№ по учеб. темат плану | № п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | Психологическая база речи | Кол-во уроков |
Лексика лексика | Грамматика |
I. | 1. | Слово как речевая единица. | Обозначение словом предметов, действий, признаков. Выражение понятия о нем. | Выбор слова для уместности в речевом контексте. | Смысловые оттенки слов. | Развитие слухового внимания, вербального упоминания. | |
| 2. | Признаки слова как единицы языка. | Словесное ударение. Фонетическая выраженность. Отнесенность к части речи, грамматическая оформленность, значение слова. | Художественная литературная лексика. | Грамматические связи (согласование, управление). | Развитие наблюдательности, языкового чутья через сравнение, анализ, синтез, обобщение | |
| 3. | Признаки слова как единицы речи. | Речевая специфика словесного ударения. Речевые особенности звучания слова. Речевая специфика грамматического оформления. | Бытовая разговорная лексика. | Структуры предложения в разговорной речи. | Развитие умения слушать собеседника и контролировать свою речь. | 4. |
| 4. | Стилистическая окраска слова. | Функционирование слова в различных речевых ситуациях. | Стилистически окрашенные лексические средства языка. | Отличие книжной и разговорной речи. | Развитие подражательности. | |
| 5. | Функционирование слова в речи в составе предложения. | Строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры. Совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности. Понимание внутренней связи, семантики. | Задачи предложения, особенности построения, общие черты. | Построение предложений по образцу. | Развитие самостоятельности. Развитие чувства предложения как единицы речи. | |
| 6. | Подбор слов в данной речевой ситуации. | Выбор слов из словарного запаса для выражения мыслей и иллюстрации соответствующей речевой ситуации. | Темы из жизненного опыта ребенка. | Структура повествовательного, побудительного, вопросительного предложений. | Развитие образного мышления на основе воображения. | |
| 7. | Составление связных высказываний в форме описаний. | Осмысление словесного состава предложения. Характеристика объекта речи, путем перечисления основных качеств, свойств, черт, функциональных особенностей. | Образность речи. Смысловые оттенки слов. Эмоциональное состояние, свое отношение. | Звуковой анализ речи. Описание предмета по схеме, опорам, рассказывание сюжета по картинкам | Планирование своего высказывания. | |
| 8. | Составление связных высказываний в форме повествований. | Передача динамики событий в движении и во времени. Сообщение о развивающихся действиях и состояниях. Смена временного плана с последовательно меняющимися событиями. | Композиционный план. Смысловая связь частей текста. | Варианты связи: лексический повтор, местоименная замена, синонимический повтор, параллельная организация. | Развитие мотивации высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. | |
| 9. | Составление связных высказываний в форме рассуждений. | Причинно-следственные конструкции, вопросы, авторская оценка, модальные слова. Композиция текста: тезис, доказательство, вывод. |
| 10. | Составление связных высказываний в форме смешанных (контаминирован-ных) текстов. | Речевое действие: выбор слов, способ связи слов в словосочетаниях, в предложении, в тексте. | Развитие языковой способности. |
| 11. | Речевое высказывание в форме диалога. | Отработка схем речевого высказывания. Структурная соотнесенность предложений. | Реплики, сочетания, схемы вопросов, ответов, добавлений, возражений. | Клише, шаблоны. | Формирование программирующей функции речи. | |
| 12. | Написание изложения. | Восприятие художественного образа. Понимание сущности текста. Композиционный план. Смысловая связь между частями. | Опорные слова. Опорные словосочетания. | Варьирование конструкций предложений. | Развитие самостоятельных суждений, умозаключений, увлеченности. Формирование самовыражения. | |
| 13. | Написание сочинения. | Использование накопленных наблюдений, их систематизация, вы-ражение эмоций, отношений к яв- лениям действительности. Ясное, точное выражение мыслей, пра-вильное отражение действительности. | Отбор лексического материала, системати- зация словаря. Повест- вование. Описание. | Расположение в логи- ческой последователь- ности, выводы, умозак- лючения. | Развитие логическо- го мышления, твор- ческого воображе- ния. Развитие навы- ков самостоятельно- го оформления мыс- лей. | |