Диагностика профессионального и личностного развития

Содержание

Введение …..………………………………………………………………….....3 - 5

1. Диагностика профессионального и личностного развития ..…………...6 - 10

2. План профессионального и личностного саморазвития …..…………... 11 - 12

3. Летняя педагогическая практика………………………………………. 13 - 15

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ ...15 - 17

4.1.Что должно быть в дневнике?……..………………………………….15 - 16

4.2. Памятка вожатому……………………….…………………………………… 17

4.3. Подсказки практиканту …………………………………….………………... 17

5. В КОПИЛКУ ВОЖАТОГО ………………………………………........18 - 34

5.1.Планирование деятельности в загородном лагере ……………………..18 - 21

5.2. Коллективная творческая деятельность в условиях детского лагеря ...21 - 22

5.3. Воспитательный тренинг как нетрадиционная формавоспитательной работы с детьми…..……................................................................................. 22 - 29

5.4. Когда идёт дождь ………………………………………………………...29 - 34

6. Тренинг вожатского мастерства…………………………………………...34 - 39

7. Учёт индивидуальной активности студента-практиканта………………40

8. Используемая литература……………………………………………………….41

Введение

Летняя практика организуется с целью овладения видом профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников (для специальности 050146 Преподавание в начальных классах)/ Организация досуговых мероприятий (для специальности 050148 Педагогика дополнительного образования) и соответствующими профессиональными компетенциями.

Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников:

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Педагог дополнительного образования должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими профессиональной деятельности Организация досуговых мероприятий:

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников будущий педагог кроме объёма знаний по предметам должен уметь организовать деятельность детей, создать развивающую воспитательно-образовательную среду, уметь анализировать результаты своей работы, общаться с детьми, познавать их особенности.

Производственная практика включает студентов в различные виды педагогической деятельности, направленных на становление профессиональных и общих компетенций, помогает связывать теоретические положения педагогики и психологии с реальным воспитательным процессом в образовательных учреждениях, способствуя более глубокому осознанию педагогической действительности.

Подготовка к летней практике является одним из видов производственных практик и проводится в форме организации инструктивно-методического сбора.

Инструктивно-методический сбор одна из активных форм профессиональной подготовки студентов к предстоящей педагогической деятельности. Инструктивно-методические сборы позволяют методом погружения включить студентов в интенсивное обучение в структуре, адекватной педагогической деятельности в рамках летней педагогической практики; воспроизвести модель жизнедеятельности временного детского и педагогического коллективов, развивать индивидуальные наклонности и способности будущего вожатого.

Программу сборов составляют теоретические занятия, тренинги, практикумы. Большое место в жизнедеятельности инструктивно-методического сбора занимают творческие дела и отрядная работа.

Инструктивно-методический сбор проводится согласно графику учебного процесса в конце мая в течение 3 – 4 дней.

Предлагаемые консультации для студентов-практикантов включают проведение практикумов по теме, что будет способствовать выработке практических умений и навыков внеклассной работы с детьми.

Все материалы, представленные данным учебным пособием, призваны способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего педагога.

Цель инструктивно-методического сбора:

· формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

· овладение студентами содержанием и различными формами и методами воспитательно-оздоровительной работы в летний период.

Задачи инструктивно-методического сбора:

· создание мотивационно-ценностного творческого отношения к будущей педагогической деятельности в детском оздоровительном образовательном учреждении;

· осознание необходимости самообразования и подготовки к практической работе с временным детским коллективом;

· развитие профессионально-педагогического мышления студентов;

· раскрытие творческих возможностей педагогического труда;

· выявление уровня готовности студентов к практической деятельности.

Основные принципы инструктивно-методического сбора:

· Принцип взаимосвязи педагогического управления и студенческого самоуправления;

·Принцип комплексного характера деятельности, предусматривающий сочетание различных её видов, в которые включаются студенты;

·Принцип практико-ориентированной направленности учебной программы сборов;

·Принцип самореализации, предусматривающий создание условий, в которых может осознаваться и проявляться личностное «Я» студента.

Подготовка к летней практике предусматривает следующие виды деятельности:

· участие в работе инструктивно-методического сбора;

· организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя, на совместную деятельность, установление контактов и др.;

· организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;

· практикум по моделированию педагогических ситуаций и решению конфликтных ситуаций;

· моделирование в составе педагогического отряда деятельности временных микросоциумов.

Каждый студент ведёт дневник практиканта, в котором фиксирует содержание проводимой в работы, свои наблюдения, выводы, выполнение заданий.

Документация по практике:

• дневник практиканта;

• диагностика уровня готовности к работе вожатым;

• диагностика уровня общих компетенций.

По окончании практики студентам выставляется дифференцированный зачёт в соответствии с критериями оценки.

Критерии оценки:

«ОТЛИЧНО» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса; проявил в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру.

«ХОРОШО» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики работу, обнаружил умение определять профессиональные задачи и способы их решения; проявлял инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки, показывает недостаточную глубину теоретических знаний.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который выполнил не весь объем работы в соответствии с программой практики; допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; не проявляет инициативы при решении профессиональных задач, допускает пропуски без уважительной причины.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту, который не выполнил намеченный объем работы. Во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность; отсутствовал без уважительной причины; нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего трудового распорядка учреждения; не сдал в установленные сроки необходимую документацию.

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ

диагностика профессионального и личностного развития - student2.ru Первое направление - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

/на основе данных диагностики 1.1. определи задачи и способы их достижения/

Например:

Задача:работать над формированием ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Способ достижения задачи:

- вдумчиво изучать темы по педагогике, психологии, методикам;

- регулярно читать журнал «Начальная школа», «Классный руководитель»;

- активно работать на занятиях;

- добросовестно готовиться к занятиям (урокам) в школе;

- выполнять домашние задания;

- регулярно посещать консультации по практике;

- участвовать в научно-практических конференциях

  № Задачи по формированию общих компетенций Способ достижения задачи Выполнил или нет
       
       
       
       
       
       
       
       

диагностика профессионального и личностного развития - student2.ru Второе направление - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ ВОЖАТЫМ

/на основе данных диагностики 1.2. определи задачи и способы их достижения/

Например:

Задача:узнать и научиться проводить как можно больше детских игр.

Способ достижения задачи:

- подобрать игры в книгах и Интернете;

- проводить игры с детьми на практике;

- активно участвовать в инструктивно-методическом сборе.

  № Задачи по формированию готовности к работе вожатым Способ достижения задачи Выполнил или нет
       
       
       
       
       
       

3. ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ☼

Цель летней педагогической практики – расширить профессионально-педагогические знания практикантов и вооружить их методикойвоспитательной работы с детьми и подростками в летний период.

Задачи летней педагогической практики:

– приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;

– овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период;

– охрана жизни и здоровья детей;

– развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:

– организационно–педагогическая работа (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь, беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов самоуправления и работа с ними);

– изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания;

– организация коллективно–творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков, нравственного, эстетического, трудового воспитания, спортивно– оздоровительной работы и др.)

– организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарно – гигиенической работы и работы по самообслуживанию;

– проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

В процессе летней педагогической практики студенты должны овладеть следующими умениями:

– определять цели и задачи, составлять план оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов, индивидуальных особенностей детей;

– организовывать самоуправление в коллективе и направлять его деятельность;

– создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков;

– организовывать разнообразную деятельность детей и подростков (сборы и беседы о гуманизме, дружбе и товариществе, о культуре поведения; конкурсы рисунков, фестивали песен и танцев, вечера поэзии, сказок; праздники леса, птиц, костра; трудовые десанты и операции по благоустройству лагеря; сборы природного для выставок; спортивные соревнования и праздники и др.);

– сочетать индивидуальную и коллективную работу с детьми;

– использовать всю систему возможных педагогических воздействий в условиях лагеря с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– устанавливать педагогически правильные отношения с детьми, коллегами;

– педагогически осмысливать и анализировать опыт своей педагогической деятельности.

Обязанности и права практиканта:

1. Практикант обязан:

– подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря (зоны отдыха), распоряжениям администрации, руководителя практики;

– постоянно находится с детьми (или доверять их только ответственному за детей лицу) и отвечать за их жизнь и здоровье;

– присутствовать на педсоветах и планерках;

– заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения в условиях летнего отдыха детей, развивать культуру общения и речи;

– проводить с детьми интересную, психологически и педагогически целесообразную работу и полноценно организовывать всю жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей;

– своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчетную документацию по практике методисту педагогического колледжа и администрации лагеря;

– не покидать территорию лагеря без уведомления об этом руководства;

– не оставлять детей одних у водоемов, туристических стоянок, в любом другом месте вне территории лагеря.

2. В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.

3. Практикант, не выполнивший программу практики, не переводится на следующий курс и не допускается к экзаменам.

4. Практикант имеет право:

– принимать активное участие в деятельности педагогического коллектива лагеря, выступать на педсоветах, выдвигать самостоятельные решения;

– иметь выходной день за каждые шесть дней работы;

– отказаться от выполнения непедагогических видов работы;

– обратиться за помощью к администрации и в педагогический колледж.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ДНЕВНИКЕ?

А) Титульный лист дневника -Образец

Дневник по летней практике студентки 3а группы специальности 050704 Преподавание в начальных классах ОГБОУ СПО ТПК Ивановой Елены   База практики: ДОЛ «Братское взморье» Дата практики: 02.06.2012 – 28.06.2012

Б) Информация о загородном лагере (детской площадке):

· Место расположения детского оздоровительного лагеря;

· достопримечательности лагеря;

· традиции лагеря;

· фамилия, имя, отчество начальника лагеря;

· фамилия, имя, отчество заместителя начальника лагеря;

· количество отрядов и детей в них;

· особенности планирования;

· наличие кружков, библиотеки, видеосалона;

· наличие расположенных рядом с лагерем особо опасных объектов;

· другое.

В) Режим работы лагеря (площадки)

Г) Информация об отряде:

· Название отряда, девиз, песня, речёвка;

· возраст детей;

· количество детей в отряде, список детей;

· актив отряда;

· напарник;

· план работы отряда на смену (сеточное планирование);

· эскиз отрядного уголка.

Д) Основная цель и задачи, которые ставит перед собой вожатый (на конкретную смену)

· научить детей «______________»

· познакомить «_______________»

· помочь «_______________»

· привить навыки «_______________»

· приобщить «_______________»

· научиться самому, узнать «_______________»

· другое.

Ж) Разработки нескольких мероприятий (КТД).

З) САМОАНАЛИЗ ПО ПРАКТИКЕ

а) охарактеризовать особенности организации работы с детьми в данном детском оздоровительном лагере (площадке);

б) описать и проанализировать проблемы, возникшие в отношениях «вожатый – вожатый», «вожатый – администрация», «вожатый – дети», «вожатый – родители» в процессе работы в детском оздоровительном лагере;

в) перечислить формы работы, пользующиеся успехом у детей данного возраста с которыми работал на практике;

г) перечислить наиболее часто встречающиеся трудности в работе (при планировании; отборе содержания; диагностике личности, коллектива; организации работы; во взаимоотношениях с администрацией, детьми, родителями, коллегами; в решении нестандартных ситуаций; в решении конфликтных ситуаций с детьми; в решении особых ситуаций – энурезе, воровстве, проблеме сна, поведении с противоположным полом и т.д.);

д) ваши советы будущему вожатому.

е) Перечислите вопросы, «забытые» на занятиях по подготовке к летней педагогической практике.

ж) Предложения по совершенствованию занятий по подготовке к летней педагогической практике.

ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ

1. Постарайтесь узнать все, что возможно, о районе лагеря: историю и памятные места, природные условия, экономику и культуру района.

2. Выясните возраст детей, с которыми предстоит работать, место работы, домашний адрес и телефоны их родителей, а также дни рождения и состояние здоровья каждого ребенка. Очень важно узнать об интересах будущих воспитанников, их планах на лето (имеет ли кто-то из детей задания на лето и необходима ли в этом случае помощь вожатого).

3. Подготовить библиотечку для чтения, вырезки из газет и журналов, сборники песен, пособия по организации детских игр, рисунки, кроссворды, загадки, викторины, сценарии.

4. Заведите тетрадь для записи возникающих вопросов, наблюдений.

5. Помните правила дорожного движения и правила сопровождения детей на транспорте при перевозке детей.

6. По дороге в лагерь попытайтесь создать бодрую, непринужденную обстановку: песни, загадки, словесные игры. Это сближает детей, организует их, отвлекает от шалостей.

7. Создайте условия, исключающие возможность детских травм.

8. В любое время знайте, где находится каждый вверенный вам ребенок!

ПОДСКАЗКИ ПРАКТИКАНТУ

- По возможности используйте методику КТД. Не гонитесь за количеством, помните о полезности проводимых мероприятий. Старайтесь поддержать инициативу ребят. Подготовка не должна занимать много времени.

- Желательно, чтобы дети имели возможность какое-то время побывать в одиночестве.

- В теплую дождливую погоду не всегда обязательно находиться в помещении (в дождь хорошо клюет рыба…), надо только соответственно одеть ребят.

- Ваш отряд должен иметь свое название, девиз, речевку, кричалку, эмблему, даже может быть свою форму и свой цвет. В отрядном уголке целесообразно помещать полезную информацию, замечания и пожелания лучше делать в доброжелательной форме.

- Как можно больше «нельзя» перевести в «можно» (например, так: у нас можно не шуметь в час полного молчания, можно купаться, не заплывая за буйки и т.п.)

- Плохо, когда в лагере излишне много комфорта (официантки, няни и т.п.), хорошо, когда много романтики (палаток, походов, встреч рассвета). Познакомьтесь с опытом скаутов в проведении летних лагерей – есть чему поучиться.

- Не надо бояться создавать в лагерях разновозрастные объединенные объединения детей и подростков: и тем и другим есть чему учиться друг у друга. Для вожатого это не новые трудности, просто другая система общения с воспитанниками, многих проблем вовсе не станет, а возникающие – в разновозрастном отряде: решаться интереснее.

5. В КОПИЛКУ ВОЖАТОГО … ☼

Планирование деятельности в загородном лагере

В условиях лагеря вожатый не приходит на работу, а живет вместе с детьми 24 часа в сутки, принимает самостоятельные решения. В лагере предстоит работа по созданию, развитию и сплочению временного детского коллектива. Все чаще в детских оздоровительных лагерях формируются разновозрастные отряды. В детском загородном лагере вожатый и воспитатель, и организатор детской жизни, и затейник, и няня, и медсестра, и мама, и папа и ... часто, несмотря на небольшую разницу в возрасте с детьми.

Планируя деятельность в загородном лагере, необходимо учесть следующее: «временный характер коллектива»; «изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой»; «закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения; отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля».

В процессе анкетирования все записи, касающиеся интересов детей и подростков группируются. Учитывая ожидания и интересы воспитанников, цели и задачи данной оздоровительной смены, прогнозируемую программу деятельности, летний календарь, способности и возможности вожатых и воспитателей, приступайте к планированию работы отряда. Программа деятельности вашего отряда должна быть ориентирована на детскую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт ребенка, расширяет и углубляет его.

При планировании желательно придерживаться следующих принципов:

а) безопасность всех мероприятий;

б) возможность проявления способностей детей в разных областях творческой деятельности;

в) возможность быстро поменять программу в случае дождя;

г) учет времени, проводимого КТД в зависимости от возраста детей и подростков.

д) создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности;

е) распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены;

ж) учет особенностей первых и последних дней смены;

з) последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительский дни, общелагерные, традиционные, отрядные КТД.

Чтобы организовать детский отдых в лагере увлекательно и интересно используется такая форма деятельности как ролевая игра. Игровая (тематическая) смена отчасти и может быть охарактеризована как длительная ролевая игра, соответственно, и ее этапы представлены в виде этапов ролевой игры.

Тематическая (игровая) смена в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и дает возможность избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счет вовлеченности и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность.

При этом в игровой смене сохраняются все этапы традиционной смены. Но они соответствуют развитию игрового сюжета, лежащего в основе смены.

Начало игровой деятельности

Основная забота взрослых – ознакомить с правилами всех игроков и достигнуть полного понимания смысла деятельности каждым участником, осознания собственных целей и интереса участия в игровой деятельности.

Старт игры чаще всего дается в виде праздника, шоу, загадочного появления правил, законов игры …

Развитие игрового сюжета

Конкретная деятельность – приключения, обучение, испытания, поиски.

Можно скорректировать игру, правила по ходу игры, но при этом необходимо ставить в известность всех участников игры. Обеспечивать регулярный анализ деятельности в сюжете игры (рыцари Короля Артура собираются еженедельно за круглым столом).

Финал смены

Игровое шоу, на котором подводятся итоги, празднуется достижение поставленной игровой цели и др.

Игровые смены: «В поисках священного тотема», «Ларец Марьи-Маревны, или тайны семи лесных полян», «Заколдованная страна», «Восточные приключения», «Морские приключения», «Назад в прошлое», «Новые космические приключения»….

Пример плана-сетки игровой смены «В поисках священного тотема»

- 1 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1.«Мозговой штурм» с отрядом вожатых: разработка элементов смены, придумывание основных сюжетов и др. 2.Костер Вождей племен 1.Втреча детей на границе Священной земли племен 2.Вечер знакомств «Самая старая легенда племени» 1.Праздник Присвоения Имени 2.Подготовка к открытию смены: оформление отрядных мест, подготовка представления племен 1.Испытание «В поисках Священного тотема» 2.Представление племен Верховному вождю 3.Большой костер 1.«Активности» - школа молодого воина, мастерские юной скво, песенный вигвам, охота за скальпами, дежурство племени 2.Дела в племенах 1.«Активности» 2.Дела в племенах
6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день 11-й день
1.«Активности» 2.Дела в племенах Вечер легенд и сказаний 1.«Активности» 2.Дела в племенах 1.«Активности» 2.Дела в племенах Праздник Голубой лилии Большая охота
12-й день 13-й день 14-й день 15-й день 16-й день 17-й день
1.«Активности» 2.Дела в племенах Праздник воинской чести Поход-испытание Полигонная игра «Активности»   Состязания племен
18-й день 19-й день 20-й день 21-й день + 1 + 2
Состязания племен Праздник Мастеров Праздник Большого тотема Отъезд детей Подведение итогов с отрядом вожатых  

КТД «Киностудия»

Ребята разбиваются на творческие коллективы различных киностудий. Придумывают название «студии», жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультфильм); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания. Затем дети все вместе пишут сценарий. Распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает «жюри» - другие команды. Вожатому остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.

Ход тренинга

I. Сообщение правил работы

- Будь активным! - Слушай! - Уважай мнение других

- Будь искренним и доброжелательным!

Визитка»

/Дети изготавливают визитку, причем пишут своё имя так, как бы они хотели, чтобы их называли/

Упражнение «Молекулы»

/Вначале дети ходят свободно по комнате, затем по команде, взявшись за руки, образуют молекулу/

Молекулы состоят из атомов. Сейчас мы будем образовывать молекулы из разного количества атомов. Я буду давать команду - называть число атомов, из которых состоит молекула, а вы должны образовать молекулу, состоящую из заданного числа атомов. Команды – 3 атома, 4 атома, 2, 5, 3, 6, 2.

III. Основная часть

1. Упражнение «Интервью» - /работа в парах/

В течение 1 минуты один берёт интервью у другого, и наоборот. Затем один становится за спину другого, и говорит от его имени то, что узнал о нём, и наоборот.

2. Упражнение «Ритм»- /все сидят в круге/

2 хлопка в ладони, 2 – по коленям (какое-то время хлопаем, чтобы был один ритм). Затем при хлопках руками называем своё имя, при хлопках по коленям – имя другого. Другой продолжает и т.д.

Эта игра задействует левое и правое полушарие, гармонизирует их работу. Правое полушарие – эмоции, левое полушарие – слова.

- Почему сбивались? (т.к. возникала паника, боязнь, страх, растерянность несоответствия требованиям, совершить промах, возникало напряжение. Но мы не акцентировались на этом, и человек быстро входил в ритм, продолжал работу и напряжение уходило.)

3. Игра «Обменяйтесь местами те, кто …»

Ведущий произносит слова: «Обменяйтесь те, кто ...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.) Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.

Что нового вы узнали о ком-либо из участников? Чем полезно это упражнение?

Ассоциация

Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

- На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу? И т.д.

Игра «Имена»

Правила игры: Играющие садятся по кругу. Один стул остается не занятым. Водящий стоит в круге. Тот, у кого свободный стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет им любого участника тренинга. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим.

Как только стул освобождается справа, игрок хлопает по стулу и называет имя другого. Если он забывает это сделать, то водящий садится на свободный стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе.

- Чем полезно это упражнение?

Ранжирование по качествам

Участники молча строятся в шеренгу по: цвету глаз, цвету волос, росту (с закрытыми глазами), теплоте рук и т.д.

Чем полезно это упражнение?

Упражнение «Пожелание»

И завершим наш тренинг знакомств пожеланиями друг другу. Вы бросаете любому участнику мяч и называете качество, которое вы хотите ему пожелать для жизни, для учёбы.

IV. Рефлексия«Чем полезен для вас был этот тренинг?»

«Что вам понравилось на тренинге?»

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Цели:

- способствовать сплочению детей;

- формировать дружеские чувства между детьми.

Ход тренинга

I. Сообщение правил работы

- Будь активным! - Будь внимательным! - Будь искренним и доброжелательным!

ЗНАКОМСТВО

А) Упражнение «Приветствие»

Цель: Знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (может быть ведущий, если группа малоактивна) го­ворит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчи­вается, когда все участники поприветствуют окружа­ющих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Б) Каждый называет своё имя и то, что он любит. Например, Я, Катя, люблю мороженое (люблю читать).

III. Основная часть

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Ухо, горло, нос, лоб

Участники стоят в кругу. Ведущий поочередно называет, что должны закрыть руками дети — ухо, горло, нос, лоб, и при этом сам показывает на разные части лица и тела, пытаясь запутать всех. Делать это надо достаточно быстро — кто ошибся — выбывает. Выигрывает тот, кто остался последним

Лавата

Участники стоят в кругу. Все вместе произносят: «Дружно танцуем мы: тратата, тратата. Танец весёлый наш – это «Лавата». «Мои руки хороши? Хороши, а у соседа лучше». /берутся за руки, идут по кругу и снова произносят эти же слова/. Затем называют любые части тела, например «Мои ушки хороши? Хороши, а у соседа лучше». /берутся за ушки соседей, идут по кругу и снова произносят эти же слова/ и т.д..

Гусеница

Дети встают в ряд (держат друг друга за плечи), первый ребенок голова гусеницы, все остальные тело гусеницы. Гусеница под команду ведущего выполняет команды: бежать, прыгать, поднять ногу, станцевать, крикнуть «Ура» и т.п..

Путаница

Интересно когда играют много детей. Один (два) из них отворачивается, а остальные берут друг друга за ручки — цепочкой и не отпуская рук начинают запутываться. Можно проходить под руками соседей, переступать через них. Когда все готово, ведущий поворачивается и старается распутать участников, руки игроков при этом не разжимаются. Потом выбирается новый ведущий и игра продолжается…

Удержи равновесие

Эта игра способствует развитию координации движений.

Участники игры встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга, ноги ставят вместе, руки разводят в стороны, глаза закрывают. По команде ведущего они приподнимают правую ногу и остаются на левой. Затем ведущий говорит: «Ногу вперед», «Ногу назад», «Ногу в сторону» и т. д. Игроки выполняют команды с закрытыми глазами, балансируя при этом с помощью рук. Игрок, который не удержался и встал на правую ногу или хотя бы оперся на нее, выбывает из игры.

В игре побеждает тот участник, который дольше всех сумел продержаться, стоя на одной ноге.

Волшебница

В начале игры дети выбирают ведущего и злую волшебницу.

«Волшебница» садится на стул, ей завязывают глаза, а дети становятся в колонну по одному друг за другом. По команде ведущего они должны по очереди обойти стул, на котором сидит «волшебница», так, чтобы она не услышала даже малейшего шороха.

Если «волшебница» услышала чьи-то шаги, она должна назвать имя проходящего мимо нее. Если она угадала, то игрок становится новой «волшебницей».

Укротитель зверей

Для этой игры понадобятся стулья, количество которых должно быть на один меньше, чем игроков.

Участники игры занимают стулья, стоящие по кругу, а один из них становится «укротителем зверей». Каждый игрок выбирает, каким животным он будет. «Укротитель» медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо, встает и медленно идет за «укротителем». Как только «укротитель» произносит «Внимание, охотники!», все игроки, включая «укротителя», стараются занять пустые стулья.

Игрок, которому не хватило стула, становится новым «укротителем».

Водяной

В начале игры с помощью считалки выбирается игрок, который будет «водяным». Дети ходят вокруг водящего, который сидит или стоит с закрытыми глазами, и напевают песенку: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни хоть на чуточку, на минуточку!». После этих слов «водяной» встает, выбирает любого игрока, дотрагивается до него и пытается угадать, кто это. Если «водяной» верно назвал имя ребенка, до которого дотронулся, угаданный становится новым «водяным».

И

Наши рекомендации