Развитие мелкой моторики. «Лошадки».
По дороге белой, гладкой, Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. | Пальчики «скачут» по столу. |
4. Массаж лица.Выполняется по общим правилам
5. Развитие мимических мышц.Опосредованная гимнастика.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
—для челюсти: легкое постукивание зубами — губы разомкнуты;
—для губ: отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта;
—для языка: «качели» — движения языком вверх- вниз: к верхней — нижней губе; к верхним — нижним зубам; к верхним — нижним альвеолам.
Работа по развитию дыхания и голоса.
—«Партизаны». Исходная позиция: стоя, в руках палка («ружье»). Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6—8 шагов — выдох (мед-
ленный) с произнесением звука «ти-ш-ш-ше».
—Голосовые упражнения: звуком Э спеть «Песенку о папах». Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Е и побываем на празднике пап.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Знакомство с буквой.
Ева гребнем расчесалась —
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Отыскивание буквы в разрезной азбуке.
Слоги с буквой Е.
Чтение слогов с буквой Е: ПЕ, НЕ, ME, BE и т.д. Правило: буква Е пишется после мягких согласных.
Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и текстов.
—Звуковойанализ слов типа ветка, кепка, с выкладыванием графической схемы. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление
слов на слоги с выделением ударного слога.
—Составление коротких предложений по индивидуальным картинкам. Анализ предложений.
Печатание одного из предложений в тетрадях
(например: Гена наденет кепку.)
—Заучивание стихотворения.
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)
IV. Физкультминутка.
Возле детского двора | Дети стоят в круге и держатся за руки. |
Снега целая гора. | Все вместе поднимают руки вверх. |
Мы на той горе вчера Были с самого утра. В пограничников играли, Землю нашу охраняли. | Идут друг за другом, мар- шируя. |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Логопед: «Кто такие защитники отечества? Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?» Затем логопед просит детей
рассказать о том, кем были их папы в армии (предварительное задание родителям и детям).
Рассказ должен начинаться с фразы: «Мой папа был танкистом (артиллеристом, зенитчиком, летчиком, ракетчиком, пехотинцем, моряком и т.д.)».
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? (Буква Е пишется только после мягких согласных.) Кто такие защитники Отечества?
VII.Домашнее задание. К занятию 38 (альбом 2, с. 26).
VIII.Материал для закрепления вне занятий(тетрадь 2, с. 20; февраль, 3 неделя).
Фонетические игры.
—Работа в тетрадях с буквами и словами.
—Работа по предупреждению дисграфических ошибок: зачеркнуть неправильные буквы, дописать недостающие элементы.
2. Лексико-грамматические игры.
—Закрепить знания детей о комнатных растениях, о их роли в жизни людей и об уходе за ними.
—Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?»
(образование имен существительных с помощью суффиксов -чик-, -ист-). Ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; связист, танкист,
артиллерист.
—Игра«Подбери признак». Защитник Отечества (какой?) — смелый, храбрый, отважный....
—Игра «Сосчитай» (счет различных предметов —
согласование числительных с существительны-
ми): один танк, два танка... пять танков.
Занятие 39. Буква Я
Цели: 1
коррекционно-образовательные:
—дать детям понятие о букве Я;
—формировать навыки словоизменения глаголов;
коррекционно-развивающие:
—координировать речь с движениями;
—уточнять и расширять словарь детей;
—учить дифференцировать носовой и ротовой выдох;
—развивать звонкость голоса;
—развивать мимические мышцы;
— развивать фонематический слух;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки ухода за цветами.
Оборудование: предметные картинки с изображением комнатных цветов или живые цветы, картинки с буквой Я, карандаши, тетради, зеркала,
наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет профессии военных.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Утром солнышко встает, И цветам тепло дает.
Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота.
Раз, два, три, четыре, пять Нужно дружно всем вставать
2. Развитие общей моторики.
Наши алые цветки | Исходная позиция: стоя, руки сложены на груди. |
Распускают лепестки. | Руки разводят в стороны. |
Ветерок чуть дышит — Лепестки колышет. | Плавные движения руками. |
Такие настоящие, веселые, живые, Блестящие, красные и нежно-голубые. | Кружатся на месте. |
Развитие мелкой моторики.
Братцы, братцы, где вы были? | Ладони прижимают друг к другу. |
Вместе по воду ходили. | Пальчики расходятся. |
Для чего нужна водица? Чтоб цветочку дать напиться. | Обратное действие. |
4. Массаж лица:
—поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);
—постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);
—поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).
Развитие мимических мышц
Просыпается утром Яна, а на окне распустился цветок! | Радость. |
А рядом еще несколько нераспустившихся бутончиков. | Восхищение. |
Но к вечеру цветок поблек и опал. | Огорчение. |