Учителей истории и обществознания

В современных условиях воспитательным функциям отечественной истории отводится особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации ставит цель дальнейшего формирования патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества [1].

Так что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие? Чувство патриотизма является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

История России богата знаменательными событиями. Воспитание подрастающего поколения россиян гражданами своего государства, патриотами, высоконравственными людьми невозможно без обращения к тем страницам истории России страны, которые можно назвать Победами нашего народа [2]. Эти победы охватывают различные эпохи истории России, разные стороны жизни государства и общества.

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства [3]. Победные для русского оружия войны и отдельные битвы, вошедшие в историческую память россиян – то, что называется «боевая летопись». Эти победы имеют для России значение национальных символов: Куликовская битва, Полтавская баталия, Бородинское сражение, Сталинградская битва и многие другие. Нашим предкам приходилось воевать за Родину во все времена, ведь богатства России постоянно привлекали захватчиков. А россиянам ничего не оставалось делать, кроме как защищаться и побеждать. Война – это всегда смерть, горе, трагедия, но война освободительная – священна! Конечно, в последнее время многие исторические события переосмыслены, получили переоценку. Но в истории нашего Отечества есть, бесспорно, великие события и героические имена, которые учат детей гордиться воинским искусством и мужеством нашего народа, а без гордости за свою родную страну говорить о патриотизме невозможно.

Никакая победа россиян невозможна без победы духа. Речь идет, прежде всего, о тех периодах в истории России, когда стоял вопрос о самом её существовании, о победах в борьбе за независимость Отчизны. Это чаще всего длительные периоды, когда россияне демонстрировали свое единение, отстаивая собственную свободу. Важно помнить и о победах российской дипломатии, позволивших после окончания боевых действий или даже без военных столкновений решать первостепенные задачи укрепления позиций России на международной арене.

Стали символами и победы в результате исторической борьбы многих поколений россиян за гражданские свободы: Уложенная комиссия, просветительство, движение декабристов, отмена крепостного права, Манифест 17 октября 1905 г., ХХ съезд КПСС и другие. Не менее важны с точки зрения воспитания патриотизма победы России в области науки, художественной культуры и спорта – выдающие открытия российских ученых и изобретателей, мировые шедевры отечественных деятелей литературы и искусства, спортивная слава нашей страны – выдающиеся достижения советских и современных спортсменов.

Как справедливо отметил председатель Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России С.Е. Нарышкин, объективное знание истории наших побед – мощнейшее оружие в борьбе с фальсификациями и подтасовками [4]. Кто поверит в миф о «лапотной России», если все будут знать, например, о том, что построенная на рубеже XIX – XX столетий Транссибирская железнодорожная магистраль была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. одно из «величайших сооружений нашего века, которое окажет незаменимую услугу мировому прогрессу»? Кто позволит себе думать о России как об отсталой стране, если каждый будет помнить имена изобретателей радио, первых самолета и вертолета, сложных станков и вычислительного оборудования. Кто, наконец, не воспримет с иронией и даже усмешкой разговоры о недоразвитости страны, которая первой в мире отправила человека в космос?

Приоритетным направлением в патриотическом воспитании подрастающего поколения — детей и молодежи – является деятельность общеобразовательных учреждений, как интегрирующих центров совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Реализации этой миссии призван способствовать цикл учебных занятий и внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам России. Рассказ о победах россиян возможен в ходе изучения всех школьных дисциплин и во внеурочной, внеклассной работе. Это взгляд со стороны разных наук, нередко изучение вопроса о победе россиян вместе организуют преподаватели различных школьных предметов, что позволяет увидеть достижение объемно, под различными ракурсами.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО опубликованы методические пособия для педагогов по подготовке и проведению учебных занятий и внеклассных мероприятий, посвященных дням воинской славы и памятным датам России. Они включают разработки праздников, материалы которых можно использовать на занятиях и во внеаудиторной работе с детьми разного возраста – от детского сада до выпускных классов. В зависимости от возраста детей и места праздника в образовательном процессе педагог – воспитатель, учитель, классный руководитель – могут конкретизировать цели учебного занятия или воспитательного мероприятия. Праздники – это ежегодные торжества, посвященные выдающимся историческим личностям и памятным датам. Отмечать праздники в определенные дни со временем становится устойчивой традицией, пронизывающей жизнь и быт людей. Торжества сближают людей, сплачивают членов коллектива, жителей города или села, способствуют консолидации граждан региона и государства в целом. Государственные праздники занимают особое место в жизни общества. Они призваны, прежде всего, продемонстрировать силу и значение государства, структуру власти и правовое устройство, его международное значение и суверенитет.

Какой смысл мы вкладываем в понятия Родина, Отечество? Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная среда, в которой он воспитывается. Родиной называют страну, где человек вырос, живёт, и которая стала для него близкой. Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. В цикле праздников, посвященном дням воинской славы и памятным датам России, обширно представлены региональные сюжеты, посвященные участию наших земляков в важнейших событиях отечественной истории, вкладу Южного Урала в борьбу за независимость Родины [5, 6].

В методических рекомендациях педагогам предлагается в игровой форме поговорить с детьми о великих победах, выдающихся полководцах и деятелях культуры, простых защитниках Отечества и тружениках. Праздники, посвященные знаменательным историческим событиям, можно провести в форме викторины, ролевой игры, практикума. Они призваны привлечь внимание, сформировать познавательный интерес детей и подростков к обстоятельному обсуждению исторических событий, о которых можно узнать гораздо больше и подробнее. Важно, чтобы при подготовке и проведении таких праздников проявили свою активность и самостоятельность, ведь при этом формируется их активная жизненная позиция будущих тружеников, граждан, избирателей.

Для проведения исторической викторины, посвященной событиям Отечественной войны 1812 г., дети разделяются на три группы – армии: 1 – генерала М.Б. Барклая де Толли; 2 – генерала П.И. Багратиона, 3 – генерала А.П. Тормасова. Каждая группа готовит сообщение по краеведческой тематике: «Боевые подвиги южноуральцев в Отечественной войне 1812 г.», «Роль промышленности Урала в победе над наполеоновскими войсками», «Помощь населения Урала фронту во время Отечественной войны 1812 г.». «Армиям» предстоит выиграть 7 «боев», которые включают задания с картами, крылатыми выражениями и портретами героев Отечественной войны, тексты с купюрами, кроссворд с военными терминами, по правилам телевизионной игры «Брейн-ринг».

Конечно, на празднике должна царить торжественная атмосфера, для этого необходимо красивое оформление зала и сцены. Но в разработках указывается лишь минимально необходимое оборудование. Создавая разработки, авторы старались не перегружать их костюмами и декорациями. При обращении к историческим эпизодам нужная деталь одежды или бутафории способна оживить обстановку и придать восприятию событий прошлого бóльшую достоверность. Небольшой подбор необходимых иллюстраций представлен на компакт-дисках в качестве приложений к брошюрам.

Площадками для апробирования методических разработок явились общеобразовательные учреждения – МОУ СОШ №№ 22, 45 и 84 г. Челябинска, участвующие в возрождении кадетского образования. Патриотическое воспитание в этих школах, несмотря на свою разносторонность (краеведение, туризм, правовая культура и т.д.), имеет чётко осмысленную военно-историческую направленность. Праздники, посвященные памятным датам России, стали в этих школах традиционными. Надеемся, что эти патриотические традиции будут распространяться и привьются во множестве других образовательных учреждений Челябинской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"» от 11.07.2005 г. № 422.

2. Календарь памятных дат и дней воинской славы российской истории // Вестник образования России. 2010. № 20.

3. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 21.07.2005 г. № 98–ФЗ (с последующими изменениями).

4. Нарышкин С.Е. О старой и новой России, или постижение национальной истории // Вестник Российской нации. – 2010 г. – № 1–2.

5. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие. – Челябинск: АБРИС, 2009.

6. Моисеев А.П. Топонимическое краеведение. Челябинская область: учеб. пособие. – Челябинск: АБРИС, 2010.

А.В. Трофимов,

д.и.н., профессор УрГЭУ (г. Екатеринбург)

Наши рекомендации