Технология педагогических нововведений

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Технология педагогических нововведений – способ превращения цели в результат, состоящий в рациональном разделении деятельности на процедуры и операции.

A.M. Саранов выделяет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. Задачи каждого из уровней следующие.

1. Концептуальный:

– методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;

– ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;

– отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназия).

2. Организационно-деятельностный:

– подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;

– создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;

– создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;

– обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.

3. Научно-методический:

– разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;

– разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;

– определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;

– определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;

– научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.

Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:

I. Поиск новых идей.

II. Формирование нововведения.

III. Реализация нововведения.

IV. Закрепление новшества.

Фаза первая – поиск новых идей – сама, в свою очередь, состоит из нескольких этапов.

1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.

2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения.

Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трех этапов.

1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.

3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.

Фаза третья — реализация нововведения – состоит из двух этапов.

1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.

2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом.

Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству.

Процесс распространения педагогических идей и нововведений может рассматриваться как три самостоятельных потока: стихийный, целенаправленный государственный и целенаправленный общественный (С.Д. Поляков). Целенаправленный государственный поток – это продуманные усилия, действие органов образования по внедрению новшеств. Целенаправленный общественный поток – результат деятельности различных общественных организаций, разнообразных педагогических обществ, ассоциаций и др. Стихийный, спонтанный поток, протекающий в русле личного общения и профессионального взаимодействия учителей. Он может быть стимулирован средствами массовой информации: прессой, телевидением, специально созданной средой, неформальными объединениями по интересам, например в сети Интернет.

Конкретные организации, объединения людей, которые проявляют активность в распространении нововведений, называются в инноватике ядрами. Ядра обладают следующими характеристиками: активностью, авторитетностью, масштабностью, ориентацией, отношением к участникам нововведения.

Активность определяет степень интенсивности инновационной деятельности. Авторитетность имеет два показателя: число людей, признающих данный источник нововведения как авторитетный для себя, и степень авторитетности этого ядра для конкретных людей. Масштабность – число людей, охваченных единичным действием ядра. Ориентация имеет несколько характеристик: во-первых, аудитория, на которую рассчитано действие ядра (преподаватели, общественность и др.), во-вторых, активность ядра направлена прежде всего на пропаганду идеи (теоретическая ориентация) или на распространение способов деятельности (практическая ориентация).

Поскольку ядро любой педагогической инновации не остается постоянным, с течением времени меняются интенсивность, объем и другие параметры инновации. Радикальная в определенный период в конкретном месте инновация спустя некоторое время теряет признаки новизны и уходит из поля зрения педагогической общественности как нововведение. Это происходит по причине массового внедрения новшества либо потери его актуальности. Система обучения Л.В. Занкова в свое время была достаточно инновационна, но сегодня многие ее элементы проникли в массовую практику и тем самым перестали быть инновационными. В подобных случаях нововведение может переходить из радикального состояния в состояние модификации, незначительных усовершенствований. Жизненный цикл нововведений ограничен временными рамками.

Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций.

Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.

Наши рекомендации