№ по учеб.темат.плану | № п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | Психологическая база речи | Кол-во уроков |
лексика | грамматика |
I | -
| Речь-средство обобщения и познания. | Основные функции речи. Средства речи. Части речи. Значения речи (передача и усвоение информации, воздействие на мысли, чувства, поведение). | Устное слово. Произносимое слово. Живое слово. Звучащее слово. | Грамматические конструкции. Простое, распространение предложение. Сложное предложение. | Стимуляция речевой мотивации. Создание условий для общения. | |
| -
| Единицы речи (текст, предложения, слово, слог, звук). | Синтаксическая и грамматическая роль речевых единиц. Составление повествовательного рассказа. | Простые и сложные предложения. Главные члены предложения, второстепенны. Знаки препинания. Заголовок. | Употребление союзов, предлогов, флексий для связи слов в предложении. | Совершенствование зрительного, слухового внимания и восприятия. Совершенствование мыслительной деятельности. | |
| -
| Состав слова. | Морфологический разбор слов. Осознание структуры слов. Лексическое значение. Пользование морфемным составом слова в целях раскрытия его смысла. | Однокоренные слова. Корень Приставка. Суффикс. Окончание. Единообразное написание значимых частей слова в разных фонетических условиях. | Смысловое и грамматическое значение частей слов. Связь между лексическим значением и морфемным составом. | Осознание закономерностей словопроизводства в процессе сравнения и анализа слов по морфемному составу. Организация речевой практики. | |
| -
| Единообразное написание корней родственных слов. | Установление смыслового родства однокоренных слов и наличия общей одинаковой части. Составление описательного рассказа с опорой на картинный план. | Ударные и безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | Взаимосвязь значимых частей в словах. Структура слова. Установление линейной последовательности предложений в тексте. | Сравнение произношения и написания корней родственны слов. Развитие зрительного запоминания и вербальной памяти. | |
| -
| Образование и написание слов с приставками. | Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. Грамматическое оформление. Составление рассказа по теме. | Лексический смысл группы родственных слов. Установление сходства и отличия. | Смысловое значение приставок. Лексическое значение слов с приставками. Установление главной мысли текста. | Развитие слухового восприятия. Совершенствование логического мышления. Обучение умению рассуждать, делать умозаключения. | |
| -
| Лексическое значение и грамматические признаки имени существительного. | Роль существительных в речи. Грамматические признаки (вопрос, число, падеж, род). Составление рассказа по опорным словам и вопросам. | Собственные. Нарицательные. Одушевленные. Неодушевленные. Склонение. Падеж. | Изменение имен существительных по числам, падежам, родам. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных. | Развитие образного мышления; мыслительных процессов (сравнения, анализа, синтеза, обобщения); вербального запоминания. | |
| -
| Лексическое значение и грамматические признаки имени существительного | Роль прилагательного в предложении. Правописание родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам и родам. Распространение предложений однородными определениями. | Окончания – грамматическое средство выражения связи. Число и род прилагательных. Синонимы. Антонимы. Прямое-переносное значение прилагательных. | Смысловая и грамматическая связь имен прилагательных и существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Развитие произвольного долговременного внимания к слову. Наблюдение за изменением значения прилагательного в зависимости от способа образования и употребления. | |
| -
| Склонение имен прилагательных в единственном числе. | Изменение прилагательных по падежам. Установление грамматической связи слов в предложении с помощью окончаний и вопросов. Определение главного и зависимого слова. | Антонимы. Синонимы. Прямое -переносное значение прилагательных. Прилагательные цвета, формы, величины, качеств предметов, явлений, человека, материала. Однокоренные прилагательные. | Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Усложнение структуры предложения однородными определениями. Конструирование предложений. | Развитие логического мышления, умения сравнивать, классифицировать и обобщать. | |
| -
| Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Наблюдение за изменением окончаний имен прилагательных в зависимости от вопроса и связи с другими словами. Уяснение смысла предложения в зависимости от употребляемого прилагательного. Составление описательного рассказа по спорным словам. Написание изложения. | Антонимы. Синонимы. Прямое – переносное значение прилагательных. Прилагательные цвета, формы, величины, качеств предметов, явлений, человека, материала. Однокоренные прилагательные. | Грамматические признаки словосочетаний. Распространение предложений определениями. Закрепление знаний о согласовании слов в предложении. | Совершенствование произвольного внимания (концентрации, переключения, постоянства). Развитие осознанного восприятия, вербального запоминания, логического мышления. | |
| -
| Лексическое и грамматическое значение местоимения. | Написание письма другу, родственникам. Реконструкция текстов. | Подлежащее, второстепенный член предложения. Предлоги с местоимениями. Лицо, число, род местоимений. | Личные местоимения единственного и множественного числа. Грамматические вопросы. Лексико-грамматические и интонационные средства. Согласование местоимений с глаголами. | Развитие мыслительных процессов (сравнения, анализа, синтеза). Выработка сознательной наблюдательности. Совершенствование ориентировочной деятельности. | |
| | Лексическое и грамматическое значение глагола. | Организующая роль глагола в предложении. Усвоение существенных признаков глагола. Выражение действия в формах лица, времени, наклонения, вида, залога. Правописание гласных и согласных в корнях и приставках глаголов; личных окончании глаголов во 2-м и 3-м лице. Неопределенная форма. | Состояние предмета. Проявление качества предмета. Отношения между предметами. Приставочные глаголы. Смысловые оттенки глаголов – синонимов. | Лек сико -семантическое значение глаголов. Грамматическое значение (изменение по числам, временам, лицам, родам; виды глаголов). | Стимуляция познавательной и эмоциональной активности. Совершенствование операций анализа, синтеза, классификации; слухового восприятия. Всего за год 100 ч. | |