Ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»

(с изменениями на 21 апреля 1997 года)

Текст документа с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 391

(Российская газета, N 81, 24.04.97).

(извлечения)

В целях обеспечения государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, постановляю:

  1. Правительству Российской Федерации:

- предусмотреть при формировании федерального бюджета на 1997 год увеличение средств на реализацию мероприятий федеральной программы "Молодежь России" по развитию гражданственности и патриотизма российской молодежи, поддержке военно-патриотических молодежных и детских объединений, поисковых формирований;

- рассмотреть вопрос о целесообразности государственного участия в организации на базе Института молодежи (г. Москва) учебно-методических курсов повышения квалификации руководителей указанных объединений и формирований;

2. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

- принять меры к укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе;

- учитывать при призыве на военную службу членов военно-патриотических молодежных и детских объединений профиль их подготовки;

- предоставить преимущественное право при поступлении в военно-учебные заведения юношам, прошедшим соответствующую подготовку в указанных военно-патриотических объединениях (абзац в редакции, введенной в действие с 2 мая 1997 года Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 391) .

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва Кремль

16 мая 1996г. № 727

Постановление

Правительства Российской Федерации

«О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»

От 24.07.2000 № 551

(извлечения)

1. Военно-патриотическим молодежным объединением или военно-патриотическим детским объединением (далее именуется - военно-патриотическое объединение) является созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности и при участии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления военно-патриотическое воспитание молодежи, Детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Военно-патриотическое объединение определяет направление и программу своей деятельности и в целях их реализации взаимодействует с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, военными комиссариатами, органами по делам молодежи, учреждениями образования, культуры, спорта, туризма, а также ветеранскими и другими общественными объединениями
4. Основными задачами военно-патриотического объединения являются:

§ участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;

§ воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

§ изучение истории и культуры Отечества и родного края;

§ участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества;

§ передача и развитие лучших традиций российского воинства;

§ противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;

§ физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;

§ участие в подготовке граждан к военной службе.

5. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотического объединения являются:

§ организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;

§ проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений, войсковых стажировок;

§ поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества;

§ участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;

§ оказание помощи ветеранам военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы;

§ проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота;

§ организация работы военно - спортивных и оздоровительных лагерей для молодежи и детей.

6. Государственная поддержка деятельности военно-патриотического объединения осуществляется в соответствии с федеральными законами "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и "О воинской обязанности и военной службе".

7. Предоставление военно-патриотическому объединению на безвозмездной основе учебно-материальной базы государственных учреждений образования и культуры для проведения мероприятий, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмо Минобразования России
от 11.02.2000 г. № 101/28-16

«Методические рекомендации о расширении деятельности
детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»

(извлечения)

Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

В современных условиях России количество детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%.

Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.

Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.

Гармонизация взаимодействия детей и взрослых па основе совместной общественной деятельности — путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.

Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе таких законодательных актов, как:

 Конвенция о правах ребенка;

 Конституция Российской Федерации;

 Гражданский кодекс Российской Федерации;

 Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

 Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

 Закон Российской Федерации «Об образовании»;

 документы и материалы Министерства образования Российской Федерации, в том числе Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы (утверждена решением коллегии Минобразования России от 28.09.1999 г. № 19).

Взаимодействие детских, молодежных объединений должно регламентироваться двусторонним или многосторонним договором, определяющим приоритеты совместной деятельности и разграничивающим компетенцию двух сторон в отношении друг друга, включающим как организационную, методическую, управленческую, так и содержательную стороны взаимодействия, направленные на реализацию права ребенка на объединение.

Министерство образования России не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация. В условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно-программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса.

Все это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ детских и молодежных объединений разного уровня.

Важно также формировать позитивное общественное мнение к деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.

При создании скоординированных программ, совместных комплексных целевых проектов для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения следует обратить внимание на:

 оказание помощи конкретному ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;

 создание условий для расширения гуманитарного опыта и опыта межнационального общения;

 формирование гражданской, патриотической позиции возможностям детского коллектива;

 обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности и др.

Необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.

Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива учреждения, охватывают широкий спектр реализации прав и обязанностей обучающихся, в том числе проблемы взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

Представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или соуправления школой (совет школы) с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения.

Благодаря самоуправлению детская или молодежная общественная организация способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

При этом необходимо предусмотреть систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников в начальной, средней и старшей группах учащихся. Если в начальной школе учащиеся, посещая кружки, клубы, творческие объединения, созданные или работающие по программам общественных объединений, будут знакомиться с их деятельностью, то в 5—8 классах возможно создание профильных, разновозрастных, творческих групп, отрядов, коллективов, объединений, членство в которых будет оговорено в уставных документах создаваемых организаций. В старших классах могут быть созданы как общественные объединения, так и специальные группы волонтеров, лидеров для решения социально-педагогических программ школы, учреждений дополнительного образования детей.

Исходя из вышеуказанного, рекомендуется:

 в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.);

 выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время;

 создать условия для проведения занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятий самого объединения (сборы, встречи актива и т. д.);

 предусмотреть совместные акции, проекты в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Особое внимание органов управления образованием должно быть уделено вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских и молодежных объединениях. В ряде регионов успешно реализуются такие программы на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей.

Регулирование деятельности общественных организаций, в т. ч. детских, молодежных организаций, разрешенных законодательством РФ, отнесено приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 года № 463/1268 к прямым должностным обязанностям директора образовательного учреждения.

Работа, направленная на развитие и координацию деятельности детских и молодежных общественных организаций, определяется должностными инструкциями. Приказом по образовательному учреждению утверждаются должностные обязанности педагога, ответственного за работу с детскими и молодежными общественными организациями. В компетенцию последнего входит:

 информирование о существующих детских и молодежных организациях;

 организация работы на принципах добровольности, 1-уманизма, демократии;

 оказание помощи детским объединениям в программировании их деятельности, обучении актива этих объединений, проведение педагогического анализа мероприятий;

 создание благоприятных условий для формирования гражданской и нравственной позиции учащихся;

 организация деятельности первичных детских коллективов на основе их интересов, с учетом потребностей, изменений в лидерском и творческом потенциале;

 обеспечение постоянного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, родительским комитетом, общественным или попечительским советом школы.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с приглашением заинтересованных лиц и организаций на основе анализа изменений, происходящих в образовательном учреждении в процессе совместной работы с детскими и молодежными объединениями.

Учреждениям дополнительного образования детей рекомендуется принимать посильное участие в методическом обеспечении эффективного взаимодействия детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями, исходя из целевых и стратегических приоритетов региона.

В совместной деятельности органов управления образованием и детских общественных объединений рекомендуется:

 проведение общественно значимых мероприятий, смотров проектов и программ, фестивалей и слетов вожатых и руководителей детских организаций, лидеров детских организаций;

 пропагандистская работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек у детей и подростков;

 организация профильных лагерей в каникулярное время;

 создание условий для трудовой занятости несовершеннолетних;

 разнообразная профессионально-ориентирующая деятельность.

Поддержка, в т. ч. финансовая, органами управления образованием мероприятий детских и молодежных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Минобразование России подчеркивает, что взаимоотношение с детскими и молодежными общественными объединениями не может строиться иначе, как на партнерских началах. Абсолютно не допускается подконтрольность этих объединений, администрирование со стороны органов управления образованием или руководителей образовательных учреждений.

В дополнение к настоящим рекомендациям в помощь руководителям и педагогам Минобразование России начинает публикацию серии материалов из опыта взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными учреждениями в информационно-методическом журнале «Внешкольник» (начиная с № 3 за 2000 год).

Начальник Управления воспитания
и дополнительного образования детей
и молодежи Минобразования России
В.А. Березина

Решение коллегии Минобразования России

«Об опыте взаимодействия органов управления образованием

Наши рекомендации