Х. Написание изложения

Домашнее задание: контрольные вопросы по лексике (с. 142); упр. 364; слова по словарю № 60—82.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24+3)

Урок 1. Морфема — наименьшая значимая часть слова

I. Эвристическая беседа о разграничении понятий часть слова и значимая часть слова.

— Вдумайтесь в смысл словосочетаний часть слова и значимая часть слова. Можно ли назвать частью слова слог? А слог или несколько слогов, которые не уместились, предположим, на первой строчке и перенесены на вторую?

— Да, конечно, и слог, и несколько слогов — это части слова. Но учитывается ли при делении слова на такие части его смысл? И обладают ли части слова, полученные в результате такого деления, каким-либо смыслом? Понаблюдаем!

II. Осложненное списывание. Задание: списать слова разделив их на слоги.

Гитара, диван, жюри, пьеса, много, ручьев, шоссе, шофер.

Итак, слог — часть слова, но каким-либо значением слог не обладает; для слога важно другое — наличие одного гласного звука.

А теперь разделим слова на части, учитывая их смысл, и значение.

III. Осложненное списывание. Задание 1. Списать слова, обозначить в них корни и суффиксы.

Иней, матч, мотор, моторист, трактор, тракторист, планер, планерист.

Задание 2. Заменив приставку, образовать от данных глаголов антонимы. Образец: набросить (платок на плечи) — сбросить.

Разбежаться, раздвинуть, разжать, выехать, соединить.

Задание 3. Списать словосочетания, заменив единственное число зависимого существительного множественным.

Рассказ о космонавте, фильм о разведчике, статья о тренере.

IV. Беседа с использованием материала предыдущего упражнения (см. III).

— Определите значение корней в словах задания 1. Укажите, что общего в значении слов с суффиксом -ист-. Какой вывод отсюда следует? Подумайте, почему замена приставок в словах задания 2 привела к изменению смысла слов. Чем различаются словосочетания рассказ о космонавте и рассказ о космонавтах? Чем это различие создается? Сделайте общий вывод из своих наблюдений.

— Корень, суффикс, приставка, окончание — это такие части слова, которые обладают своим смыслом, своим значением, поэтому их называют значимыми. Наименьшая часть слова — морфема (или морф).

V. Словарно-орфографическая работа.

(93)Морф. Морф — ‘форма’ (греч.)

Морфе́ма.

Морфе́мика.

Морфе́мный.

Устно: морф — это морфема, в которой есть чередование звуков, например: пух — пушок.

VI. Составление и запись предложений о морфеме и морфемике по схеме сущ. им. п. — сущ. им. п.

1. Морфема — наименьшая значимая часть слова.

2. Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы.

VII. Ознакомление учащихся с таблицей.

Определение морфем
Части определения Приставка Корень Суффикс Окончание
1. Родовые понятия Значимая часть слова
2. Видовые признаки Находится перед корнем, служит для образования слов Главная часть; в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Находится после корня; служит для образования слов Изменяемая часть; образует формы слова; служит для связи слов

VIII. Словарный диктант с последующим заданием по морфемике.

Предобрый, премьера, примула, приехать, соловей, соавтор.

Задание: разделить слова на слоги; указать, в каких словах первый слог — морфема, т. е. наименьшая значимая часть слова.

IХ. Диктант на материале мини-текста с последующими комплексными заданиями.

Разговор тропинки и речки

— Речка, речка, где тут брод?

— Вот!

(И. Токмакова.)

Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания. 2. Указать слова, состоящие из одной морфемы, из двух, из трех.

Х. Творческий диктант с лексическим заданием: закончить вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому глаголу, который есть в первой части.

1. Легко встречаться, трудно ... (расставаться).

2. Плохо медлить, но нельзя и ... (торопиться).

3. Сумел провиниться — сумей ... (извиниться).

Задания по морфемике 1. Указать слова, состоящие из двух морфем, из пяти. 2. Вспомнить слова, в которых корневая морфема -вин- (от слова вина) находится в сильной позиции (неви́нный, безви́нный, прови́нность).

Домашнее задание: § 69; упр. 368, 363, 364.

Р Урок 2. Образование и изменение слов

I. Материал для наблюдений[26].

И. гитара

Р. гитары

Х. Написание изложения - student2.ru Д. гитаре

В. гитару

Т. гитарой

П. о гитаре

В результате образования слов В результате изменения слова

получаем новые однокоренные получаем новые формы того

слова. же слова.

II. Беседа и выводы.

— Определите лексическое значение слова гитара (струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом-резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом), слова гитарист (музыкант, играющий на гитаре). Подчеркнем разницу в лексическом значении этих слов: 1) название инструмента; 2) название человека. Перед нами два совершенно разных слова. А что общего между этими словами?

Как образовались слова гитарист, гитаристка, гитарный? Вывод из наблюдений — запись под первой колонкой слов. (Аналогично ведется беседа с использованием второй колонки записи.)

III. Углубление знаний учащихся по теме урока с использованием таблицы (см. с. 146).

Однокоренные (но разные!) слова Формы одного и того же слова
Х. Написание изложения - student2.ru Х. Написание изложения - student2.ru
имеют
разные лексические значения одно и то же лексическое значение
отличаются по составу друг от друга
приставками, суффиксами, окончаниями только окончаниями
могут относиться
к одной и той же части речи и к разным частям речи только к одной и той же части речи

Наши рекомендации