Развитие общей моторики. «Жираф».

Рвать цветы легко и просто Взмахи руками перед собой.
Детям маленького роста Приседают.
Но тому, кто так высок, Тянутся за руками вверх.
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак) Наклоняются. Достают руками до носочков.
3. Развитие мелкой моторики. «Где обедал воробей».
Где обедал воробей? Дети машут перекрещен- ными ладошками.
— В зоопарке у зверей. Ладошки изображают рас- крывающуюся пасть.
Пообедал я сперва За решеткою у льва Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. На каждое название живот- ного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, На каждое название животного загибают по одному пальчику поочеред- но на левой, затем на пра- вой руке.
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил! (С. Маршак) Опять изображают рас- крывающуюся пасть животного.

Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц:

—надуть левую щеку;

—надуть правую щеку;

—надуть обе щеки одновременно;

—втянуть щеки в рот.

Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

—для челюсти: удержание рта открытым под счетдо десяти;

—для губ: произнести беззвучно: а-э-о-у-ы-и;

—для языка: «барабанщики» (язычком за верхни- ми зубами: д-д-д-д-д); «лошадки»; «грибок».

Работа по развитию дыхания и голоса.

—Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).

—Голосовые упражнения: спеть звуком Э песенку «Ёлочка».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы.

Выделение четвертого лишнего.

Собака, корова, дикобраз, свинья.
Ромашка, василек, дуб, роза.
Назвать первые звуки в этих словах. Эти звуки, Д и Дь, мы будем учиться сегодня различать.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков детьми. Характеристика звуков.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Звук Дь — согласный, мягкий звонкий, переднеязычный.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Ромашки».
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук Д, либо
звук Дь. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове, и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки. Одна сердцевина зеленая — звук Дь, а другая синяя — звук Д.

4. Связь звуков и букв.

Этот домик — буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка. (В. Степанов)

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Доскажи слово». В начале слова — слог ДЕ, в конце слова — слог ДЫ.

...вочка ...душка ...рево ...ти
еле... са... пру... ря...

—Звуковой анализ слов Дима, сады с выкладыванием схем. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги с выделением ударного слога и графической схемой.

—Работа с деформированной фразой.

Дима, в, сад, дерево, посадил.

—Деление восстановленного предложения на слова. Запись графической схемы.

—Игра «Оркестр»

Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем.

Ду-ду-ду-ду -

Наша дудочка.

Мы на скрипочке играем.

И детишек забавляем.

Ди-ди-ди-ди -

Наша скрипка.

IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

VI.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Кого мы видели?»
Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам нужно рассказать кого мы видели.

Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, дикобразов, зебр».

VI.Итог занятия и оиенка деятельности детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этим звукам.

Кто живет в жаркой Африке?

VI/. Домашнее задание.

К занятию 30 (альбом 2, с. 13—14).

Занятие 31. Звуки Т — Д

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Д;

— формировать навыки словообразования;
коррекционно-развивающие:

—учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах, предложениях;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—развивать дыхание и голос;

—развивать память;

—развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:
— воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям.

Оборудование: картинки со звуками Т, Д и семьями диких животных, дидактическое пособие к игре «Посели слово», зеркала, наборы для составления схем, карандаши, тетради.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет животных жарких стран.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Наши рекомендации