Повторение и систематизация изученного в VIIIклассе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учебно-тематическое планированиепо русскому языку
В 8 классе
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Функции русского языка в современном мире | ||
2. | Повторение изученного в V-VII классах | Фонетика и графика. Орфография. Состав слова. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Пунктуация простого и сложного предложения. | |
3. | Словосочетание | Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании | |
4. | Простое предложение | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Простые односоставные предложения. Неполные предложения. Однородные члены предложения. Обращение, вводные слова и междометия. Обособленные члены предложения. Прямая и косвенная речь. | |
5. | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | Словосочетание и предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособленные члены. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами. Обращения, вводные слова. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
В 8 классе
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата | РР | Примеч. | |||
8Б | 8В | |||||||
План | Факт | План | Факт | |||||
1. | Функции русского языка в современном мире. | |||||||
Повторение изученного в 5 – 7 классах | ||||||||
2. | Фонетика и графика. Орфография. | |||||||
3. | Правописание Ь и Ъ в словах. | |||||||
4. | Состав слова. Морфемный разбор. Словообразование. | |||||||
5. | Лексика и фразеология. | |||||||
6. | Морфология. Правописание НЕ с разными частями речи. | |||||||
7. | Морфология. Н-НН в причастиях и прилагательных. | |||||||
8. | Пунктуация простого и сложного предложения. | |||||||
9. | Контрольный диктант по теме «Повторение» | |||||||
10. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
11. | Стили речи. Строение текста. | №1 | ||||||
12. | Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии» | №2 | ||||||
Словосочетание | ||||||||
13. | Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний. | |||||||
14. | Связь слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. | |||||||
15. | Тестирование по теме «Словосочетание». | |||||||
Простое предложение | ||||||||
16. | Строение и грамматическое значение предложений. | |||||||
17. | Интонация простого предложения. | |||||||
18. | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | |||||||
19. | Описание архитектурного памятника как вид текста. Подготовка к написанию сочинения (упр.114) | №3 | ||||||
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | ||||||||
20. | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | |||||||
21. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | |||||||
22. | Составное глагольное сказуемое. | |||||||
23. | Составное именное сказуемое. | |||||||
24. | Выражение именной части составного именного сказуемого. | |||||||
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||||
26. | Изложение текста, включающего описание местности. | №4 | ||||||
27. | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | |||||||
28. | Зачет по теме «Главные членов предложения» | |||||||
Второстепенные члены предложения | ||||||||
29. | Дополнение. | |||||||
30. | Определение. | |||||||
31. | Публичное выступление об истории своего края (упр.201) | №5 | ||||||
32. | Приложение. | |||||||
33. | Обстоятельство. | |||||||
34. | Способы сжатого изложения текста. | №6 | ||||||
35. | Сжатое изложение. | №7 | ||||||
36. | Сравнительный оборот, знаки препинания при нем. | |||||||
Простые односоставные предложения | ||||||||
37. | Группы односоставных предложений. Определенно – личные предложения. | |||||||
38. | Неопределенно – личные предложения | |||||||
39. | Безличные предложения. | |||||||
40. | Разнообразие безличных предложений по форме и по значению. | |||||||
41. | Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым». | |||||||
42. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | №8 | ||||||
43. | Назывные предложения. | |||||||
44. | Неполные предложения | |||||||
45. | Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | |||||||
46. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | |||||||
47. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
Однородные члены предложения | ||||||||
48. | Понятие об однородных членах. | |||||||
49-50. | Однородные и неоднородные определения. | |||||||
51-52. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |||||||
53-54. | Изложение с элементом сочинения. | №9 №10 | ||||||
55-56. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | |||||||
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | |||||||
58. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | |||||||
59. | Контрольная работа. | |||||||
60. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||||
Обособленные члены предложения | ||||||||
61. | Понятие об обособленности. Обособленные определения. | |||||||
62-63. | Обособление согласованных распространённых и нераспространенных определений. | |||||||
64. | Обособление определений с обстоятельственным значением. | |||||||
65-66. | Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | №11 №12 | ||||||
67-68. | Обособление согласованных приложений. | |||||||
69-70. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | |||||||
71-72. | Сочинение-сравнительная характеристика, особенности строения текста. | №13№14 | ||||||
73. | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | |||||||
74. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | |||||||
75. | Обособленные уточняющие члены предложения. | |||||||
76. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | |||||||
77. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | |||||||
78. | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | |||||||
79. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |||||||
Обращения, вводные слова и междометия | ||||||||
80. | Обращение, его функции и способы обращения. Выделительные знаки препинания при обращениях. | |||||||
81. | Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении. | |||||||
82. | Составление делового письма. | №15 | ||||||
83. | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) и вводные предложения. | |||||||
84. | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | |||||||
85. | Публичное выступление на общественно значимую тему. | №16 | ||||||
86. | Вводные предложения и знаки препинания при них. | |||||||
87. | Вставные конструкции, особенности их употребления. | |||||||
88. | Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями» | |||||||
89. | Контрольная работа. | |||||||
Прямая и косвенная речь | ||||||||
90. | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них. | |||||||
91. | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |||||||
92. | Цитата. Знаки препинания при цитировании. | |||||||
93. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь». | |||||||
94. | Сочинение-рассказ. | №17 | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | ||||||||
95-96. | Синтаксис и морфология | |||||||
97-98. | Административная итоговая контрольная работа по типу ГИА | |||||||
99. | Анализ работы. Работа над ошибками. | |||||||
100-101. | Синтаксис и пунктуация. | |||||||
102. | Синтаксис и культура речи. |
Литература
1. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2008 г.
2. Русский язык.8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: «Просвещение», 2009.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.