Написание подробного изложения.
Домашнее задание:дописать изложение.
Тема: Р/Р Подробное изложение.(2 часа)
Цель:развивать коммуникативно-речевые навыки школьников, активизировать пассивный словарь, учить находить главную мысль текста, воспроизводить текст логично и последовательно, создавать на основе исходного текста новый.
Ход урока 2.
Словарная работа.
На доске можно написать выражения: начала красться, вдоль аллеи, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки, медленно приближалась, взъерошенный, с отчаянным и жалким писком, заслонил, детище, смущенный пес.
Чтение и редактирование изложений.
Написание на чистовик.
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
Цель:1) образовательная - повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;
2) развивающая - развитие речи учащихся (письменной и устной): составление предложений, текста;
3) воспитывающая - воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.
Ход урока 1.
Работа с предложением.
– Исправьте ошибку.
История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.
– Что такое существительное? Укажите все существительные в данном предложении.
– Какие существительные называются нарицательными? Собственными? Укажите собственные существительные в данном предложении.
Беседа.
– Каждая часть речи имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. Чем они отличаются?
– Опираясь на теоретические сведения на с. 83, перечислите постоянные признаки имен существительных, приведите примеры.
– Перечислите непостоянные признаки. Приведите примеры.
– Какую синтаксическую роль могут играть существительные в предложении?
Упражнения 192, 194.
Лингвистическая разминка.
Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.
Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.
За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.
Наверное, и ты немало видал на своем (век).
Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.
Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).
Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.
А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.
Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.
Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!
Домик его пристроился на (край) села.
– Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках.
– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)
Упражнения 196, 197.
Орфоэпическая минутка.
– Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197.
– Произнесите их правильно.
– Выясните значение непонятных слов по толковому словарю.
– Составьте предложения, используя слова из рамки.
Итог урока.
Игра на внимательность.
Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример.
Домашнее задание:упражнение 198.
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
Цель:1) образовательная - повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;
2) развивающая - развитие речи учащихся (письменной и устной): составление предложений, текста;
3) воспитывающая - воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.
Ход урока 2.
1. Проверка домашнего задания.
Работа с пословицами.
Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.
1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и
Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.
2) работ.., не, в желез, ржавеет
Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.
3) и, поедет, тигр, на, богатырь
Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.
4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..
Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.
Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы.
Упражнение 199 (комментированное письмо).
Упражнение 200.
– Обсуждение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих».
– Заполнение таблицы.
Есть мягкий знак | Нет мягкого знака |
Упражнение 201.
– Обсуждение орфограммы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
– Самостоятельная работа.
Итог урока.
– Почему важно уметь определять склонение и падеж существительных?
Домашнее задание:упражнение 202, 203; подготовиться к диктанту по упражнению 204.