Учеников

Интеллект учителей

| высокий 1 \интеллект\

низкий \интеллект\

| высокий \интеппект\

низкий \интеплект\

Интеллект учеников

Учеников - student2.ru

Рис. 61. Отношение учеников к учителям в зависимости от их уровня интеллекта

образец для подражания

форма общения

эмоциональное отношение

"Текучий интеллект

Потенциальная креативность

ВРЕМЯ

Общий фактор (G - f)

Учеников - student2.ru

Имплицитная обучаемость

активность взаимодействия

Вербальный фактор

Пространственный фактор

Учеников - student2.ru Актуальная креативность

Формально-числовой фактор

частота контактов

Эксплицитная обучаемость

«Кристалли­зованный» интеллект

Рис. 62. Схема социального взаимодействия ребенка с социально значимым взрослым

Я надеюсь, экспериментальные результаты, полученные сотрудниками и аспи­рантами лаборатории Института психологии РАН, позволят в ближайшем буду­щем создать концепцию социально-средовой детерминации развития общих спо­собностей (обощенные результаты схематически отображены на рис. 63 и в табл. 29).

По воле, а отчасти помимо воли автора, в содержании книги отражены не столько конечные результаты, сколько многочисленные противоречащие друг дру­гу концепции, методические подходы, гипотезы — наука в движении.

К счастью, конечная цель этого движения не определена и неопределима. И у каждого исследователя в психологии способностей есть шанс оказаться правым. На какое-то время.

Рис. 63. Схема развития общих способностей

Таблица 29. Классификация общих способностей

^^ «Умствен •шая энергия» (общий с >актор)
^«, Интеллект Креативность Обучаемость
Геном > Среда «Текучий» Потенциальная Имплицитная
Среда > Геном «Кристаллизованный» Актуальная Эксплицитная
 

Наши рекомендации