Физкультминутка «Лебеди» (см. занятие 7).

Игра «Один — много»

Дети рассматривают картинки и по образцу логопеда из­меняют слова:

— грач летит — грачи летят;

— цапля стоит — цапли стоят;

— соловей поет — соловьи поют;

— дятел стучит — дятлы стучат;

— сова спит — совы спят;

— синица клюет — синицы клюют.

8. Работа в тетради

Дети рисуют дорожку, чтобы помочь птице долететь до своего гнезда.

Занятие 65. Звук [Ж] (продолжение)

Цели: закрепить умение выделять звук [ж] в речи, подби­рать слова к схемам звукового анализа; научить согласова­нию существительных с прилагательными; развивать сенсомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (ромашка - - ромашки, роза — розы...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Звук [ж]

Логопед закрепляет правильную артикуляцию звука [ж] (см. занятие 63).

• «Слушай внимательно».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ж] в ряду звуков:; М'Ж'З-к-Н'Ж...; слогов: да-жу-мо-жа...; слов: муха, сок, жилет, ножи, сумка, мак...

• Дети повторяют слогоряд: жа-жу-аж

жу-жи-жа

ож-уж-иж

• Дидактическая игра «Парные картинки».

Логопед предлагает детям пары картинок. Ребенок вы­ставляет на доску пару, если в одном из слов есть звук [ж]: жук — бабочка, вилка — ножи, жилет — брюки, баклажан — кабачок, жираф — слон, книга — журнал.

• « Звуковая птичка».

Дети определяют место звука в словах по картинкам.

Логопед предлагает детям совместить картинку, где напи­сано слово со схемой звукового анализа слова. При помощи пазла дети проверяют, правильно ли они выполнили задание.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения, используя следующие на­боры слов:

— Женя, жука, поймать, большого (Женя поймал боль­шого жука.);

— жить, жираф, в, Африке, жаркой (В жаркой Африке жил жираф.);

— лужа, после, на, дороге, дождя (На дороге после дождя лужа.);

— ножом, мама, хлеб, резать (Мама режет хлеб ножом.).

Физкультминутка «Цветы» (см. занятие 54).

5. «Цветы»

• Дидактическая игра «В саду, в лесу, в поле».

Дети называют цветы и место, где они растут, попутно раскладывая картинки к изображению леса, поля или сада (колокольчик,роза, тюльпан, ландыш, мак, василек...).

— Какого цвета цветок? Дети называют цветы: белая ро­машка, синий колокольчик, красная роза, желтый одуванчик...

6. Работа в тетради

Дети выполняют штриховку цветка точками и линиями.

Занятие 66. Звуки [з], [Ж]

Цели: уметь различать звуки [з], [ж]; уметь образовы­вать прилагательные с помощью уменьшительных суффик­сов -еньк-, -оньк-; закреплять деление слов на слоги; разви­вать зрительный гнозис.

Организационный момент

• Игра с мячом «Цветочек маленький - - большой» (рома­шечка - - ромашка, розочка - - роза, василечек - - ...).

Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику: звук [з] (зве­нит комар) — звонкий, согласный; звук [ж] (летит жук) — звонкий, согласный- При произношении звука [з] губы «улы­баются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный вете­рок»; при произношении звука [ж] губы округлены, язык поднимается к верхним зубам «чашечкой», дует «теплый ве­терок», голосок работает.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ж], и опуска­ют руку вниз, услышав звук [з] в слогах: за-жу-из-зу-жа-иж... и словах: багажник, запах, береза, одежда, пружина...

• « Чистоговорки ». Дети повторяют:

за-за — вот стоит коза жу-жу — дали молока ежу

зы-зы — есть рога у козы жа-жа — мы увидели ежа зу-зу — напоили мы козу жи-жи — очень колются ежи

• «Не ошибись».

Дети должны разложить картинки со звуком [з] к изображе­нию «комарика» и со звуком [ж] к изображению «жука»: ежик, береза, заяц, жираф, желуди, флажок, замок, забор, роза, ножи...

• Дидактическая игра «Вопрос — ответ».

Дети отвечают на вопросы логопеда полным предложением:

- Что заряжает охотник? (Охотник заряжает ... ружье.)

— Что зажигаем вечером? (Вечером зажигаем ... свет.)

— Кто может дрожать от страха? (Зайчик может дро­жать ... от страха.)

- Куда забежал жеребенок? (Жеребенок забежал ...во двор.)

• «Загадка и отгадка».

Дети показывают «комарика», услышав звук [з], и «жука», услышав [ж]:

Шевеля усами важно Он вперед ползет отважно. Черный носит он сюртук, Посмотрите, это ... (жук).

В. Степанов

4. Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 23).

5. Дидактическая игра «Где растет цветочек?»

На доске домики с одним, двумя и тремя окошками. Ло­гопед раздает детям картинки с изображением цветов, про­сит сказать, сколько в слове слогов и поставить цветок к соответствующему домику:

мак тюльпан ромашка

роза ландыш василек

• «Измени слово».

Дети должны использовать уменьшительные суффиксы: это красненький мак, это желтенький тюльпан, это бе­ленький ландыш, это синенький василек и т.д.

6. Дидактическая игра «День — ночь»

У детей карточки с изображением контуров цветов и плос­костные изображения цветов. Нужно по «тени» узнать цве­ток и совместить его с контуром.

Занятие 67. Звуки [ш], [Ж]

Цели: научить дифференцировать звуки [ш], [ж]; усвоить притяжательные местоимения -мой, -моя в сочетании с суще­ствительными; развивать мелкую моторику рук.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови одним словом» (сапоги, туфли -обувь; ложка, чашка — ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [ш] и [ж]: — Звук [ш] (шипит гусь) — глухой, согласный; звук [ж] (жужжит жук) — звонкий, согласный. При произношении звука [ш] — губы округлены, язык у верхних зубов «чашеч­кой», дует «теплый ветерок», голосок не работает; при про­изношении звука [ж] губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает.

• «Колокольчик — барабан».

Дети показывают «колокольчик», услышав звонкий звук [ж], и «барабан», услышав глухой звук [ш] среди других зву­ков: ж-м-н-Ш'д'Ж'Ш...; словах: жаба, шарик, ужин, гаражи, шуба, машина, желуди...

• « Чистоговорки». Дети повторяют:

ша-жа — очень каша хороша жи-ши — тут гуляют малыши шу-жу - - я на улицу гляжу жу-шу — я флажком машу

Рядом с «колокольчиком» дети раскладывают картинки со звуком [ж], рядом с «барабаном» — [ш]: жук, ножи, жираф, шапка, шуба, груша, пирожок, желуди, кошка, мышка, машина

• «Звук убежал».

К началу слова добавить [ж] или [ш] и назвать слово: ..апка, ..уки, ..уба, ..кола, ..урнал, ..ар, ..аба, ..арф... .

• «Доскажи словечко».

Дети рассматривают сюжетную картинку «В лесу». Лого­пед предлагает досказать словечко со звуком [ш] или [ж]:

Пошли в лес ... Женя, Сережа, Алеша, Даша. С ними побежал ... Шарик. Женя в лесу собирал ... шишки, Сережа ... желуди, Даша ... ромашки, а Алеша нашел большого ... жука. Вдруг залаял Шарик, потому что под кустом увидел... ежика. Ежик испугался, свернулся в клубочек. Ребята еще немного погуляли и пошли домой.

4. Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз).
Мы с тобой подружим  
Маленькие пальчики.  
Раз, два, три, четыре, пять — Пальцы с мизинчика пооч
Начинаем мы считать. редко соединяют друг
Раз, два, три, четыре, пять — с другом.
    Руки вниз, встряхивают
Мы закончили считать. кистями.

5. Дидактическая игра «Букет»

Каждый ребенок ставит в вазу цветок и говорит:

— Это мой мак, это моя роза, это мой василек, это моя гвоздика и т.д.

6. «Нарисуй цветок»

Из мелкого материала (фасоль, бусинки, пуговицы) дети по контуру, нанесенному на цветной картон, выкладывают цветы.

Занятие 68. Цветы

Цели: проверить и обобщить знания о цветах; закрепить на­вык составления рассказа-описания; научить составлять слож­ные предложения; развивать графические умения и навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Цепочка слов» (мак кот туча апельсин - - ...) .

2. «Будь внимателен» Дети хлопают в ладоши, услышав слово так или иначе

связанное с цветами: дорога, стебель, лепесток, ветер, корень» бумага, букет...

Отгадай загадки»

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок —

К облакам взлетит он смело,

Он — летающий цветок. (Одуванчик.)

На проталине лесной

Огонек горит весной.

Огонек несмелый,

Как снежинка, белый. (Подснежник.) В. Степанов

Наши рекомендации