Структурно-динамическая характеристика
ЛИЧНОСТИ
В психологической науке личность рассматривается как сложное, динамическое, структурное образование. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «современная психология все более глубоко проникает в связь, существующую между интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности» [7, с. 149]. В. Н. Мясищев [46], определяя единстволичности, имел в виду такие основные ее характеристики, как направленность, уровень развития, структурные особенности, с которыми связана мера и своеобразие ее целостности. Не только личность в целом, но и ее характер определяются в его концепции в качестве структурной интеграции отношений. Л. И. Божович также отмечала, что направленность как устойчивое отношение личности имеет существенное значение для процессов ее развития и структурообразования. Она писала: «...Целостная структура личности определяется прежде всего направленностью» [11, с. 422].
Рассматривая становление личности, А. Г. Ковалев определяет направленность, способности, темперамент в качестве сложных структур, формирующихся в процессе жизни. Он полагает, что «развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям, или структурам: направленность, способности, характер. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека» [29, с. 38]. Многообразие структур, которые представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения, влияет, по его мнению, на характер внутренних противоречий личности.
Концепция динамической структуры личности К. К. Платонова [51] строится на основе генетического принципа. Автор подчеркивал, что личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек родится биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Структура личности, по его мнению, образуется в результате взаимодействия четырех групп-качеств, или подструктур, а именно: биологически обусловленных особенностей личности, темперамента, возрастных и половых свойств; особенностей ее отдельных психических процессов; уровня ее подготовленности, опыта в виде знаний, навыков, умений и привычек; социально обусловленных качеств». Каждая из подструктур характеризуется разным соотношением биологического и социального. Доминирующее влияние в системе личности имеет социальная подструктура: мировоззрение, направленность, потребности и интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические представления. При этом далеко не все стороны взаимодействуют между собой; наиболее общим является взаимодействие социальных свойств с другими сторонами личности.
Б. Г. Ананьев рассматривал в качестве подструктур человека личность, субъекта деятельности, индивида и индивидуальность. Психическое развитие в этих высших формах психики есть также процесс преобразования структур разного типа. Преобразование интериндивидуальных связей в интраиндивидуальные является, по его мнению, обязательным условием образования структуры личности и ее характера. Сложившиеся интраиндивидуальные структуры Б. Г. Ананьев считал внутренними механизмами социального поведения человека. «Сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями, комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение, или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов. Распад самих социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение» [7, с. 149].
В исследовании Н. А. Волковой [15], выполненном под нашим руководством, были выявлены динамические корреляционные связи, образующие структуры ценностных ориентации, характера и самосознания на протяжении школьного периода развития и в студенческом возрасте. Изменения корреляционных структур выражаются в том, что с возрастом в процессе учебной деятельности происходит нарастание их интегрированности, которое характеризуется неравномерностью и сочетается с моментами деструкции. Это создает возможность целенаправленного воздействия на формирование ценностных ориентации. В младшем школьном возрасте структурообразующим компонентом является ориентация на нравственные ценности. В подростковом возрасте имеют место деструктивные процессы, которые сменяются усилением связности показателей, где в центре оказываются интеллектуально-волевые ценности. В старших классах учащиеся ориентируются главным образом на социальные ценности. Динамика связей ценностных ориентации с другими подструктурами личности выражена в том, что моменты усиления интеграции различных сторон личности чередуются с фазами ее ослабления. В подростковом возрасте выражены связи ценностных ориентации преимущественно с показателями самосознания.
Позднее образуются связи ценностных ориентации с различными сторонами характера. Таким образом, результаты исследования, проведенного Н. А. Волковой, выявили значение школьного периода для процесса интенсивного становления основных компонентов личности как сложных структурных образований и формирования их взаимосвязанности, интегрированности.
Б. Г. Ананьев определил принципы построения структуры личности на протяжении ее жизненного пути. «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономность каждого из них» [7, с. 162].
Выделяя в качестве одной из главных характеристик развития личности и индивидуальности момент образования связей, наряду с другими количественными и качественными характеристиками развития, В. С. Мерлин сосредоточил внимание на выявлении много-многозначных связей между разными иерархическими уровнями индивидуальности. В результате исследований он пришел к выводу о том, что «развитие всех разноуровневых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами) имеет тенденцию к увеличению много-многозначности» [44, с. 149].
Возрастная изменчивость, становление сложных и многообразных структур человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности осуществляется под действием ведущих факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания и общения.
Итак, значение структурно-генетического подхода к психическому развитию состоит в том, что путем установления корреляционных отношений психических функций, свойств и процессов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-генетический подход позволяет также выявить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, знания и учет характера взаимосвязей, степени связности отдельных сторон психики в различные периоды жизни позволяют решать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития.
В процессе воспитания в первую очередь учитываются те связи, которые формируются между соответствующими частями воспитания и сторонами развития детей. Б. Г. Ананьев [8] называл эти связи гомогенными. Они представляют собой связи умственного воспитания, образования и обучения с умственным развитием. По типу гомогенных связей складываются отношения физического воспитания, гигиенической организации режима жизни и физического развития, нравственного воспитания, педагогической организации образа жизни и нравственного развития.
Однако главный результат процесса управления развитием в целом состоит в том, что гомогенные связи нельзя искусственно обособлять от другого рода связей, гетерогенных, которые представляют собой перекрестные отношения между разнородными компонентами воспитания и развития. Как писал Б. Г. Ананьев, «между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные» [8, с. 5]. Речь идет о том, что, к примеру, факторами умственного развития является не только процесс умственного воспитания, образования и обучения, но и физическое, а также нравственное воспитание, педагогическая организация образа жизни в целом. В результате специальных экспериментальных исследований было показано наличие корреляций между показателями интеллекта и спортивными достижениями [14]. Кроме того, оказалось возможным посредством корреляционных отношений стимулировать умственное развитие путем направленного физического воспитания в различные периоды школьного онтогенеза [64].
Специфика формирования структуры личности и ее различных компонентов и подструктур состоит в том, что судить об эффективности разного рода связей, гомогенных и гетерогенных, на небольшом отрезке времени почти невозможно. Специально подчеркивая эту важную мысль, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, Б. Г. Ананьев имел в виду существование отсроченных и более обобщенных результатов. При этом особенно важны наиболее отдаленные влияния, проникающие в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла, формирующие долговечные эффекты и механизмы, необходимые для ее дальнейшего развития.
Вопросы для повторения и размышлений
1. В чем состоит значение структурно-генетического подхода для понимания индивидуального развития человека и его психики?
2. Каким путем определяются взаимосвязи различных психофизиологических функций?
3. Каким образом может быть использован корреляционный механизм психического развития в практике «обучения и воспитания?
4. В чем заключается сложность формирования личности как интегрального образования? По каким принципам строятся корреляционные отношения в структуре личностных свойств человека?
ЛИТЕРАТУРА
1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 20.
2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Там же. — Т. 42.
3. Энгельс Ф. Диалектика природы / Там же. — Т. 20.
4. Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека.-Л., 1977.
5. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. — Л., 1965.
6. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.
7. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. - М., 1980. - Т. 1.
8. Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А.,Дворяшина М.Д. Индивидуальное развитие и константность восприятия. — Л., 1968.
9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
10. Бехтерева Н. П. Нейродинамические аспекты психической деятельности человека. - Л., 1974.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
12. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. — М, 1984.
13. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых/ Под ред. Е. И. Степановой. — Л., 1974.
14. Волков В. В. Исследование психического и физического развития учащихся 4-8 классов // Дисс.... канд. наук. — Л., 1976.
15. Волкова Н. А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Л., 1983.
16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
17. Гизатуллта Д. X. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе // Дисс.... канд. психол.наук: 19.00.01. — Л., 1984.
18. Гильманова Ф. Р. Исследование индивидуально-типических особенностей обоняния в структуре сенсорной организации человека//Дисс.... канд. наук. — Л., 1973.
19. Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии / Отв. ред. Н. П. Бехтерева. - М., Л., 1966.
20. Головей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека // Дисс. ... канд. наук. — Л., 1975.
21. Голъбина Л. Н. Пространственно-различительные функции зрения и их связь с индивидуальным развитием //Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1970.
22. Голъбина Л. Н., Панферов В. Я. О роли различных зрительных функций в продуктивном восприятии: Теоретическая и прикладная психология в Ленингр. ун-те / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. — Л., 1969.
23. Гращенков Н. И., Лурия А. Р. О системной локализации функций в коре головного мозга // Неврология и психиатрия. — 1945. — № 1.
24. Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. / Под ред. Л. С. Берг, Н. И. Вавилова. - М., 1935-1959.
25. Дворяшина М.Д. Онтогенетические изменения перцептивной константности человека // Дисс.... канд. наук. — Л., 1965.
26. 3емцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. — М., 1956.
27. 3инченко В. П., Вергилес М. Ю. Формирование зрительного образа. — М., 1969.
28. Клоссовский Б. Н., Космарская Е. Н. Изменение головного мозга после полного выключения зрительного, слухового, вестибулярного и обонятельного рецепторов в раннем возрасте // Журнал высшей нервной деятельности. — 1956. — Т. 6. — Вып. 3.
29. Ковалев А. Г. Психология личности. — Л., 1963.
30. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. Л., 1983.
31. Компоненты адаптационного процесса / Отв. ред. В. И. Медведев. — Л., 1984.
32. Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. — М., 1962.
33. Кремянский В. И., Веденов М. Ф. Информация и системный подход в биологии. — М., 1980.
34. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 3, 4.
35. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. — М, 1986.
36. Куткене Л. А. Этапы развития эвристического поиска при решении задач конвергентного типа // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1976.
37. Кювье Ж. О переворотах или изменениях на поверхности земного шара в естественно-описательном и историческом отношении. — Одесса, 1840.
38. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. - М., 1983. - Т. 1.
39. Лукомскоя С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика//Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.02. — Л., 1979.
40. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.
41. Малиновский А. А. Биология человека. — М., 1973.
42. Малиновский А. А., Смирнова Е. А., Швидченко Л. Г. Эффективность некоторых типов полужестких систем: Системные исследования / Редколл.: И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, В. Ж. Келле н др. - М., 1974.
43. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций че ловека при действии экстремальных факторов. — Л., 1982.
44. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986
45. Методологические вопросы и медицинские исследования / Под ред. Н. П. Бехте ревой. - Л., 1987.
46. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
47. Небылицын В. Д. Индивидуальные различия в зрительном и слуховом анализато ре по параметру сила—чувствительность // Вопросы психологии. — 1957. — №4
48. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. — М., 1966.
49. Образ жизни студента / Под ред. В. Т. Лисовского. — Л., 1987.
50. Павлов И. П. Полн. собр. соч.: В 6 т. - М., 1951-1952. - Т. 3.
51. Платонов К. .К. Структура и развитие личности/Отв. ред. Л. Д. Глоточкин. — М., 1986.
52. Прохоренко В. К. Методологические принципы общей динамики систем. — Минск, 1969.
53. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1987.
54. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. — М., 1972.
55. Развитие психологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. — М., 1977.
56. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. — Л., 1970.
57. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление:Социальная психология личности / Научи, ред. А. А. Бодалев. — Л., 1974.
58. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. — Л., 1969.
59. Рыбалко Е. Ф. Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности: Проблемы общей и инженерной психологии / Ред. колл.: А. А. Бодалев (отв. ред.), В. А. Ганзен, А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко. — Л., 1976.
60. Рыбалко Е. Ф., Полиэктова С. А. О мнемической и учебной успешности студентов: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. — Л., 1976. — Вып. 3.
61. Северцов А. Н. Собр. соч.: В 3т. Т. 3: Общие вопросы эволюции/Ред. И. И. Шмальгаузен. - М„ Л., 1945. - Гл. 3.
62. Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. — Л. 1974.
63. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. - Т. 1
64. Стамбулова Н. Б. Исследование развития психологических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет // Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.07. — Л., 1978.
65. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопросы психологии. — 1975. — № 1.
66. Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой и Я. И. Петрова. — Л., 1979.
67. Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 5 т. - Л., 1945-1954.
68. Шакурова 3. А. Соотношение нейродинамических и психомоторных свойств у спортсменок-школьниц //Дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01. — Л., 1984.
69. Шмалъгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. — Л., 1969.
70. Шмальгаузен И. И. Избр. труды. — М., 1982.
71. Эшби У. Конструкция мозга. — М., 1962.
Глава 5