Комплект заданий для текущего контроля знаний слушателей
Задание 1.
Используя выработанную в вашем муниципалитете структуру финансового механизма опишите и изобразите ее схематично:
А) финансовый механизм на уровне образовательного учреждения;
Б) финансовый механизм на уровне муниципалитета;
В) финансовый механизм на уровне региона.
Сделайте выводы, отметив сходства и различия. Укажите изъяны механизма и его преимущества.
Задание 2.
Используя список литературы, а также другие периодические и учебные издания опишите финансовый механизм одной из зарубежных стран. Проведите сравнение с финансовым механизмом Российской Федерации указав плюсы и минусы в их работе.
Задание 3.
Проработайте региональную нормативно-правовую базу и опираясь на свой собственный опыт работы в руководящей должности выделите перспективные направления развития общеобразовательных учреждений. Выделите проблемы, укажите их причины и сформулируйте предложения по их устранению.
Задание 4.
Проанализируйте объем и динамику финансирования:
А) системы образования Российской Федерации;
Б) региональной системы образования;
В) вашей муниципальной системы образования;
Г) отдельного взятого образовательного учреждения.
Опишите влияние различных факторов на объемы и структуру финансирования.
Задание 5.
Проанализируйте структуру и объемы внебюджетных поступлений:
А) вашего образовательного учреждения;
Б) по району.
Укажите перспективные направления развития внебюджетной деятельности в вашем муниципалитете.
Задание 6.
Разработайте проект дополнительных платных образовательных услуг: механизм ценообразования и условия налогообложения.
В настоящее время для множества российских школ характерны систематическое бюджетное недофинансирование, текучесть педагогических кадров, нехватка средств на содержание зданий и сооружений, ремонт и модернизацию учебного оборудования, обновление базы учебной информации и т.п. В связи с этим руководители школ, стремясь обеспечить эффективные условия образовательной деятельности, привлекают внебюджетные средства, в том числе от родителей. Иногда это происходит вне рамок действующего законодательства. Эффект в этом случае, как правило, низок, а негативные социальные последствия велики: растет взаимное отторжение учащихся, родителей и школы, увеличивается поток жалоб на «поборы», «вымогательство» в органы управлением образованием и т.п.
В то же время многие школы нашли и развили обоюдовыгодные и законные формы взаимоотношений с родительской общественностью, местным самоуправлением, спонсорами, благотворителями, увеличили приток внебюджетных средств, за счет которых ввели надбавки к заработной плате учителям и работникам управления, приобрели новое учебное оборудование, компьютерную технику, спортинвентарь.
В этой ситуации целесообразно выявить и обобщить позитивный опыт внебюджетной деятельности школ Оренбургской области. В связи с этим предлагается описать практику либо разработать оптимальные (эффективные) способы (варианты) привлечения внебюджетных средств школой.
Проведение подобной работы позволит обобщить существующую практику работы с внебюджетными средствами, вооружить директоров реальным инструментарием, сделать доступным для широкой общественности наиболее передовой опыт экономической деятельности отдельных школ.
Цели, которые ставятся при проведении данного практикоориентированного занятия:
- выявление, анализ, обобщение и распространение положительного опыта экономической деятельности школ;
- разработка высококачественных материалов по организационно-экономическим и управленческим вопросам работы школы;
- выявление и поддержка прогрессивных экономических механизмов жизнедеятельности школ.
Задачи практикоориентированного занятия:
- проанализировать и описать опыт привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением, используя для анализа таблицу 1;
- разработать (описать) один или несколько эффективных способов (технологий) деятельности школы по привлечению внебюджетных средств;
- провести экспертизу совместно с преподавателем представленных к рассмотрению способов (технологий) привлечения внебюджетных средств, произвести оценку их юридической обоснованности, экономической эффективности и социально-педагогической целесообразности;
- провести всестороннее обсуждение в группе;
- внести после обсуждения по необходимости корректировки и рекомендации к предлагаемым технологиям.
Таблица 1 – Источники и направления расходования внебюджетных средств образовательной организации
Показатели | Годы | |||||
сумма | % | сумма | % | сумма | % | |
I. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение | ||||||
Всего доходов: | ||||||
в т.ч. от: - реализации платных образовательных услуг | ||||||
- благотворительности | ||||||
- сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования | ||||||
- производственной деятельности | ||||||
- средств по федеральным, региональным и муниципальным программам | ||||||
- других внебюджетных источников | ||||||
II. Расходы, осуществляемые за счет внебюджетных источников финансирования | ||||||
Всего расходов: | ||||||
в т.ч. на: | ||||||
- текущие расходы: | ||||||
а) оплату труда | ||||||
б) начисления на оплату труда | ||||||
в) коммунальные услуги | ||||||
г) другие текущие расходы | ||||||
- капитальные расходы: | ||||||
а) приобретение оборудования | ||||||
б) модернизацию оборудования | ||||||
в) другие капитальные расходы |
Описание предлагаемой технологии (способа)эффективного привлечения внебюджетных средств должно содержать:
1) наименование способа (технологии);
2) краткое резюме (аннотацию);
3) идею и развернутое содержание способа (технологии);
4) пакет основных локальных (школьных) и других нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих привлечение внебюджетных средств в школу по данному способу;
5) длительность практической реализации способа (технологии);
6) результаты реализации способа (технологии) – экономические, педагогические, социальные, управленческие;
7) особенности бухгалтерского учета внебюджетных средств, включая примеры смет, бухгалтерских проводок, записей по счетам, примеры базовых расчетов и т.п.;
8) особенности налогообложения;
9) оценку экономической эффективности;
10) ограничения и риски применения данного способа;
11) рекомендации по распространению.
В случае выбора технологии связанной с привлечением средств через платные образовательные услуги следует придерживаться алгоритм разработки дополнительной платной образовательной услуги, а именно
1) Разработка нормативно-правового блока:
- изменения в уставе образовательной организации с последующей регистрации устава с изменениями;
- положение об оказании платных образовательных услуг. Должно быть утверждено на совместном заседании совета образовательной организации и родительского комитета;
- приказы об организации дополнительной платной образовательной услуги в организации;
- приказ об оказании дополнительных платных образовательных услуг;
- договор об оказании дополнительных платных образовательных услуг в соответствии со структурой типового договора.
2) Произвести финансово-экономический расчет по дополнительной платной образовательной услуге.
3) Составить калькуляцию на дополнительную платную образовательную услугу.
Задание 7.
Используя метод прямого счета и экономический классификатор расходов бюджетных учреждений рассчитайте реальные потребности отдельно взятого образовательного учреждения в финансировании одного ученика.
Задание 8.
Опираясь на основные положения Постановления Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»» и распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»», Постановление Правительства Оренбургской области «О порядке оценки эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений» от от 30 июня 2009 года N 322-п (с изменениями на 20 декабря 2012 г.) разработайте систему показателей и критериев, позволяющих оценивать эффективность бюджетного финансирования общеобразовательного учреждения.
Задание 9.
Сформулируйте и опишите миссию образовательного учреждения, а также его финансовую стратегию в рамках процесса оказания дополнительных платных образовательных услуг. Определите цель, задачи, сформулируйте товарную и ценовую политику образовательного учреждения.
Задание 10.
Разработайте и обоснуйте модель перехода государственного (муниципального) учреждения в автономное учреждение. Выработайте критерии перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Задание 11.
Разработайте проект системы материального стимулирования работников в образовательном учреждении. Введите в оборот понятие «эффективный контракт».
Задание 12.
Одним из возможных вариантов решения накопившихся проблем в системе общего образования может стать предоставление хозяйственной самостоятельности образовательным учреждениям, что позволит повысить не только эффективность использования имеющихся материальных, финансовых и кадровых ресурсов, но и уровень материальной заинтересованности и социальной защищенности работников образования.
Подобные преобразования в системе общего образования следует производить на основе тщательного анализа возможных последствий от реализации нововведений.
Произведите критический анализ введения новой организационно-правовой формы учреждений в сфере общего образования по двум принципиальным направлениям:
- возможные последствия введения новых хозяйственных форм для работников общеобразовательных учреждений и системы общего образования в целом;
- перспективы реализации конституционных прав граждан на получение бесплатного среднего образования.
Анализ должен сопровождаться четкой постановкой задач, а также понятными инструментами и механизмами их проведения:
- цель преобразований;
- задачи и индикаторы достижения цели;
- меры и действия по достижению определенных задач;
- ресурсы и сроки реализации действий;
- ответственность за проведение преобразований;
- риски, связанные с проведением преобразований, и инструменты по хеджированию этих рисков.
Заполните таблицу и проанализируйте ее по указанным направлениям, сравнив деятельность бюджетного общеобразовательного учреждения, автономного учреждением, некоммерческой организации и бизнес-единицы, главное отличие которых заключается в самом факте наличия или отсутствия бюджетных обязательств учредителя.
Рассмотрите возможные проблемы и риски, возникающие при принятии той или иной структуры управления. Опишите, какие проблемы организационно-правового, финансово-хозяйственного и образовательного блоков позволит снять новая организационно-правовая форма общеобразовательного учреждения.
Проработайте механизм системы формирования заказа в условиях действия нового механизма финансирования и организационно-правовой структуры.
Общие цели и задачи | Условия осуществления деятельности | Организация, осуществляющая образовательную деятельность | |||
Образовательное учреждение | Автономное учреждение | Негосударственная некоммерческая образовательная организация | Бизнес-структура | ||
Организационно-правовая деятельность | |||||
Учредители | |||||
Компетенция (полномочия) учредителя | |||||
Управление |
Надзорный орган и его полномочия | |||||
Собственность | |||||
Ответчики по обязательствам | |||||
Финансово-хозяйственная деятельность | |||||
Бюджетные обязательства учредителя |
Источники и способы финансирования | |||||
Механизмы распределения полученных доходов | |||||
Стоимость деятельности | |||||
Штатное расписание | |||||
Профессиональный стандарт | |||||
Маркетинговая служба |
Образовательная деятельность |
Образовательная программа традиционной школы | |||||
Образовательная программа инновационной школы | |||||
Учебный план |
Задание 13.Обоснуйте необходимость перехода МБОУ в статус МАОУ. Разработайте алгоритм изменения статуса вашего ОУ. Подготовьте сопровождение разработки в виде дорожной карты и пакета необходимых документов по изменению статуса учреждения. Работу оформить в виде презентации.
Задание 14.Обоснуйте необходимость формирования механизма частно-государственного партнерства в вашем образовательном учреждении или муниципалитете. Обоснуйте форму своего выбора. Подготовьте необходимый пакет документов для реализации своей идеи. Работу оформить в виде презентации.
Комплект терминов для подготовки к понятийному диктанту.
Административное взыскание – форма государственного принуждения и мера юридической ответственности, осуществляемая компетентным органом или лицом, за административное правонарушение.
Бизнес-процесс – организационно оформленнаячасть деятельности университета, состоящая из осуществления проектов и мероприятий.
Бюджетирование– процесс формирования и принятия бюджета образовательного учреждения, а также последующий контроль за его исполнением.
Внебюджетные средства образовательного учреждения – средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции по договорам гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования.
Инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновационный потенциал – научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.
Инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданных с целью финансирования новейших научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником ресурсов служат спонсорские взносы фирм, банков. Средства фонда распределяются между заявителями, претендующими на инвестиции, как правило, на конкурсной основе, часто в виде тендера.
Инвестиционная политика – совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависит достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.
Казначейство– специальный государственный финансовый орган, существующий обычно при министерстве финансов страны или в его составе. В функции казначейства входит составление проекта государственного бюджета и управление его исполнением, а также управление государственным долгом и эмиссия государственных ценных бумаг. В ходе исполнения государственного бюджета казначейство отслеживает сбор налогов, пошлин и других поступлений в бюджет, открывает бюджетные кредиты и предоставляет бюджетные средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Конкуренция – соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.
Конкурентная среда – условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.
Конкурентоспособность общеобразовательного учреждения – комплекс показателей его отличия от конкурентов по степени удовлетворения своими услугами потребностей рынка, по степени эффективности платной образовательной деятельности.
Конкурентоспособность общеобразовательной услуги – обобщенная характеристика преимуществ по степени и затратам на удовлетворение потребности в образовании.
Контроллинг (анг. controlling) – 1) инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на фирме, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; 2) название подразделения фирмы, принятое на промышленных предприятиях ФРГ, США; 3) система непрерывной оценки всех сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников.
Кризис – состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Линейная технология управления– технология управления, характеризующаяся строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом.
Макросреда – силы широкого плана, такие как факторы демографического, экономического, политического, культурного, технологического и т.п. характера.
Микросреда– силы, имеющие непосредственное отношение к самой организации и ее возможностям по обслуживанию потребителей, заказчиков.
Механизм финансирования системы общего образования – совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств общеобразовательными учреждениями и органами просвещения в целях обеспечения выполнения государственного общеобразовательного стандарта и удовлетворения потребностей в общеобразовательных услугах физических и юридических лиц.
Мероприятие – организационно оформленноеединичное производственное действие, являющееся самостоятельным или частью проекта; мероприятие состоит из этапов.
Меценат – бескорыстный даритель финансовых, материальных, имущественных средств, которые аккумулируются на счету организации.
Нецелевое использование средств федерального бюджета – направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Норматив– установленное законодательно или административно количественное выражение материальных ценностей или денег, рассчитанных на единицу нормирования по действующим нормам.
Нормативный акт – документ компетентного государственного органа, устанавливающий, изменяющий или прекращающий норму права.
Образовательная услуга – деятельность персонала образовательного учреждения, направленная на удовлетворение образовательных потребностей различных категорий населения.
Организационное оформление – установление наименования производственного действия, дат начала и окончания его количественных показателей и лица, ответственного за исполнение.
Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Получатель средств федерального бюджета – бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований; бюджет субъекта Российской Федерации или юридическое лицо, получившее из федерального бюджета субсидии или субвенции, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты.
Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ.
Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования или осуществления.
Программно-целевое управление – метод управления, при котором формируется цель управления, разрабатывается механизм реализации, устанавливаются сроки и состояния промежуточных значений процесса по достижению поставленной цели.
Проект – организационно оформленное производственное действие, направленное на достижение сформулированной цели; проект состоит из мероприятий.
Региональный норматив финансирования ученика– это номинальный объем финансовых средств, необходимый для реализации образовательной программы в учреждениях региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, в расчете на одного обучающегося в год.
Рынок– совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара и услуги вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги); сфера действия совокупных экономических отношений, которые складываются по поводу реализации произведенных товаров (услуг); пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на произведенные блага и факторы производства.
Рынок общеобразовательных услуг– механизм взаимоотношений между заказчиком, конечным потребителем и исполнителем по предоставлению, получению и использованию знаний, умений, навыков на уровне общего образования.
Спрос – готовность купить товар при определенных условиях, главным из которых является цена товара; зависимость между величиной спроса на товар (услугу) и ценой этого товара (услуги).
Смета расходов образовательного учреждения – финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлений, и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.
Спонсор – инвестор, вклад которого заведомо превышает ожидаемую им непосредственную выгоду.
Тендер (от англ. tend – обслуживать) – 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные бумаги, о намерении заключить контракт или поставить товары; 3) цена на товар, предложенная его производителем, исходя из уровня цен; 4) международный конкурс на право получения заказа.
Управление образованием –деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение эффективности образования и регулирующая достижение целей образовательной политики. Складывается из следующих этапов: анализ и оценка сложившейся образовательной практики; постановка задач управления; планирование деятельности по реализации задач; организация согласованной деятельности субъектов; контроль.
Управление финансами (финансовый менеджмент) (англ. financing management)– управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами.
Финансовая инновация – разработанные финансовыми институтами новые финансовые продукты и процессы по переводу денег, выдаче и получению кредитов с использованием современных технических и информационных средств, компьютеров, Интернета.
Финансовые ресурсы государства, региона, предприятия, фирмы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств их накопления и использования.
Финансовый механизм – составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает обеспечивающие подсистемы, финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые методы.
Финансовый резерв – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и организаций для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности
Экономика – в широком смысле – это способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, которые необходимы им для потребления; в узком смысле – это наука, которая изучает, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностейв жизненных благах.
Экономически оправданные расходы – затраты, обусловленные целями получения доходов, отвечающие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий (организаций), органов власти действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.
Итоговой формой контроля знаний, умений и владения по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится в письменной форме по билетам, включающим два экзаменационных вопроса.
Вопросы к экзамену для очной формы обучения
Примерный перечень вопросов для проверки уровня сформированности компетенций представлен ниже.
1. Экономика образования: определение, сущность, принципы действия экономического механизм системы образования, специфика производительной деятельности, модернизация.
2. Эффективность образовательного учреждения: сущность, основные параметры оценки эффективности, показатели.
3. Значение и условия оказания платных образовательных услуг в образовательной организации. Этапы организации платных образовательных услуг.
4. Платные образовательные услуги в организации. Ценообразование на платные образовательные услуги.
5. Материальное стимулирование работников системы образования. 3аработная плата в образовании: основные понятия, сущность, своеобразие. Проблемы социальной защиты педагога. Приведите примеры из личной практики.
6. Новая система оплаты труда работников образования.Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, профессионального образования.
7. Образовательные услуги: понятие, специфика. Спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Формирование цены образовательной услуги и рентабельность.
8. Интеллектуальная собственность в системе образования. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов общеобразовательного учреждения.
9. Модели финансирования системы образования: «управление затратами» и «бюджетирование ориентированное на результат»
10. Внебюджетные средства: виды, источники поступлений. Механизм привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением.
11. Рынок образовательных услуг в современной России: проблемы становления. Задачи и перспективы.
12. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений. Нормы и нормативы в системе образования. Методика расчета норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения на муниципальном уровне.
13. Финансовый механизм системы образования: определение, сущность, специфика. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений.
14. Основные каналы и способы финансирования образовательных организаций.
15. Новые организационно-правовые формы в системе образования. Автономное учреждение. Дайте сравнительную характеристику автономного и бюджетного учреждения.
16. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Целевой капитал (эндаумент).
17. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Модель BOLT (Build – Own – Lease - Transfer) – «обратная аренда».
18. Модели финансирования образования с учетом возможностей: межмуниципального и межведомственного сотрудничества.
19. Российский и зарубежный опыт подходов к оплате труда педагогов. Новая модель системы оплаты труда и ее специфика реализации на региональном уровне.
20. Муниципальное (государственное) задание образовательной организации: структура, содержание разделов, его связь с планом финансово-хозяйственной деятельностью.
21. План финансово-хозяйственной деятельности: структура, содержание разделов.
22. Оценка эффективности работы образовательной организации.
23. Понятие «эффективный контракт». Структура и содержание разделов.
Вопросы к экзамену для заочной формы обучения
Примерный перечень вопросов для проверки уровня сформированности компетенций представлен ниже.
1. Экономика образования: определение, сущность, принципы действия экономического механизм системы образования, специфика производительной деятельности, модернизация.
2. Эффективность образовательного учреждения: сущность, основные параметры оценки эффективности, показатели.
3. Значение и условия оказания дополнительных платных образовательных услуг в образовательной организации. Этапы организации дополнительных платных образовательных услуг.
4. Материальное стимулирование работников системы образования. 3аработная плата в образовании: основные понятия, сущность, своеобразие. Проблемы социальной защиты педагога. Приведите примеры из личной практики.
5. Новая система оплаты труда работников образования.Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, профессионального образования.
6. Образовательные услуги: понятие, специфика. Спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Формирование цены образовательной услуги и рентабельность.
7. Интеллектуальная собственность в системе образования. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов общеобразовательного учреждения.
8. Модели финансирования системы образования: «управление затратами» и «бюджетирование ориентированное на результат»
9. Внебюджетные средства: виды, источники поступлений. Механизм привлечения внебюджетных средств общеобразовательным учреждением.
10. Рынок образовательных услуг в современной России: проблемы становления. Задачи и перспективы.
11. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений. Нормы и нормативы в системе образования. Методика расчета норматива бюджетного финансирования образовательного учреждения на муниципальном уровне.
12. Финансовый механизм системы образования: определение, сущность, специфика. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений.
13. Основные каналы и способы финансирования образовательных учреждений.
14. Новые организационно-правовые формы в системе образования. Автономное учреждение. Дайте сравнительную характеристику автономного и бюджетного учреждения.
15. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Целевой капитал (эндаумент).
16. Механизмы частно-государственного партнерства в системе образования. Модель BOLT (Build – Own – Lease - Transfer) – «обратная аренда».
17. Модели финансирования образования с учетом возможностей: межмуниципального и межведомственного сотрудничества.
18. Российский и зарубежный опыт подходов к оплате труда педагогов. Новая модель системы оплаты труда и ее специфика реализации на региональном уровне.
19. Муниципальное (государственное) задание образовательной организации: структура, содержание раздел