного года. Официальное введение системы занятий по индивидуальным творческим работам преследовало следуют; комплекс целей.

1. Введение и освоение учениками и учителями альтернатив­ной формы образования - дидактической эвристики.

2. Интенсивное индивидуальное продвижение учеников в на­правлении развития своих интересов и способностей.

3. Приобретение учениками навыков самоорганизации и про­дуктивной деятельности.

4. Разработка учителями таких учебных программ и тем, кото­рые соотносились с особенностями реальных детей, т.е. были бы личностно ориентированными.

Для анализа взяты только те работы, которые были доведены учениками до стадии демонстрации продукта, т.е. академической защиты, проведения игры, выставки и т.д. Таких работ в 1992/93 уч. г. оказалось 59, в 1993/94 уч. г. - 70, в 1994/95 уч. г. - 129. Всетворческие работы в ходе их анализа условно разделены на семь типов:

1) научное исследование (опыт, длительный эксперимент, своя теорема, собственное решение научной, литературной или иной проблемы);

2) сочинение (стихотворение, рассказ, сказка, сборник соб­ственных задач, естественно-научный трактат, литературное эссе);

3) техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, разработанная компьютерная программа);

4) художественное произведение (живописная картина, рисунок, придуманная музыка или песня, выставка, эстетическая композиция);

5) зрелищное произведение (концерт, инсценировка, спек­такль, спортивное выступление);

6) педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный и предложенный для других учеников кросс­ворд, лабиринт, придуманная игра, викторина);

7) модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипотеза, придуманный образ буквы, числа, алфавита и др., усо­вершенствованная таблица сложения, компьютерная программа и др.).

Соотношение типов творческих работ учеников в разные годы обучения следующее: наибольшее число работ приходится на сочинения (17 - 33%), достаточно много зрелищных произведи (15 - 23%) и педагогических (12 - 21%). Невелик процентный объем художественных произведений (3 - 12%) и модернизаций элементов (3 - 8%). Последнее, впрочем, не означает, что таких элементов было мало, просто они, как правило, не выставлялись на защиту в качестве творческой работы Объем научных исследо­ваний детей составил 9 - 15 %, технических произведений - 10 - 12%.

Анализ типов творческих работ показал, что в разные годы их соотношение принципиально не менялось и зависело в основном от интересов и возможностей учителей. Ученикам же, особенно новым, легче было выбирать и выполнять творческие работы не по «основным» предметам, типа математики и словесности, а по прикладным, традиционно воспринимаемым как более творче­ские. Творчество же в математике, русском языке, иностранных языках, естествознании, в культурных традициях очень плохо пред­ставлялось как учителями, так и учениками. Этой проблеме школа уделила значительное внимание.

В результате удалось найти эвристические подходы, которые выразились в таких детских творческих работах, как «Опыты с лентой Мебиуса» (В. Масленников, II класс), «Исследование форм кристаллов» (Я.Заруцких, I класс), «Метафоры в творчестве К.Бальмонта» (А.Абрамова, III класс), «Грамматические сказки» (ученики 1, II, III классов), «Живые английские буквы» (С.Стецышина, II класс), «Родословная славянских богов» (В.Жемчужникова, V класс).

Анализ соотношения творческих работ в 1994/95 уч. г. по пред­метам (не по типам) показал, что 30 % всех работ ученики вы­полнили по словесности, 21 % - по математике и информатике, 17 % - по славянской мифологии. Объем работ по остальным пред­метам был значительно меньше. Эти факты говорят о том, что творчество учеников возможно не только по прикладным, но и по «основным» учебным дисциплинам.

В процессе анализа и оценки продукции учеников применена трехуровневая шкала: высокий, средний и низкий уровни — вы­полнения работы. Использовать такую шкалу было решено на за­седании контрольной комиссии, чтобы иметь примерное соот­ветствие с традиционной оценкой образовательных стандартов в баллах - «5», «4», «3».

Высоким уровнем оценены работы, которые могут быть сопо­ставимы с культурными аналогами — опубликованными и обще­известными. Также высокий уровень придан работам учеников, которые заняли место на внутришкольных мероприятиях либо призовые места на межшкольных конференциях, олимпиадах, конкурсах; работам, опубликованным в местных и центральных газетах; работам, которым дана высокая оценка компетентного специалиста либо школьной экспертной группы; работам, удостоенные одним из школьных званий.

Средний уровень творческая работа получала в случае, если в ней ученик реализовал свою идею или принцип; достаточно ори­гинально, по мнению специалиста или экспертной группы, спра­вился с поставленной целью.

Низкий уровень (термин употребляется условно и только в мате­риалах данного анализа) получили доведенные до завершения работы учеников, сделанные по подобию либо с незначитель­ной модернизацией известной работы. Степень новизны такой работы незначительна не только в общекультурном понимании, но и по внутришкольным критериям.

В 1992/93 уч. г. творческих работ высокого уровня было всего 7 %, среднего - 19 %, а низкого - 75 %. Такие результаты объяс­нялись, видимо, отсутствием разработанной методики организа­ции творчества детей в первый год работы школы. В 1992/93 и 1993/94 уч. гг. пропорции были примерно одинаковыми: высокий уровень - 16 - 21 %, средний – 29 - 33%, низкий - 50%. По­скольку контингент учеников в эти два года был достаточно раз­личен, а методика организации творчества принципиально не менялась, то эти данные можно рассматривать как достоверно статистичные и прогнозируемые на будущее.

На основании этих данных можно сделать следующий вывод в творческом типе образовательной деятельности примерно у по­ловины учеников можно ожидать продукцию высокого и средне уровней. Другая половина учеников после 1 - 2 лет занятий способны удовлетворительно решать задачи творческого характера. Де­тей, которые были бы не способны ни к какому виду творчества в приведенном случае не обнаружено.

Если сравнивать результаты уровня выполнения ученик, творческих работ с уровнем усвоения этими же учениками госу­дарственных образовательных стандартов, то можно увидеть их существенное расхождение: достигать госстандарты высокого уров­ня ученикам легче, чем достигать высокого уровня творчества.

Подобное же расхождение уже было обнаружено в ходе анализа уровня развития у учеников личностных деятельностных ка­честв.

Вывод: развитие внутренних качеств учеников, т. е. уровень их внутреннего образования, не связан прямой зависимостью с уров­нем усвоения госстандартов. Другими словами, ученики с высо­ким и невысоким уровнями внутренних умений, качеств и спо­собностей усваивают госстандарты практически на одинаковом уровне.

Нынешние госстандарты, как они представлены, не требуют и соответственно не оценивают степень творческой составляющей образования. Получается, что стандарт предполагает и косвенно обязывает школы осуществлять нетворческий исполнительский образования. Его же он проверяет и оценивает.

Вот одна из проблем, возникшая в ходе анализа двух составляющих образования в рассматриваемой школе: существует ли связь или зависимость между успешностью усвоения учениками стан­дартов и степенью их творческой самореализации? Для детей, достигших опережения в возрастных госстандартах, степень творческой самореализации также высока. Это объясняется относительно невысоким уровнем задания стандартов, который способные ученики берут легко, не концентрируя на нем своих усилий. Для значительной части остальных учеников обнаруживается об­ратная связь: чем выше способности к творчеству, тем менее ус­пешны достижения в усвоении стандартов.

Наиболее продуктивным годом творческих работ стал 1994/95. В этот период в школе активно создавалась творческая созидаю­щая среда: формировался престиж выполнения хороших творчес­ких работ (призы, звания, публичные награждения); был создан ученический магистрат, экспертная группа учеников; в качествен­ных характеристиках за отдельные четверти и в итоговом годовом свидетельстве записывались темы и уровень защищенных учени­ками творческих работ.

В результате в конце учебного года защищать свои работы ста­ли ученики, которые вначале пугались просто выбрать тему, тем более выступить с ней публично. Творческая среда и организован­ные процессы творческой зашиты работ сняли «зажимы» у робких детей, существенно увеличили количество «продвинутых» учени­ков, обеспечили буквально взрывной характер раскрытия твор­ческого потенциала детей. В IV четверти часть учеников самостоя­тельно, по своей инициативе находили тему работы, выполняя ее без помощи учителей и защищая в соответствии с принятыми в школе нормами.

Некоторые ученики V класса выполнили и защитили в течение года от 10 до 17 индивидуальных творческих работ.

Кроме индивидуальных в школе выполнены различные кол­лективные работы (с индивидуальным вкладом каждого учени­ка). Это спектакли, концерты, сборники. Различных самодеятель­ных или малотиражных сборников изготовлено около 20. Причем 12 из них - в 1994/95 уч. г. Примеры таких сборников: «Сборник математических задач-сказок» (I класс), «Русская словесность: Сборник стихов, очерков, загадок» (I - V классы), «Славянская мифология» (III, V классы), «Творческие работы по информа­тике» (I, V классы).

Указанные сборники играли роль учебных пособий в ходе обу­чения, дарились победителям конкурсов, продавались родителям на ярмарках в качестве ученической продукции. Почти все защи­щенные творческие работы учеников сыграли двойную образова­тельную роль: с одной стороны, они явились плодом творче­ства их авторов, с другой - средством обучения других учеников. В этой двойной роли системы организации творческих работ отра­жен механизм саморазвития школы как взаимосвязанной сово­купности ее индивидуальных представителей, в первую очередь учеников и учителей. Работа над творческими темами требовала как от тех, так и от других поискового образовательного режима, учила эвристическому подходу к образованию.

Наши рекомендации