Диктант (по упражнению 176).

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78).

Упражнение 180.

Творческая работа.

– Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.

– Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.

– «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).

– А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).

Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка.

Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д.

Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.

Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера.

(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)

Упражнение 181.

Итог урока.

– Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах?

– Для чего нужно уметь вычленять части слов?

Домашнее задание:исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своей станицы, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своей станице.

Тема: Повторение раздела «Словообразование и орфография». Кубан. Словообразовательные диалектизмы и культура речи учащихся.

Цель:закрепить знания, полученные при изучении раздела.

Ход урока 1.

Форма: игра «Круглый стол».

Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней.

Й уровень – обсуждение.

Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале.

Й уровень – индивидуальная работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.

№ этапа
Ф. И.
         
         

Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег.

Й уровень – взаимопроверка.

Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов.

1 этап. Способы образования слов.

Й уровень

– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

Й уровень

– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или целых слов)

5 – сложение сокращенных основ

6 – переход одной части речи в другую

летчик парашютистка электровоз малодоступный престранный преподнести ЦБ турпоход птицефабрика учительская МГУ привстать сотрудник кресло-кровать сбербанк

Й уровень – взаимопроверка.

Наши рекомендации