Проектирование и реализация педагогических нововведений
Практическое занятие 2-3
Проектирование и реализация педагогических нововведений
- Проектирование инновационного обучения.
- Общая технология нововведений.
- Конструирование нововведений.
- Технология развития педагогических нововведений.
- Этапы инновационной педагогической деятельности.
- Формы представления педагогических новшеств.
- Нововведение как форма управления развитием образовательных систем.
- Жизненный цикл педагогических инноваций.
- Факторы, препятствующие нововведениям.
- Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.
Задания
- Чем инновационный процесс отличается от образовательного процесса?
- Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора образовательного учреждения. Руководителя департамента образования. Сравните эти этапы.
- Обоснуйте, чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
- Какие этапы проектирования и реализации педагогических инноваций являются ключевыми в обеспечении успеха?
- Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых определяется отношением к ним субъектов инноваций – учащихся.
- Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.
- Распределите известных вам педагогов (выберите примерно 10 человек) в соответствии с классификацией субъектов инноваций, определяющей отношение педагогов к нововведениям.
- На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения (мозговой штурм, гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению: «Это у нас уже есть» и т.п. Приведите для каждого фактора свои контраргументы.
- На основе самоанализа собственного участия в той или иной инновационной образовательной деятельности опишите: а) свои роли и позиции по отношению к инновациям; б) трудности в осуществляемой деятельности и их возможные причины; в) средства и способы, с помощью которых вы преодолевали инновационные трудности и проблемы.
- Проанализируйте постоянство или непостоянство ваших позиций по отношению к разным инновациям в области образования. Почему одни инновации принимаются, а другие нет?
Из книги:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Проектирование и реализация педагогических нововведений
Этапы инновационной педагогической деятельности
Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.
I этап — зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях — гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.
II этап — освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.
Первая схема
- Формирование педагогической проблемы.
- Анализ педагогической проблемы.
- Анализ путей решения проблемы.
- Выбор пути решения посредством введения инновации.
- Прогнозирование последствий решения.
- Апробация (возможен отказ от нововведения).
Вторая схема
1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).
2. Появление интереса (поиск дополнительной информации).
3. Оценка инновации и решение освоить ее.
4. Апробация (возможен отказ от нововведения).
III этап — «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финальной реализации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.
Рассмотренная структура инновационной педагогической деятельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.
1. Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуации в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.
2. Вторым этапом является выбор средств внедрения инновации. Под средствами подразумевают кадровую, материально-техническую, финансовую и моральную базу образовательного учреждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются создание концепции инновации, определение объема последней и разработка технического задания на ведение исследовательской работы в выбранном направлении инновационной деятельности.
3. Третий этап — разработка программы реализации эксперимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых результатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обеспечение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инноваций, создание их развитого научно-методического обеспечения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.
4. Четвертый, заключительный, этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе вырабатываются нормативы содержания, финансирования и правового обеспечения инновации. Основным здесь является экспертиза результата инновационной деятельности, которая определяет степень значимости и ценности инновации, уровни ее внедрения.
Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход «внедрения науки б практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы образования необходимо планирование ситуаций включения субъектов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости — преобразования.
Практическое занятие 2-3
Проектирование и реализация педагогических нововведений
- Проектирование инновационного обучения.
- Общая технология нововведений.
- Конструирование нововведений.
- Технология развития педагогических нововведений.
- Этапы инновационной педагогической деятельности.
- Формы представления педагогических новшеств.
- Нововведение как форма управления развитием образовательных систем.
- Жизненный цикл педагогических инноваций.
- Факторы, препятствующие нововведениям.
- Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.
Задания
- Чем инновационный процесс отличается от образовательного процесса?
- Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора образовательного учреждения. Руководителя департамента образования. Сравните эти этапы.
- Обоснуйте, чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
- Какие этапы проектирования и реализации педагогических инноваций являются ключевыми в обеспечении успеха?
- Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых определяется отношением к ним субъектов инноваций – учащихся.
- Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.
- Распределите известных вам педагогов (выберите примерно 10 человек) в соответствии с классификацией субъектов инноваций, определяющей отношение педагогов к нововведениям.
- На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения (мозговой штурм, гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению: «Это у нас уже есть» и т.п. Приведите для каждого фактора свои контраргументы.
- На основе самоанализа собственного участия в той или иной инновационной образовательной деятельности опишите: а) свои роли и позиции по отношению к инновациям; б) трудности в осуществляемой деятельности и их возможные причины; в) средства и способы, с помощью которых вы преодолевали инновационные трудности и проблемы.
- Проанализируйте постоянство или непостоянство ваших позиций по отношению к разным инновациям в области образования. Почему одни инновации принимаются, а другие нет?
Из книги:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Проектирование и реализация педагогических нововведений