Творческие результаты учеников
Каждый учебный год ученикам на выбор предлагались темы творческих работ, которые они могли выполнить самостоятельно или под руководством учителя. В 1992/93 и 1993/94 учебных годах этой работе было отведено время в основном в четыре четверти, в последующие годы - в конце каждой четверти и даже в течение всего учебного года. Официальное введение системы занятий по индивидуальным творческим работам преследовало следуют; комплекс целей.
1. Введение и освоение учениками и учителями альтернативной формы образования - дидактической эвристики.
2. Интенсивное индивидуальное продвижение учеников в направлении развития своих интересов и способностей.
3. Приобретение учениками навыков самоорганизации и продуктивной деятельности.
4. Разработка учителями таких учебных программ и тем, которые соотносились с особенностями реальных детей, т.е. были бы личностно ориентированными.
Для анализа взяты только те работы, которые были доведены учениками до стадии демонстрации продукта, т.е. академической защиты, проведения игры, выставки и т.д. Таких работ в 1992/93 уч. г. оказалось 59, в 1993/94 уч. г. - 70, в 1994/95 уч. г. - 129. Всетворческие работы в ходе их анализа условно разделены на семь типов:
1) научное исследование (опыт, длительный эксперимент, своя теорема, собственное решение научной, литературной или иной проблемы);
2) сочинение (стихотворение, рассказ, сказка, сборник собственных задач, естественно-научный трактат, литературное эссе);
3) техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, разработанная компьютерная программа);
4) художественное произведение (живописная картина, рисунок, придуманная музыка или песня, выставка, эстетическая композиция);
5) зрелищное произведение (концерт, инсценировка, спектакль, спортивное выступление);
6) педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный и предложенный для других учеников кроссворд, лабиринт, придуманная игра, викторина);
7) модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипотеза, придуманный образ буквы, числа, алфавита и др., усовершенствованная таблица сложения, компьютерная программа и др.).
Соотношение типов творческих работ учеников в разные годы обучения следующее: наибольшее число работ приходится на сочинения (17 - 33%), достаточно много зрелищных произведи (15 - 23%) и педагогических (12 - 21%). Невелик процентный объем художественных произведений (3 - 12%) и модернизаций элементов (3 - 8%). Последнее, впрочем, не означает, что таких элементов было мало, просто они, как правило, не выставлялись на защиту в качестве творческой работы Объем научных исследований детей составил 9 - 15 %, технических произведений - 10 - 12%.
Анализ типов творческих работ показал, что в разные годы их соотношение принципиально не менялось и зависело в основном от интересов и возможностей учителей. Ученикам же, особенно новым, легче было выбирать и выполнять творческие работы не по «основным» предметам, типа математики и словесности, а по прикладным, традиционно воспринимаемым как более творческие. Творчество же в математике, русском языке, иностранных языках, естествознании, в культурных традициях очень плохо представлялось как учителями, так и учениками. Этой проблеме школа уделила значительное внимание.
В результате удалось найти эвристические подходы, которые выразились в таких детских творческих работах, как «Опыты с лентой Мебиуса» (В. Масленников, II класс), «Исследование форм кристаллов» (Я.Заруцких, I класс), «Метафоры в творчестве К.Бальмонта» (А.Абрамова, III класс), «Грамматические сказки» (ученики 1, II, III классов), «Живые английские буквы» (С.Стецышина, II класс), «Родословная славянских богов» (В.Жемчужникова, V класс).
Анализ соотношения творческих работ в 1994/95 уч. г. по предметам (не по типам) показал, что 30 % всех работ ученики выполнили по словесности, 21 % - по математике и информатике, 17 % - по славянской мифологии. Объем работ по остальным предметам был значительно меньше. Эти факты говорят о том, что творчество учеников возможно не только по прикладным, но и по «основным» учебным дисциплинам.
В процессе анализа и оценки продукции учеников применена трехуровневая шкала: высокий, средний и низкий уровни — выполнения работы. Использовать такую шкалу было решено на заседании контрольной комиссии, чтобы иметь примерное соответствие с традиционной оценкой образовательных стандартов в баллах - «5», «4», «3».
Высоким уровнем оценены работы, которые могут быть сопоставимы с культурными аналогами — опубликованными и общеизвестными. Также высокий уровень придан работам учеников, которые заняли место на внутришкольных мероприятиях либо призовые места на межшкольных конференциях, олимпиадах, конкурсах; работам, опубликованным в местных и центральных газетах; работам, которым дана высокая оценка компетентного специалиста либо школьной экспертной группы; работам, удостоенные одним из школьных званий.
Средний уровень творческая работа получала в случае, если в ней ученик реализовал свою идею или принцип; достаточно оригинально, по мнению специалиста или экспертной группы, справился с поставленной целью.
Низкий уровень (термин употребляется условно и только в материалах данного анализа) получили доведенные до завершения работы учеников, сделанные по подобию либо с незначительной модернизацией известной работы. Степень новизны такой работы незначительна не только в общекультурном понимании, но и по внутришкольным критериям.
В 1992/93 уч. г. творческих работ высокого уровня было всего 7 %, среднего - 19 %, а низкого - 75 %. Такие результаты объяснялись, видимо, отсутствием разработанной методики организации творчества детей в первый год работы школы. В 1992/93 и 1993/94 уч. гг. пропорции были примерно одинаковыми: высокий уровень - 16 - 21 %, средний – 29 - 33%, низкий - 50%. Поскольку контингент учеников в эти два года был достаточно различен, а методика организации творчества принципиально не менялась, то эти данные можно рассматривать как достоверно статистичные и прогнозируемые на будущее.
На основании этих данных можно сделать следующий вывод в творческом типе образовательной деятельности примерно у половины учеников можно ожидать продукцию высокого и средне уровней. Другая половина учеников после 1 - 2 лет занятий способны удовлетворительно решать задачи творческого характера. Детей, которые были бы не способны ни к какому виду творчества в приведенном случае не обнаружено.
Если сравнивать результаты уровня выполнения ученик, творческих работ с уровнем усвоения этими же учениками государственных образовательных стандартов, то можно увидеть их существенное расхождение: достигать госстандарты высокого уровня ученикам легче, чем достигать высокого уровня творчества.
Подобное же расхождение уже было обнаружено в ходе анализа уровня развития у учеников личностных деятельностных качеств.
Вывод: развитие внутренних качеств учеников, т. е. уровень их внутреннего образования, не связан прямой зависимостью с уровнем усвоения госстандартов. Другими словами, ученики с высоким и невысоким уровнями внутренних умений, качеств и способностей усваивают госстандарты практически на одинаковом уровне.
Нынешние госстандарты, как они представлены, не требуют и соответственно не оценивают степень творческой составляющей образования. Получается, что стандарт предполагает и косвенно обязывает школы осуществлять нетворческий исполнительский образования. Его же он проверяет и оценивает.
Вот одна из проблем, возникшая в ходе анализа двух составляющих образования в рассматриваемой школе: существует ли связь или зависимость между успешностью усвоения учениками стандартов и степенью их творческой самореализации? Для детей, достигших опережения в возрастных госстандартах, степень творческой самореализации также высока. Это объясняется относительно невысоким уровнем задания стандартов, который способные ученики берут легко, не концентрируя на нем своих усилий. Для значительной части остальных учеников обнаруживается обратная связь: чем выше способности к творчеству, тем менее успешны достижения в усвоении стандартов.
Наиболее продуктивным годом творческих работ стал 1994/95. В этот период в школе активно создавалась творческая созидающая среда: формировался престиж выполнения хороших творческих работ (призы, звания, публичные награждения); был создан ученический магистрат, экспертная группа учеников; в качественных характеристиках за отдельные четверти и в итоговом годовом свидетельстве записывались темы и уровень защищенных учениками творческих работ.
В результате в конце учебного года защищать свои работы стали ученики, которые вначале пугались просто выбрать тему, тем более выступить с ней публично. Творческая среда и организованные процессы творческой зашиты работ сняли «зажимы» у робких детей, существенно увеличили количество «продвинутых» учеников, обеспечили буквально взрывной характер раскрытия творческого потенциала детей. В IV четверти часть учеников самостоятельно, по своей инициативе находили тему работы, выполняя ее без помощи учителей и защищая в соответствии с принятыми в школе нормами.
Некоторые ученики V класса выполнили и защитили в течение года от 10 до 17 индивидуальных творческих работ.
Кроме индивидуальных в школе выполнены различные коллективные работы (с индивидуальным вкладом каждого ученика). Это спектакли, концерты, сборники. Различных самодеятельных или малотиражных сборников изготовлено около 20. Причем 12 из них - в 1994/95 уч. г. Примеры таких сборников: «Сборник математических задач-сказок» (I класс), «Русская словесность: Сборник стихов, очерков, загадок» (I - V классы), «Славянская мифология» (III, V классы), «Творческие работы по информатике» (I, V классы).
Указанные сборники играли роль учебных пособий в ходе обучения, дарились победителям конкурсов, продавались родителям на ярмарках в качестве ученической продукции. Почти все защищенные творческие работы учеников сыграли двойную образовательную роль: с одной стороны, они явились плодом творчества их авторов, с другой - средством обучения других учеников. В этой двойной роли системы организации творческих работ отражен механизм саморазвития школы как взаимосвязанной совокупности ее индивидуальных представителей, в первую очередь учеников и учителей. Работа над творческими темами требовала как от тех, так и от других поискового образовательного режима, учила эвристическому подходу к образованию.