О преподавании истории и обществознания
Методическое письмо
О преподавании истории и обществознания
в общеобразовательных организациях Мурманской области
В 2017/2018 учебном году
В 2017/2018 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Мурманской области основано на следующих нормативно-правовых документах:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
– приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт).
Преподавание истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
В 2017/2018 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) во всех 5-7-х классах, а также в 8-х классах общеобразовательных организаций, перешедших на ФГОС ООО в 2014/2015 учебном году в пилотном режиме. Во всех 9-х классах продолжается реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года (далее – ФК ГОС).
На уровне среднего общего образования подавляющее большинство общеобразовательных организаций области реализуют ФК ГОС, в 37 общеобразовательных организациях осуществляет поэлементное введение федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в пилотном режиме. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к компетенции образовательной организации. При определении содержания рабочих программ по истории и обществознанию используются положения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, размещенных в реестре примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (www.fgosreestr.ru). В настоящее время в примерных основных общеобразовательных программах, включенных в реестр, обеспечен учёт положений историко-культурного стандарта.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования представлены варианты примерного учебного плана основного общего образования, в которых указывается количество часов, отводимых на преподавание «Истории» и «Обществознания».
Вариант № 1
Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Общественно-научные предметы | История | ||||||
Обществознание | |||||||
География |
Вариант № 2
Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Общественно-научные предметы | История | ||||||
Обществознание | |||||||
География |
Во всех вариантах учебного плана отсутствует обществознание в 5 классе. Рекомендуется его преподавание в 5 классе в объеме одного часа в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Учебники по обществознанию для 5-го класса включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
При получении основного общего образования знакомство обучающихся с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно формировать у учащихся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
При этом курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция) Минобрнауки России совместно с Ассоциацией «Российское историческое общество» проведена работа по синхронизации содержания учебных курсов по отечественной истории и истории зарубежных стран на уровнях основного общего и среднего общего образования. Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов региональной истории способствует раскрытию как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. (Таблица 1).
Таблица 1
Рекомендации по использованию учебно-методических комплексов
В настоящее время определяющее место в организации преподавания учебных предметов занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с учебным планом.
При комплектовании фондов школьных библиотек на следующий учебный год общеобразовательным организациям необходимо рекомендуется приобретать учебники одной предметной линии для обеспечения преемственности методологических и методических подходов, сохранения дидактических единиц, определенных примерной программой.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253» исключены из федерального перечняучебники:
для основного общего образования:
ООО Издательский центр «Вентана-Граф» (под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина);
ООО Издательство «Просвещение» (автор А.А. Данилов) и (авторы: А.А. Данилов Л.Г. Косулина);
ООО Издательство «Дрофа» (авторы: А.Ф. Киселев, В.П. Попов);
ООО «Русское слово-учебник» (авторы: Е.В. Пчелов, А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, П.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко).
для среднего общего образования:
ООО Издательство «Просвещение» (авторы: Н.С. Борисов, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко - базовый уровень);
ООО Издательский центр «Вентана-Граф» (под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина-базовый уровень);
ООО Издательство «Дрофа» (под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко -базовый уровень);
ООО Издательство «Просвещение» (под ред. А.Н. Сахарова - углубленный уровень).
ООО Издательств «Дрофа» (авторы: Н.И. Павленко, И.Д. Андреев. Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев - углубленный уровень);
ООО «Русское слово-учебник» (авторы: А.П. Сахаров, А.Н. Боханов, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко - углубленный уровень).
Перечисленные учебники используются в Мурманской области, срок возможного использования данных изданий истекает через пять лет с момента издания вышеуказанного приказа. Содержание данных учебников дает возможность использовать их в образовательной деятельности, так как не противоречит требованиям Историко-культурного стандарта (ИКС) и дает возможность по основным позициям подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации. В то же время основные концептуальные идеи ИКС (усиление внимания месту России в мировой истории, персонализации истории, истории повседневности и истории церкви) объективно не могли найти отражение в названных учебниках. Кроме того, исключенные учебники не дают возможности в полной мере осуществлять современные требования к историческому образованию, которые отражены в Концепции нового УМК по отечественной истории: сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации; стимулировать на получение исторических знаний из других источников; способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности; способствовать развитию критического мышления учащихся; стать навигатором в информационном пространстве.
В связи с вышесказанным представляется необходимым компенсировать данные проблемы, соотнеся рабочие программы по истории с Историко-культурным стандартом, который стал основой для разработки Спецификации и Кодификатора контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Три линии учебников по истории России, включенных в федеральный перечень учебников, созданы в соответствии с Историко-культурным стандартом:
Издательство «Дрофа»
1. Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. - М.: Дрофа, 2015.
2. Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В. История России XVI- конец XVII века. 7 класс. - М.: Дрофа, 2015.
3. Андреев И.Л., Лященко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Федоров И.Н. История России конец XVII- XVIII век. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
4. Лященко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. История России XIX- начало XX века. 9 класс. - М.: Дрофа, 2015.
5. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России начало XX-начало XXI века. 10 класс. - М.: Дрофа, 2015.
Издательство «Просвещение»
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
4. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
5. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков А.А. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 10 класс. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
Кроме того, в новых изданиях учебников, входящих в действующий федеральный перечень, внесены следующие дополнения:
- элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «История» и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего/среднего общего образования; примерные перечни тем проектов;
- ссылки на интернет-ресурсы.
Учебники по всеобщей истории в соответствии с новой периодизацией только создаются и проходят экспертизу, поэтому в ближайшее время еще не поступят в общеобразовательные организации. Учителя 6-8 классов, работающие по ФГОС ООО, в 2017/2018 учебном году должны будут продолжать обучение по всеобщей истории в 7,8 классах по учебникам 6,7 классов в соответствии с Таблицей 2.
Таблица 2
Методическое письмо
о преподавании истории и обществознания
в общеобразовательных организациях Мурманской области
В 2017/2018 учебном году
В 2017/2018 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Мурманской области основано на следующих нормативно-правовых документах:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
– приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
– приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Историко-культурный стандарт).
Преподавание истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
В 2017/2018 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) во всех 5-7-х классах, а также в 8-х классах общеобразовательных организаций, перешедших на ФГОС ООО в 2014/2015 учебном году в пилотном режиме. Во всех 9-х классах продолжается реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года (далее – ФК ГОС).
На уровне среднего общего образования подавляющее большинство общеобразовательных организаций области реализуют ФК ГОС, в 37 общеобразовательных организациях осуществляет поэлементное введение федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в пилотном режиме. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации относится к компетенции образовательной организации. При определении содержания рабочих программ по истории и обществознанию используются положения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, размещенных в реестре примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (www.fgosreestr.ru). В настоящее время в примерных основных общеобразовательных программах, включенных в реестр, обеспечен учёт положений историко-культурного стандарта.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования представлены варианты примерного учебного плана основного общего образования, в которых указывается количество часов, отводимых на преподавание «Истории» и «Обществознания».
Вариант № 1
Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Общественно-научные предметы | История | ||||||
Обществознание | |||||||
География |
Вариант № 2
Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||
V | VI | VII | VIII | IX | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Общественно-научные предметы | История | ||||||
Обществознание | |||||||
География |
Во всех вариантах учебного плана отсутствует обществознание в 5 классе. Рекомендуется его преподавание в 5 классе в объеме одного часа в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Учебники по обществознанию для 5-го класса включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
При получении основного общего образования знакомство обучающихся с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно формировать у учащихся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
При этом курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция) Минобрнауки России совместно с Ассоциацией «Российское историческое общество» проведена работа по синхронизации содержания учебных курсов по отечественной истории и истории зарубежных стран на уровнях основного общего и среднего общего образования. Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введение в содержание образования элементов региональной истории способствует раскрытию как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. (Таблица 1).
Таблица 1