Цели, задачи и приоритетные направления воспитательной и идеологической работы в МГПЛ № 9автомобилестроения
К основным документам общегосударственного значения, на основании которых строиться учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования, относятся:
– Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.91 г. №1202-ХII, направленный на организацию процесса обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Для создания условий воспитания в первую очередь необходимо руководствоваться настоящим Законом. [5, с. 21]
– Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29.06.2003 г. №216-З, направленный на создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в профессионально техническом образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах. В статьях 22-26 главы 4 установлены основные направления воспитания в системе профессионально-технического образования, которые определяются интересами и потребностями учащихся, общества, государства, а также особенностями учреждения, обеспечивающего получение профессионально - технического образования. [5, с. 22]
– Указ Президента Республики Беларусь «Об идеологическом сопровождении учебно-воспитательной работы» от 26.12.2003 №497
– Государственная программа «Дети Беларуси» от 24.05.2001 г. №281, основной целью которой является создание благоприятных условий для реализации принципов воспитания подрастающего поколения. [5, с. 23]
Воспитание уважения и преданности своему государству, глубокое разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Республики Беларусь и, в конечном итоге, формирование приверженности государственной идеологии – важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях.
Поскольку одним из основных показателей сформированности у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств является знание учащейся молодежью символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства, то в МГПЛ № 9автомобилестроения в этой связи в каждом кабинете, мастерской и в холле лицея помещены государственный гимн, флаг и герб.
В лицее активно идет работа по внедрению научно-информационной технологии в образовательный и управленческий процессы. Созданный в лицее информационный центр с использованием новейших компьютерных технологий позволяет учащимся находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, вычленять главное в информационном сообщении.
Не остается без внимания и формирование здорового образа жизни учащихся. Для этого в лицее проводятся спартакиады, учащиеся принимают участие в городских соревнованиях по баскетболу, футболу, волейболу, теннису. В лицее действуют кружки по баскетболу, волейболу, теннису. Во время учебно-воспитательных блоков в группах проводятся беседы с целью профилактики здорового образа жизни. Совместно с БРСМ в лицее проводятся мероприятия, акции, информационные кампании, тематические дискотеки, конкурсы, направленные на профилактику употребления наркотических веществ, табака, алкоголя, организуется информационно-консультационная работа по предупреждению их употребления.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели и на кураторских часах.
В связи с возрастными особенностями учащихся работники МГПЛ № 9 оказывают большое влияние в формировании их личности, определяют моральный, эстетический и духовный уровень, воспитывают законопослушного, психически нормального человека. Следовательно, большое значение играет деятельность работников лицея воспитательного характера.
Директор |
Педагог-социальный |
Педагог-психолог |
Педагог-организатор |
Преподаватели |
Мастера |
Учащиеся |
Кураторы |
Зам. директора по УВР |
Рисунок 2– Структура управления воспитательного процесса.
Директор возглавляет работу по воспитанию, контролирует действие низшего звена, утверждает план воспитательной работы.
Зам. директора по УВР разрабатывает ежемесячно план воспитательной работы и ведет всю внеклассную работу в лицее (контролирующая функция).
Социальный педагог проводит исследование микроклимата в группе, семьях учащихся, работает индивидуально с учащимися, возглавляет социально-педагогическую службу в лицее.
Педагог-психолог исследует психологические качества учащихся, организует психологическую службу в лицее.
Культ организатор организует соревнования между группами, проводит внеклассные мероприятия и экскурсии, конкурсы и т. д.
Мастера и преподаватели проводят воспитательную работу непосредственно в учебных группах: классные часы, беседы, родительские собрания, составляют характеристики на учащихся.
Кураторы организуют и осуществляют воспитательно - профилактическую работу с учащимися группы учреждения образования. Куратор учебной группы – педагог-профессионал, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности коллективе (учебной, академической группе), создающий условия для индивидуального самовыражения и развития каждого учащегося.