Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи

Усиливающийся интерес к проблемам психического развития обусловлен тем, что в настоящее время практически значимыми становятся такие задачи, как научное обо­снование профотбора и профессиональной ориентации школьников; переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образова­ние, обучение не только детей, но и взрослых; переобучение и улучшение професси­ональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в усло­виях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ре­сурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.

Учет возрастных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучении профессиональному мастерству в условиях высоко­автоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Возрастные и дифференциальные особенности важны также при клинической диагностике в целях более точной профилактики, лечения и при трудовой экспертизе с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные пе­риоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способ­ствует углубленной разработке основных проблем возрастной и дифференциальной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные периоды жизни. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспита­ния достигается благодаря всестороннему знанию учащихся, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Практическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифферен­цированного подхода на основе знаний о возрастных и дифференциальных особен­ностях человека.

Взаимодействие возрастной и дифференциальной психологии с практикой осу­ществляется различными путями: непосредственно, опосредованным путем, через медицину и педагогику, а также через психологические науки, образованные в ре­зультате расширения междисциплинарных связей — социальную психологию, педа­гогическую психологию, инженерную психологию. И те, и другие науки создают но­вые возможности для развития сфер практического использования возрастной и дифференциальной психологии.

Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономерностей онтоге­нетического развития и системного подхода к объекту возрастной и дифференциаль­ной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в це­лях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при опре­делении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (граж­данская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т. п.). Знания возрастных норм и диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психи­ческого развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наиболее интегральных характеристик чело­века. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. При общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значе­ние имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризу­ются сочетанием метрических и топологических свойств. Кроме того, в зависимости от содержания и направленности социально значимых требований к человеку в раз­ные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического раз­вития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с дру­гими показателями физического и психического развития, решающее значение име­ет психологическая готовность к обучению. Пенсионный возраст оценивается преж­де всего с точки зрения состояния трудоспособности человека как субъекта деятель­ности и личности в структуре других его характеристик.

Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной, важное прикладное значение отводится возрастному нор­мированию по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в про­цессе обучения и в других видах деятельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятель­ности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведе­ния в обществе. Начало формирования субъекта учебной деятельности датируется 6-7-летним возрастом. В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пре­делы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессио­нальном планах. И, наконец, в государственных законодательствах устанавливаются возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретающего с определенного возраста гражданские права и обязан­ности. С формированием индивидных качеств человека, наряду с его социально-пси­хологическими характеристиками, связан возраст вступления в брак и создания семьи. Установление «старта» и «финиша» в развитии человека — субъекта трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художе­ственной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособно­сти имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного под­хода к социальному возрастному нормированию. Возрастное нормирование имеет социальный и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны позволя­ют также определять степень выраженности индивидуальных различий, степень про­движения в психическом развитии в конкретный период жизни.

Проблема возрастного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологиче­ских характеристик. Индивидуальные различия выступают и в качестве относительно самостоятельной проблемы в структуре возрастной и дифференциальной психоло­гии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве созда­ет новые возможности для определения обучаемости и воспитуемости, для опреде­ления степени зрелости психологических функций у отдельных людей. Выявление различных путей развития психологических функций и разнообразия темпов их воз­растной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого воз­растного «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообразия проявлений возрастной нормы под воздействием раз­личных факторов. В данном случае речь идет о научной основе индивидуально-пе­дагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения.

Следующий цикл научно-практических проблем возрастной и дифференциаль­ной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ ге-ронтогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием цело­го комплекса социально-экономических, деятельностных, а также санитарно-гигие­нических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку сис­темы возрастного нормирования.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной и диффе­ренциальной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное зна­чение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию чело­века, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и опре­делять меры сензитивности в отдельные периоды жизни.

В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач: науч­но-исследовательские, диагностические и коррекционные.

Исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофи­зиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяже­нии всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи возрастной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понима­ние объекта и предмета науки.

Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать сте­пень зрелости индивидных и социальных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом раз­витии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психическо­го развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогно­стическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза.

Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психоло­гических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экс­периментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей че­ловека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы возрастного и дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности са­мих лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Вопросы для повторения и размышлений

1. В чем выражается системный подход в возрастной и дифференциальной психо­логии и каковы основные аспекты рассмотрения ее объекта?

2. Из каких основных методических разделов состоит исследовательский цикл в воз­растной и дифференциальной психологии? Какова последовательность и проце­дура использования разных методов? Каковы преимущества и ограничения лонгитюдинального метода и метода «поперечных срезов?

3. Какие актуальные практические и теоретические задачи могут решаться на осно­ве применения знаний из области возрастной и дифференциальной психологии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. — Л., 1965.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л., 1974.

3. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1957. — №5.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

5. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1970. — Т. 1.

6. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.

7. Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Индивидуальное развитие чело­века и константность восприятия. — М., 1968.

8. Анциферова Л. И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф., Категория развития в психо­логии // Категории материалистической диалектики в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М., 1988.

9. Бехтерев В. М., Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. — М.; — Л., 1928. — Т. I.

10. Викторов В. И. Исследование устойчивости семантической факторной структу­ры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпретация / Дисс. ... канд психол. наук. — Л., 1982.

11. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1967.

12. Волков И. П. Социометрия как метод социальной психологии / Дисс.... канд. пси­хол. наук. — Л., 1968.

13. Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции и их связь с индивиду­альным развитием взрослого человека / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1970.

14. Грановская Л. Н. Применение количественных методов к анализу возрастной из­менчивости взаимосвязей интеллектуальных функций взрослых / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1973.

15. Докторов Б. 3. Факторный анализ в психологическом исследовании человека / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1970.

16. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии // Психологи­ческий журнал. — 1980. — Т. I. — № 2.

17. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.

18. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. — 1987. - Т. 8. - № 4.

19.Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1975.

20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.

21.Пелъц Д., Эндрю с Ф. Ученые в организациях. — М., 1973.

22. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1978.

23. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании сту­дентов / Отв. ред. А. А. Бодалев. — Л., 1976.

24. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. — Л., 1969.

25. Рыбалко Е. Ф. О системном подходе в возрастной психологии // Эксперименталь­ная и прикладная психология. — 1975. — Вып. 6.

26. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вести. Ленингр. ун-та. — Сер.: Экономика. Философия. Право; Вып. 3. — 1979. — №17.

27. Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Там же. — Вып. 1. — 1981.-№5.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

29. Семенов В. Е. Применение метода коатент-анализа в социально-психологических исследованиях / Дисс.... канд. психол. наук. — Л., 1975.

30. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. -Т. 1.

31. Степанова Е. И. Человек как предмет комплексного познания в трудах В. М. Бех­терева // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 6.

32. Степанова Е. И. Человек: Возраст, труд, образование // Вопросы психологии. — 1986. - № 1.

33. ФлейвеллДж. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1969.

34. Шорохова Е. В. Психология личности и образ жизни // Личность в системе кол­лективных отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

35. ЭльконинД. Б. Детская психология. — М., 1960.

Глава 2

Наши рекомендации