IV. Физкультминутка (см. занятие 27).
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Разложи продукты по своим местам».
Детям приносят конверт, в котором письмо от Незнайки. Незнайка пишет, что сегодня он хозяйничал на кухне и вот как все разложил: хлеб положил
в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу и т.д. Логопед: «Ребята! Это правильно? Давайте поможем Незнайке».
Хлеб мы положим в хлебницу.
Сахар в сахарницу.
Соль в солонку.
Соус нальем в соусник.
Масло в масленку.
Перец в перечницу.
Суп в супницу.
Молоко в молочник.
VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Чем отличаются звуки С, 3? А чем они похожи?
Кому мы сегодня помогали хозяйничать на кухне?
VII.Домашнее задание.
К занятию 28 (альбом 2, с. 10).
Занятие 29. Звуки В — Вь. Буква В
Цели:
коррекционно-образовательные:
—учить детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;
—формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:
—учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте;
—развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
—развивать дыхание и голос;
— развивать мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать гуманное отношение к деревьям.
Оборудование: макет елочки с пуговицами и картинки с петельками для «украшения» елки, картинки со звуками В, Вь, искусственная елка, елочные игрушки, куклы (мальчики), зеркала.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии
которых есть звуки С, 3 из предыдущего занятия.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Общее расслабление.
Шел по лесу Дед Мороз, Мимо кленов и берез, Мимо просек, мимо пней, Шел по лесу восемь дней. | Энергично шагают. |
Шел и притомился, | Спокойно садятся на свои места. |
К елочке зеленой прислонился. | Прислоняются к спинке стула. |
Развитие общей моторики.
С новым годом! С новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз! | Дети стоят лицом в круг, кланяются. |
Он из леса мимоходом Елку нам уже принес. | Идут по кругу, изобра- жают, как несут елку на плече. |
На верхушке выше веток | Поднимают руки вверх. |
Загорелась как всегда, | Опускают руки. |
Самим ярким, жарким светом Пятикрылая звезда. (Е. Трутнева) | Снова поднимают руки и скрещивают их над головой. |
Развитие мелкой моторики. «Елка».
Пальчики сцепляются — Елка получается, Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. | Ладони от себя, пальчи- ки переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставля- ются вперед. Локотки к кор- пусу не прижимаются. | |
4. Массаж лица. | ||
Принарядимся-ка к праз- днику! Вытрем слезы, | Поглаживающие движения. | |
Нарумяним щечки. | Кругообразные движения. | |
Лицо щиплет нам мороз! | Поглаживающие движения. | |
5. Развитие мимических мышц. | ||
Приснился Вове волшебный Новый год: | Улыбка. | |
Много подарков возле елочки! | Радость. | |
Но вдруг злой волшебник разрушил праз- дник! | Грусть. | |
От испуга Вова открыл глаза и увидел, что в комнате сверкает и сияет настоящая новогодняя елочка! | Восхищение. | |
Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
—для челюсти: движение челюстью вправо — влево;
—для губ: губы в «трубочку» и расслабить; углы рта в сторону и расслабить; почмокать губами;
—для языка: «маляр» (широким кончиком языка «красим» твердое небо вперед—назад); «качели».
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Дровосек». Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — мед-
ленный выдох с произношением «уфффф», «ухххх» (5 раз).
Голосовые упражнения: спеть, протяжно произ- нося звук А, песню «Сам, сам Дедушка Мороз».
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
Логопед: «К нам в гости пришли Витя и Вова,
потому что в их именах есть звуки Вь и В, с которы-
ми мы сегодня познакомимся».
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков В, Вь хором, индивидуально. Характеристика звуков с подключением различных видов контроля.
Звук В — согласный, твердый, звонкий, губно- зубной.
Звук Вь — согласный, мягкий, звонкий, губно- зубной.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Украсим
елочку».
Дети «украшают» елочку (макет елки) картинками, в названии которых есть звуки В и Вь.
Связь звуков и букв.
Палочка,
Рядом две ровные дужки —
Вот и готовы
Очки... для лягушки. (Е. Тарлапан)