Комплект заданий для текущего контроля знаний слушателей

Задание 1.

Используя выработанную в вашем муниципалитете структуру финансового механизма опишите и изобразите ее схематично:

А) финансовый механизм на уровне образовательного учреждения;

Б) финансовый механизм на уровне муниципалитета;

В) финансовый механизм на уровне региона.

Сделайте выводы, отметив сходства и различия. Укажите изъяны механизма и его преимущества.

Задание 2.

Используя список литературы, а также другие периодические и учебные издания опишите финансовый механизм одной из зарубежных стран. Проведите сравнение с финансовым механизмом Российской Федерации указав плюсы и минусы в их работе.

Задание 3.

Проработайте региональную нормативно-правовую базу и опираясь на свой собственный опыт работы в руководящей должности выделите перспективные направления развития общеобразовательных учреждений. Выделите проблемы, укажите их причины и сформулируйте предложения по их устранению.

Задание 4.

Проанализируйте объем и динамику финансирования:

А) системы образования Российской Федерации;

Б) региональной системы образования;

В) вашей муниципальной системы образования;

Г) отдельного взятого образовательного учреждения.

Опишите влияние различных факторов на объемы и структуру финансирования.

Задание 5.

Проанализируйте структуру и объемы внебюджетных поступлений:

А) вашего образовательного учреждения;

Б) по району.

Укажите перспективные направления развития внебюджетной деятельности в вашем муниципалитете.

Задание 6.

Разработайте проект дополнительных платных образовательных услуг: механизм ценообразования и условия налогообложения.

В настоящее время для множества российских школ характерны систематическое бюджетное недофинансирование, текучесть педагогических кадров, нехватка средств на содержание зданий и сооружений, ремонт и модернизацию учебного оборудования, обновление базы учебной информации и т.п. В связи с этим руководители школ, стремясь обеспечить эффективные условия образовательной деятельности, привлекают внебюджетные средства, в том числе от родителей. Иногда это происходит вне рамок действующего законодательства. Эффект в этом случае, как правило, низок, а негативные социальные последствия велики: растет взаимное отторжение учащихся, родителей и школы, увеличивается поток жалоб на «поборы», «вымогательство» в органы управлением образованием и т.п.

В то же время многие школы нашли и развили обоюдовыгодные и законные формы взаимоотношений с родительской общественностью, местным самоуправлением, спонсорами, благотворителями, увеличили приток внебюджетных средств, за счет которых ввели надбавки к заработной плате учителям и работникам управления, приобрели новое учебное оборудование, компьютерную технику, спортинвентарь.

В этой ситуации целесообразно выявить и обобщить позитивный опыт внебюджетной деятельности школ Оренбургской области. В связи с этим предлагается описать практику либо разработать оптимальные (эффективные) способы (варианты) привлечения внебюджетных средств школой.

Проведение подобной работы позволит обобщить существующую практику работы с внебюджетными средствами, вооружить директоров реальным инструментарием, сделать доступным для широкой общественности наиболее передовой опыт экономической деятельности отдельных школ.

Цели, которые ставятся при проведении данного практикоориентированного занятия:

- выявление, анализ, обобщение и распространение положительного опыта экономической деятельности школ;

- разработка высококачественных материалов по организационно-экономическим и управленческим вопросам работы школы;

- выявление и поддержка прогрессивных экономических механизмов жизнедеятельности школ.

Задачи практикоориентированного занятия:

- проанализировать и описать опыт привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением, используя для анализа таблицу 1;

- разработать (описать) один или несколько эффективных способов (технологий) деятельности школы по привлечению внебюджетных средств;

- провести экспертизу совместно с преподавателем представленных к рассмотрению способов (технологий) привлечения внебюджетных средств, произвести оценку их юридической обоснованности, экономической эффективности и социально-педагогической целесообразности;

- провести всестороннее обсуждение в группе;

- внести после обсуждения по необходимости корректировки и рекомендации к предлагаемым технологиям.

Таблица 1 – Источники и направления расходования внебюджетных средств образовательной организации

Показатели Годы
сумма % сумма % сумма %
I. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение
Всего доходов:      
в т.ч. от: - реализации платных образовательных услуг            
- благотворительности            
- сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования            
- производственной деятельности            
- средств по федеральным, региональным и муниципальным программам            
- других внебюджетных источников            
II. Расходы, осуществляемые за счет внебюджетных источников финансирования
Всего расходов:      
в т.ч. на:            
- текущие расходы:            
а) оплату труда            
б) начисления на оплату труда            
в) коммунальные услуги            
г) другие текущие расходы            
- капитальные расходы:            
а) приобретение оборудования            
б) модернизацию оборудования            
в) другие капитальные расходы            

Описание предлагаемой технологии (способа)эффективного привлечения внебюджетных средств должно содержать:

1) наименование способа (технологии);

2) краткое резюме (аннотацию);

3) идею и развернутое содержание способа (технологии);

4) пакет основных локальных (школьных) и других нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих привлечение внебюджетных средств в школу по данному способу;

5) длительность практической реализации способа (технологии);

6) результаты реализации способа (технологии) – экономические, педагогические, социальные, управленческие;

7) особенности бухгалтерского учета внебюджетных средств, включая примеры смет, бухгалтерских проводок, записей по счетам, примеры базовых расчетов и т.п.;

8) особенности налогообложения;

9) оценку экономической эффективности;

10) ограничения и риски применения данного способа;

11) рекомендации по распространению.

В случае выбора технологии связанной с привлечением средств через платные образовательные услуги следует придерживаться алгоритм разработки дополнительной платной образовательной услуги, а именно

1) Разработка нормативно-правового блока:

- изменения в уставе образовательной организации с последующей регистрации устава с изменениями;

- положение об оказании платных образовательных услуг. Должно быть утверждено на совместном заседании совета образовательной организации и родительского комитета;

- приказы об организации дополнительной платной образовательной услуги в организации;

- приказ об оказании дополнительных платных образовательных услуг;

- договор об оказании дополнительных платных образовательных услуг в соответствии со структурой типового договора.

2) Произвести финансово-экономический расчет по дополнительной платной образовательной услуге.

3) Составить калькуляцию на дополнительную платную образовательную услугу.

Задание 7.

Используя метод прямого счета и экономический классификатор расходов бюджетных учреждений рассчитайте реальные потребности отдельно взятого образовательного учреждения в финансировании одного ученика.

Задание 8.

Опираясь на основные положения Постановления Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»» и распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»», Постановление Правительства Оренбургской области «О порядке оценки эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений» от от 30 июня 2009 года N 322-п (с изменениями на 20 декабря 2012 г.) разработайте систему показателей и критериев, позволяющих оценивать эффективность бюджетного финансирования общеобразовательного учреждения.

Задание 9.

Сформулируйте и опишите миссию образовательного учреждения, а также его финансовую стратегию в рамках процесса оказания дополнительных платных образовательных услуг. Определите цель, задачи, сформулируйте товарную и ценовую политику образовательного учреждения.

Задание 10.

Разработайте и обоснуйте модель перехода государственного (муниципального) учреждения в автономное учреждение. Выработайте критерии перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения.

Задание 11.

Разработайте проект системы материального стимулирования работников в образовательном учреждении. Введите в оборот понятие «эффективный контракт».

Задание 12.

Одним из возможных вариантов решения накопившихся проблем в системе общего образования может стать предоставление хозяйственной самостоятельности образовательным учреждениям, что позволит повысить не только эффективность использования имеющихся материальных, финансовых и кадровых ресурсов, но и уровень материальной заинтересованности и социальной защищенности работников образования.

Подобные преобразования в системе общего образования следует производить на основе тщательного анализа возможных последствий от реализации нововведений.

Произведите критический анализ введения новой организационно-правовой формы учреждений в сфере общего образования по двум принципиальным направлениям:

- возможные последствия введения новых хозяйственных форм для работников общеобразовательных учреждений и системы общего образования в целом;

- перспективы реализации конституционных прав граждан на получение бесплатного среднего образования.

Анализ должен сопровождаться четкой постановкой задач, а также понятными инструментами и механизмами их проведения:

- цель преобразований;

- задачи и индикаторы достижения цели;

- меры и действия по достижению определенных задач;

- ресурсы и сроки реализации действий;

- ответственность за проведение преобразований;

- риски, связанные с проведением преобразований, и инструменты по хеджированию этих рисков.

Заполните таблицу и проанализируйте ее по указанным направлениям, сравнив деятельность бюджетного общеобразовательного учреждения, автономного учреждением, некоммерческой организации и бизнес-единицы, главное отличие которых заключается в самом факте наличия или отсутствия бюджетных обязательств учредителя.

Рассмотрите возможные проблемы и риски, возникающие при принятии той или иной структуры управления. Опишите, какие проблемы организационно-правового, финансово-хозяйственного и образовательного блоков позволит снять новая организационно-правовая форма общеобразовательного учреждения.

Проработайте механизм системы формирования заказа в условиях действия нового механизма финансирования и организационно-правовой структуры.

Общие цели и задачи Условия осуществления деятельности Организация, осуществляющая образовательную деятельность
Образовательное учреждение Автономное учреждение Негосударственная некоммерческая образовательная организация Бизнес-структура
Организационно-правовая деятельность  
  Учредители        
  Компетенция (полномочия) учредителя        
  Управление        
  Надзорный орган и его полномочия        
  Собственность        
  Ответчики по обязательствам        
Финансово-хозяйственная деятельность  
  Бюджетные обязательства учредителя        
  Источники и способы финансирования        
  Механизмы распределения полученных доходов        
  Стоимость деятельности        
  Штатное расписание        
  Профессиональный стандарт        
  Маркетинговая служба        
Образовательная деятельность
  Образовательная программа традиционной школы        
  Образовательная программа инновационной школы        
  Учебный план        

Задание 13.Обоснуйте необходимость перехода МБОУ в статус МАОУ. Разработайте алгоритм изменения статуса вашего ОУ. Подготовьте сопровождение разработки в виде дорожной карты и пакета необходимых документов по изменению статуса учреждения. Работу оформить в виде презентации.

Задание 14.Обоснуйте необходимость формирования механизма частно-государственного партнерства в вашем образовательном учреждении или муниципалитете. Обоснуйте форму своего выбора. Подготовьте необходимый пакет документов для реализации своей идеи. Работу оформить в виде презентации.

Комплект терминов для подготовки к понятийному диктанту.

Административное взыскание – форма государственного принуждения и мера юридической ответственности, осуществляемая компетентным органом или лицом, за административное правонарушение.

Бизнес-процесс – организационно оформленнаячасть деятельности университета, состоящая из осуществления проектов и мероприятий.

Бюджетирование– процесс формирования и принятия бюджета образовательного учреждения, а также последующий контроль за его исполнением.

Внебюджетные средства образовательного учреждения – средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования.

Инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Инновационный потенциал – научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.

Инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданных с целью финансирования новейших научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником ресурсов служат спонсорские взносы фирм, банков. Средства фонда распределяются между заявителями, претендующими на инвестиции, как правило, на конкурсной основе, часто в виде тендера.

Инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависит достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.

Казначейство– специальный государственный финансовый орган, существующий обычно при министерстве финансов страны или в его составе. В функции казначейства входит составление проекта государственного бюджета и управление его исполнением, а также управление государственным долгом и эмиссия государственных ценных бумаг. В ходе исполнения государственного бюджета казначейство отслеживает сбор налогов, пошлин и других поступлений в бюджет, открывает бюджетные кредиты и предоставляет бюджетные средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Конкуренция – соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

Конкурентная среда – условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

Конкурентоспособность общеобразовательного учреждения – комплекс показателей его отличия от конкурентов по степени удовлетворения своими услугами потребностей рынка, по степени эффективности платной образовательной деятельности.

Конкурентоспособность общеобразовательной услуги – обобщенная характеристика преимуществ по степени и затратам на удовлетворение потребности в образовании.

Контроллинг (анг. controlling) – 1) инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на фирме, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; 2) название подразделения фирмы, принятое на промышленных предприятиях ФРГ, США; 3) система непрерывной оценки всех сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников.

Кризис – состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Линейная технология управления– технология управления, характеризующаяся строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом.

Макросреда – силы широкого плана, такие как факторы демографического, экономического, политического, культурного, технологического и т.п. характера.

Микросреда– силы, имеющие непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию потребителей, заказчиков.

Механизм финансирования системы общего образования – совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств общеобразовательными учреждениями и органами просвещения в целях обеспечения выполнения государственного общеобразовательного стандарта и удовлетворения потребностей в общеобразовательных услугах физических и юридических лиц.

Мероприятие – организационно оформленноеединичное производственное действие, являющееся самостоятельным или частью проекта; мероприятие состоит из этапов.

Меценат – бескорыстный даритель финансовых, материальных, имущественных средств, которые аккумулируются на счету организации.

Нецелевое использование средств федерального бюджета – направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Норматив– установленное законодательно или административно количественное выражение материальных ценностей или денег, рассчитанных на единицу нормирования по действующим нормам.

Нормативный акт – документ компетентного государственного органа, устанавливающий, изменяющий или прекращающий норму права.

Образовательная услуга – деятельность персонала образовательного учреждения, направленная на удовлетворение образовательных потребностей различных категорий населения.

Организационное оформление – установление наименования производственного действия, дат начала и окончания его количественных показателей и лица, ответственного за исполнение.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Получатель средств федерального бюджета – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований; бюджет субъекта Российской Федерации или юридическое лицо, получившее из федерального бюджета субсидии или субвенции, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования или осуществления.

Программно-целевое управление – метод управления, при котором формируется цель управления, разрабатывается механизм реализации, устанавливаются сроки и состояния промежуточных значений процесса по достижению поставленной цели.

Проект – организационно оформленное производственное действие, направленное на достижение сформулированной цели; проект состоит из мероприятий.

Региональный норматив финансирования ученика– это номинальный объем финансовых средств, необходимый для реализации образовательной программы в учреждениях региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, в расчете на одного обучающегося в год.

Рынок– совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара и услуги вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги); сфера действия совокупных экономических отношений, которые складываются по поводу реализации произведенных товаров (услуг); пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на произведенные блага и факторы производства.

Рынок общеобразовательных услуг– механизм взаимоотношений между заказчиком, конечным потребителем и исполнителем по предоставлению, получению и использованию знаний, умений, навыков на уровне общего образования.

Спрос – готовность купить товар при определенных условиях, главным из которых является цена товара; зависимость между величиной спроса на товар (услугу) и ценой этого товара (услуги).

Смета расходов образовательного учреждения – финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлений, и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Спонсор – инвестор, вклад которого заведомо превышает ожидаемую им непосредственную выгоду.

Тендер (от англ. tend – обслуживать) – 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные бумаги, о намерении заключить контракт или поставить товары; 3) цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен; 4) международный конкурс на право получения заказа.

Управление образованием –деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение эффективности образования и регулирующая достижение целей образовательной политики. Складывается из следующих этапов: анализ и оценка сложившейся образовательной практики; постановка задач управления; планирование деятельности по реализации задач; организация согласованной деятельности субъектов; контроль.

Управление финансами (финансовый менеджмент) (англ. financing management)– управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами.

Финансовая инновация – разработанные финансовыми институтами новые финансовые продукты и процессы по переводу денег, выдаче и получению кредитов с использованием современных технических и информационных средств, компьютеров, Интернета.

Финансовые ресурсы государства, региона, предприятия, фирмы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств их накопления и использования.

Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает обеспечивающие подсистемы, финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые методы.

Финансовый резерв – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и организаций для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности

Экономика – в широком смысле – это способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, которые необходимы им для потребления; в узком смысле – это наука, которая изучает, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностейв жизненных благах.

Экономически оправданные расходы – затраты, обусловленные целями получения доходов, отвечающие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий (организаций), органов власти действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.

Итоговой формой контроля знаний, умений и владения по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится в письменной форме по билетам, включающим два экзаменационных вопроса.

Вопросы к экзамену для очной формы обучения

Примерный перечень вопросов для проверки уровня сформированности компетенций представлен ниже.

1. Экономика образования: определение, сущность, принципы действия экономического механизм системы образования, специфика производительной деятельности, модернизация.

2. Эффективность образовательного учреждения: сущность, основные параметры оценки эффективности, показатели.

3. Значение и условия оказания платных образовательных услуг в образовательной организации. Этапы организации платных образовательных услуг.

4. Платные образовательные услуги в организации. Ценообразование на платные образовательные услуги.

5. Материальное стимулирование работников системы образования. 3аработная плата в образовании: основные понятия, сущность, своеобразие. Проблемы социальной защиты педагога. Приведите примеры из личной практики.

6. Новая система оплаты труда работников образования.Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, профессионального образования.

7. Образовательные услуги: понятие, специфика. Спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Формирование цены образовательной услуги и рентабельность.

8. Интеллектуальная собственность в системе образования. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов общеобразовательного учреждения.

9. Модели финансирования системы образования: «управление затратами» и «бюджетирование ориентированное на результат»

10. Внебюджетные средства: виды, источники поступлений. Механизм привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением.

11. Рынок образовательных услуг в современной России: проблемы становления. Задачи и перспективы.

12. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений. Нормы и нормативы в системе образования. Методика расчета норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения на муниципальном уровне.

13. Финансовый механизм системы образования: определение, сущность, специфика. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений.

14. Основные каналы и способы финансирования образовательных организаций.

15. Новые организационно-правовые формы в системе образования. Автономное учреждение. Дайте сравнительную характеристику автономного и бюджетного учреждения.

16. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Целевой капитал (эндаумент).

17. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Модель BOLT (Build – Own – Lease - Transfer) – «обратная аренда».

18. Модели финансирования образования с учетом возможностей: межмуниципального и межведомственного сотрудничества.

19. Российский и зарубежный опыт подходов к оплате труда педагогов. Новая модель системы оплаты труда и ее специфика реализации на региональном уровне.

20. Муниципальное (государственное) задание образовательной организации: структура, содержание разделов, его связь с планом финансово-хозяйственной деятельностью.

21. План финансово-хозяйственной деятельности: структура, содержание разделов.

22. Оценка эффективности работы образовательной организации.

23. Понятие «эффективный контракт». Структура и содержание разделов.

Вопросы к экзамену для заочной формы обучения

Примерный перечень вопросов для проверки уровня сформированности компетенций представлен ниже.

1. Экономика образования: определение, сущность, принципы действия экономического механизм системы образования, специфика производительной деятельности, модернизация.

2. Эффективность образовательного учреждения: сущность, основные параметры оценки эффективности, показатели.

3. Значение и условия оказания дополнительных платных образовательных услуг в образовательной организации. Этапы организации дополнительных платных образовательных услуг.

4. Материальное стимулирование работников системы образования. 3аработная плата в образовании: основные понятия, сущность, своеобразие. Проблемы социальной защиты педагога. Приведите примеры из личной практики.

5. Новая система оплаты труда работников образования.Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, профессионального образования.

6. Образовательные услуги: понятие, специфика. Спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Формирование цены образовательной услуги и рентабельность.

7. Интеллектуальная собственность в системе образования. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов общеобразовательного учреждения.

8. Модели финансирования системы образования: «управление затратами» и «бюджетирование ориентированное на результат»

9. Внебюджетные средства: виды, источники поступлений. Механизм привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением.

10. Рынок образовательных услуг в современной России: проблемы становления. Задачи и перспективы.

11. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений. Нормы и нормативы в системе образования. Методика расчета норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения на муниципальном уровне.

12. Финансовый механизм системы образования: определение, сущность, специфика. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений.

13. Основные каналы и способы финансирования образовательных учреждений.

14. Новые организационно-правовые формы в системе образования. Автономное учреждение. Дайте сравнительную характеристику автономного и бюджетного учреждения.

15. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Целевой капитал (эндаумент).

16. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Модель BOLT (Build – Own – Lease - Transfer) – «обратная аренда».

17. Модели финансирования образования с учетом возможностей: межмуниципального и межведомственного сотрудничества.

18. Российский и зарубежный опыт подходов к оплате труда педагогов. Новая модель системы оплаты труда и ее специфика реализации на региональном уровне.

19. Муниципальное (государственное) задание образовательной организации: структура, содержание раздел

Наши рекомендации