Проектирование и реализация педагогических нововведений

Практическое занятие 2-3

Проектирование и реализация педагогических нововведений

  1. Проектирование инновационного обучения.
  2. Общая технология нововведений.
  3. Конструирование нововведений.
  4. Технология развития педагогических нововведений.
  5. Этапы инновационной педагогической деятельности.
  6. Формы представления педагогических новшеств.
  7. Нововведение как форма управления развитием образовательных систем.
  8. Жизненный цикл педагогических инноваций.
  9. Факторы, препятствующие нововведениям.
  10. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.

Задания

  1. Чем инновационный процесс отличается от образовательного процесса?
  2. Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора образовательного учреждения. Руководителя департамента образования. Сравните эти этапы.
  3. Обоснуйте, чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
  4. Какие этапы проектирования и реализации педагогических инноваций являются ключевыми в обеспечении успеха?
  5. Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых определяется отношением к ним субъектов инноваций – учащихся.
  6. Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.
  7. Распределите известных вам педагогов (выберите примерно 10 человек) в соответствии с классификацией субъектов инноваций, определяющей отношение педагогов к нововведениям.
  8. На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения (мозговой штурм, гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению: «Это у нас уже есть» и т.п. Приведите для каждого фактора свои контраргументы.
  9. На основе самоанализа собственного участия в той или иной инновационной образовательной деятельности опишите: а) свои роли и позиции по отношению к инновациям; б) трудности в осуществляемой деятельности и их возможные причины; в) средства и способы, с помощью которых вы преодолевали инновационные трудности и проблемы.
  10. Проанализируйте постоянство или непостоянство ваших позиций по отношению к разным инновациям в области образования. Почему одни инновации принимаются, а другие нет?


Из книги:

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. выс­ших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Проектирование и реализация педагогических нововведений

Этапы инновационной педагогической деятельности

Исследователи инновационной педагогической деятельности выделяют следующие три этапа этой деятельности.

I этап — зарождение инновации. Этот этап обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: но­вое возрождение старого в новых условиях — гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современ­ных педагогических проблем.

II этап — освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема

  1. Формирование педагогической проблемы.
  2. Анализ педагогической проблемы.
  3. Анализ путей решения проблемы.
  4. Выбор пути решения посредством введения инновации.
  5. Прогнозирование последствий решения.
  6. Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2. Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3. Оценка инновации и решение освоить ее.

4. Апробация (возможен отказ от нововведения).

III этап — «рутинизация», превращение инноваций в традицию, привычный способ деятельности. На данном этапе приме­нение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финальной реализации инновационной деятельности и законом стереотипизации педа­гогической инновации.

Рассмотренная структура инновационной педагогической дея­тельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.

1. Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуа­ции в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.

2. Вторым этапом является выбор средств внедрения ин­новации. Под средствами подразумевают кадровую, материально-техническую, финансовую и моральную базу образовательного уч­реждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются созда­ние концепции инновации, определение объема последней и раз­работка технического задания на ведение исследовательской ра­боты в выбранном направлении инновационной деятельности.

3. Третий этап — разработка программы реализации экс­перимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых ре­зультатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обес­печение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инноваций, создание их развитого научно-методического обеспе­чения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.

4. Четвертый, заключительный, этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом эта­пе вырабатываются нормативы содержания, финансирования и правового обеспечения инновации. Основным здесь является экс­пертиза результата инновационной деятельности, которая опре­деляет степень значимости и ценности инновации, уровни ее вне­дрения.

Перечисленные этапы инновационной педагогической деятель­ности предполагают традиционный подход «внедрения науки б практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы об­разования необходимо планирование ситуаций включения субъек­тов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости — преобразования.

Практическое занятие 2-3

Проектирование и реализация педагогических нововведений

  1. Проектирование инновационного обучения.
  2. Общая технология нововведений.
  3. Конструирование нововведений.
  4. Технология развития педагогических нововведений.
  5. Этапы инновационной педагогической деятельности.
  6. Формы представления педагогических новшеств.
  7. Нововведение как форма управления развитием образовательных систем.
  8. Жизненный цикл педагогических инноваций.
  9. Факторы, препятствующие нововведениям.
  10. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.

Задания

  1. Чем инновационный процесс отличается от образовательного процесса?
  2. Продумайте этапы инновационного процесса в образовании с позиций его субъектов: ученого, методиста, учителя, ученика, директора образовательного учреждения. Руководителя департамента образования. Сравните эти этапы.
  3. Обоснуйте, чем инновационный процесс отличается от инновационной деятельности?
  4. Какие этапы проектирования и реализации педагогических инноваций являются ключевыми в обеспечении успеха?
  5. Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых определяется отношением к ним субъектов инноваций – учащихся.
  6. Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.
  7. Распределите известных вам педагогов (выберите примерно 10 человек) в соответствии с классификацией субъектов инноваций, определяющей отношение педагогов к нововведениям.
  8. На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения (мозговой штурм, гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению: «Это у нас уже есть» и т.п. Приведите для каждого фактора свои контраргументы.
  9. На основе самоанализа собственного участия в той или иной инновационной образовательной деятельности опишите: а) свои роли и позиции по отношению к инновациям; б) трудности в осуществляемой деятельности и их возможные причины; в) средства и способы, с помощью которых вы преодолевали инновационные трудности и проблемы.
  10. Проанализируйте постоянство или непостоянство ваших позиций по отношению к разным инновациям в области образования. Почему одни инновации принимаются, а другие нет?

Из книги:

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. выс­ших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.

Проектирование и реализация педагогических нововведений

Наши рекомендации