Основная (текстовая) часть ВКР
Основная часть ВКР состоит, как правило, из трех глав, отражающих теоретические основы исследуемой проблемы, анализ состояния проблемы в исследуемой организации, а также практической части, в которой необходимо представить рекомендации по решению проблем, выявленных в ходе анализа. Основная часть ВКР включает описание методологии исследования и результаты исследования, в т.ч. результаты предпроектного исследования (при наличии).
Примерное содержание каждой из глав представлено ниже.
Глава 1. Теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы менеджмента.Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.
В главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной образовательной организации.
В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходства и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методической части магистерской диссертации предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа. Одно из главных требований данного раздела – наличие конкретных ссылок на библиографические источники (не менее 45-50 ссылок).
Глава 2. Анализ состояния менеджмента по проблеме исследования в конкретной образовательной организации.Вэтом разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы в организации.
Материалами для анализа могут быть планы работы организации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, изыскать резервы и наметить пути их использования, а также устранить выявленные недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.
Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов за последние 4-5 лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.
Глава 3. Разработка управленческих решений и их обоснование в рамках изучаемой проблемы.Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы в образовательной организации. В частности, намечаются пути использования выявленных резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач магистерской диссертации.
При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, т.е. учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиций оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы образовательной организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления образовательной организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об образовательной организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.
В данном разделе рассматривается экономическая сторона проекта: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес-план.
Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.
Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование. Необходимо обосновать рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей по следующим направлениям:
- расчет экономической эффективности затрат на научные исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы в организации;
- определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;
- оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций;
- обоснование расширения объемов внедрения. Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспекте. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.
Тему ВКР следует выбирать с учетом ее актуальности и практической значимости, наличия специальной научной литературы, места прохождения преддипломной практики, возможности получения эмпирических данных.
Предпочтительно, если ВКР является логическим продолжением исследований магистранта в процессе обучения: подготовки рефератов, эссе, научных работ и публикаций, прохождения практики.
ВКР должна обладать практической значимостью, т.е. должна быть выполнена на основе конкретных материалов, собранных магистрантом во время преддипломной практики по основной образовательной программе и служить решению конкретной проблемы образовательной организации, выявленной магистрантом в ходе практики. В ходе практики магистрант самостоятельно (под руководством сотрудников организации, в которой проходит практику) осуществляет изучение основных аспектов деятельности организации, показателей экономической деятельности, управленческих отношений. Основной задачей магистранта является не просто анализ, а обобщение и использование конкретных материалов организации для решения проблем, стоящих перед ней. Такой способ подготовки ВКР дает возможность магистранту не только продемонстрировать свою подготовленность и навыки практической работы, но и оказать практическую помощь в решении проблем образовательной организации.
При выборе тематики ВКР необходимо руководствоваться рекомендованным кафедрой перечнем тем ВКР.
При достаточно аргументированном обосновании темы работы, отличающейся от предложенных тем, возможно ее утверждение при согласии заведующего кафедрой.
Выбор темы ВКР и ее утверждение должны быть завершены не позже чем за 2 недели до начала преддипломной практики. Выбрав тему, необходимо написать заявление о ее утверждении на кафедре Менеджмента организации.
Закрепление темы, научного руководителя ВКР оформляется приказом ректора. После утверждения темы приказом изменение формулировки темы не допускается.
Содержание основной (текстовой) части ВКР напрямую зависит от тематики работы.
Для ВКР по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», программа «Управление образованием» рекомендуется следующая тематика ВКР:
1. Планирование в деятельности образовательной организации (на примере).
2. Организация системы внутриорганизационного планирования.
3. Стратегическое планирование деятельности образовательной организации (на примере).
4. Особенности стратегического планирования в различных типах образовательных организаций.
5. Стратегическое управление деятельностью образовательной организации (на примере).
6. Проектирование систем управления в образовательной организации (на примере).
7. Диагностика и анализ системы управления в образовательной организации (на примере).
8. Особенности стратегического управления в различных типах образовательных организаций.
9. Разработка инновационной стратегии развития образовательной организации.
10. Управление нововведениями в образовательной организации.
11. Управление инновационной деятельностью образовательной организации (на примере).
12. Разработка системы управления качеством образовательной организации.
13. Управление маркетинговой деятельностью образовательной организации (на примере).
14. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации.
15. Рекламная деятельность образовательной организации.
16. Маркетинговые исследования и формирование рыночной ниши продукции образовательной организации.
17. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности образовательной организации.
18. Финансовое планирование деятельности образовательной организации (на примере).
19. Особенности финансового планирования в образовательной организации.
20. Стратегия управления финансами образовательной организации (на примере).
21. Особенности управления финансами в образовательной организации.
22. Финансовое планирование и прогнозирование деятельности образовательной организации.
23. Организация финансового контроля деятельности образовательной организации.
24. Управление финансовыми результатами деятельности образовательной организации.
25. Управление финансовой устойчивостью образовательной организации.
26. Антикризисное финансовое управление.
27. Управление оборотными активами образовательной организации.
28. Ценовая политика образовательной организации.
29. Налоговое планирование в деятельности образовательной организации.
30. Управление денежными потоками образовательной организации.
31. Особенности финансово-кредитного обслуживания образовательной организации.
32. Проблемы налогового планирования в образовательной организации.
33. Разработка системы стимулирования персонала образовательной организации и оценка ее эффективности.
34. Особенности мотивации и стимулирования труда управленческого персонала образовательной организации.
35. Организация системы оплаты труда образовательной организации и оценка ее эффективности.
36. Организация системы стимулирования персонала образовательной организации.
37. Совершенствование коммуникационной политики образовательной организации (на материалах конкретной организации).
38. Совершенствование рекламной стратегии образовательной организации (на материалах конкретной организации).
Тематика ВКР может подвергаться модификации с учетом специфики объекта исследования. Например, тема может быть следующим образом модифицирована с учетом отраслевой (региональной специфики):
- Управление деятельностью высших учебных заведений.
- Управление качеством в высших учебных заведениях.
- Особенности маркетинга в образовательных организациях.
- Управление деятельностью организации на примере ......
В ходе выполнения работы недопустим плагиат! Магистрант несет полную ответственность за оригинальность предлагаемых в ВКР выводов, а также за правильность оформления библиографических ссылок и корректность цитирования!
Заключение
Взаключенииследует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10% от общего объема магистерской диссертации.
Заключение формируется на основе выводов, сделанных автором в конце каждого раздела. Крайне важно проследить за тем, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы в задании и во введении, был дан ответ в заключении.
В конце заключения указывается, чем завершена работа:
- научные данные о новых управленческих процессах, явлениях, закономерностях;
- новые методы и принципы организации труда, мотивации;
- качественные и количественные характеристики предлагаемых систем, статистические анализы и исследования;
- рекомендации, инструкции, руководящие материалы, методики, стандарты, нормы и правила, программы и т. д.;
- внедрение в организацию образовательного процесса рекомендаций;
- прочие положительные результаты;
- отрицательные результаты.
При оформлении раздела «Заключение» наименование раздела центрируется относительно левого и правого полей, выделяется полужирным шрифтом, прописными буквами.
Пример оформления раздела «Заключение» представлен в приложении 8.
Библиография
Важным элементом оформления ВКР является список использованных источников.
Список использованных источников и литературы помещается после основного текста ВКР и позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований.
В библиографию магистерской диссертации включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме и оказала существенное влияние на содержание исследования. Список литературы необязательно следует ограничить только цитированными произведениями, но все цитированные источники должны быть указаны.
Список литературы может быть назван тремя способами:
1. Литература.
2. Список использованной литературы.
3. Список использованных источников и литературы.
Если список включает все документы, изученные по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, то список называют «Литература». Если в список литературы включается только то, что анализировалось в тексте или использовалось в качестве заимствований, то выбирается «Список использованной литературы». Если, кроме литературы, использовались еще и другие источники, то список озаглавливают «Список использованных источников и литературы».
Список литературы должен быть описан в соответствии с требованиями библиографического описания. Составление библиографических ссылок регламентируется специально подготовленным новым нормативным документом – ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Общая схема библиографического описания документа выглядит следующим образом:
Заголовок описания. Основное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания: Издательство или издающая организация, год издания. – Количественная характеристика.
Заголовок описания: фамилия, имя, отчество индивидуального автора (первого); наименование коллективного автора.
Основное заглавие. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).
Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п., об организациях, от имени которых опубликован документ).
Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.).
Место издания (город).
Издательство или издающая организация, дата издания (информация об издательстве, год издания).
Количественная характеристика (общее количество страниц в издании).
Расположение литературы в списке может быть алфавитным (библиографическое описание литературы дают в алфавитном порядке фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан) или в порядке первого упоминания в работе (по порядку ссылок).
Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала либо ссылок путем отсылки к списку литературы.
Источники на иностранных языках обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке работы.
Особым образом оформляются источники, имеющие статус электронного ресурса. В перечне источников используются указания как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, баз данных, порталов, сайтов, веб-страниц, публикаций в электронных сериальных изданиях, сообщений на форумах и т.д.). Они имеют свои особенности.
Например:
1. Большая Энциклопедия Нефти Газа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id291031p1.html , свободный.
2. Законодательное собрание Красноярского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=9693 , свободный.
3. Казакова Т. Л. Разработка системы индикаторов устойчивого развития для центрального Черноземья // Региональные исследования. - 2008. - N 1 (16). - С.20-23. [Электронный ресурс]. Электрон. данные, версия 2008 г. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечания о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру URL (Uniform Resourse Locator – универсальный указатель ресурсов). После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу; после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год:
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. URL: http:// www.ksocpol.rags.ru/files/konc_reg.htm (дата обращения: 18.05.2012).
2. Кузнецов Ю.В. Методы государственного регулирования экономики // Сборник научных статей «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты», СПб.: Институт бизнеса и права, 2011. URL: http://www.ibl.ru/konf/151211/metody-gosudarstvennogo-regulirovanija.html (дата обращения: 12.02.2013).
Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции – обычных грамматических знаков препинания и знаков предписанной пунктуации, т. е. знаков, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания.
Предписанная пунктуация предшествует элементам и областям описания или заключают их. Ее употребление не связано с нормами русского языка. Правила представления элементов библиографического описания, применение знаков предписанной пунктуации осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ 7.82–2001.
Места издания
Москва – М.
Ленинград – Л.
Москва – Ленинград – М.; Л.
Петербург – Пб.
Санкт-Петербург – СПб.
Нижний Новгород – Н. Новгород
Ростов-на-Дону – Ростов н/Д
Названия издательств
Высшая школа – Высш. шк.
Государственное издательство художественной литературы – ГИХЛ
Издательство Московского университета – Изд-во МГУ
Издательство стандартов – Изд-во стандартов
Советская Россия – Сов. Россия
Советский писатель – Сов. писатель
Художественная литература – Худож. лит.
Детская литература – Дет. лит.
Названий месяцев
Январь – янв.
Февраль – февр.
Март – не сокращается
Апрель – апр.
Май – не сокращается
Июнь – не сокращается
Июль – не сокращается
Август – авг.
Сентябрь – сент.
Октябрь – окт.
Ноябрь – нояб.
Декабрь – дек.
В качестве предписанной пунктуациивыступают знаки препинания и математические знаки:
. –точка и тире
.точка
,запятая
:двоеточие
;точка с запятой
/косая черта
//две косые черты
( )круглые скобки
[ ]квадратные скобки
+знак плюс
=знак равенства.
В конце библиографического описания ставится точка.
Допускается предписанный знак «точка и тире», разделяющий области библиографического описания, заменять точкой(т.е. другими словами, тире можно опускать). Главное, чтобы по всему тексту оформление библиографического описания было унифицировано.
Для более четкого разделения областей и элементов, а также для различения предписанной и грамматической пунктуации применяют пробелы в один печатный знакдо и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.
Инициалы от фамилии автора также отделяются неразрывным пробелом(не только в библиографическом описании, но и в тексте). Фамилии и инициалы авторов в библиографических описаниях рекомендуется (но не предписывается) выделять курсивом, так как название произведения может начинаться с инициалов и фамилии автора. Они иногда составляют полное название книги или статьи.
Сравните:
Заостровцев А. П. Г. Таллок и Р. Толлисон о поиске ренты // Семинар молодых экономистов. — 1997. — Вып. 3. Декабрь. С. 70
Заостровцев А.П. Г. Таллок и Р. Толлисон о поиске ренты // Семинар молодых экономистов. — 1997. — Вып. 3. Декабрь. С. 70
Ниже приведены примеры оформления различных типов библиографических источников.
Книжные издания
1. Кокорин А.А. Экономика: философский анализ. М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 264 с.
2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе «природа – общество – человек». С-Пб. – М. – Дубна, 2001. – 616 с.
Статьи из коллективного сборника
1. Кузьмина Ю.Д., Мингалева Ж.А. Понятие устойчивости развития и его применимость к региональной политике // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2009. № 3 (3). С.68-83.
Публикации из собраний сочинений
1. Теккерей У. Повести, очерки, роман (1848–1863) // Собр. соч. В 12 т. – М.: Худож.лит., 1980. – Т. 12. – С. 1-415.
Отдельные тома многотомного издания
1. Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Управление новациями в интересах устойчивого развития // Вестник РАЕН: том 11 вып. №4. – М.: РАЕН, 2011.
Иностранный источник
Иностранный источник оформляется на языке оригинала:
1. Bucci A. Human and cultural capital complementarities and externalities in economic growth / А. Bucci, G. Serge // Working Papers DEAS. – 2009. – 07 February.
2. Cobb C., Cobb J. The Green National Product: a Proposed Index of Sustainable Economic Welfare. . New York: University Press of America, 1994.
Параллельное заглавие – заглавие книги на ином языке или в иной графике – приводят в описании после основного заглавия в форме, данной на титульном листе, и отделяют от основного заглавия знаком равенства:
1. Устойчивое развитие = Sustainable development
2. Избр. стихотворения = Selected poems
Газетные публикации
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газ. – 1993. – № 237.
В названиях журналов и газет сокращенно пишут слова «газета» – газ., «журнал» – журн. Например: Новая газ. или Российская газ.
Можно употреблять общепринятые сокращения названий журналов и газет: АиФ, МК, Лит. газ.
Если газета имеет объем более восьми полос, указывают номер полосы (страницы), на которой помещена публикация:
Журнальные публикации
1. Казакова Т. Л. Разработка системы индикаторов устойчивого развития для центрального Черноземья // Региональные исследования. - 2008. - N 1 (16). - С.20-23.
Статьи из журналов, имеющих серийные названия
1. Кузьмина Ю.Д., Мингалева Ж.А. Понятие устойчивости развития и его применимость к региональной политике //Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2009. № 3 (3). С.68-83.
Официальные документы
На отдельно изданные официальные документы (законы, постановления, материалы съездов, уставы, отчеты и т.д.) описание составляется так же, как и на книги. В списке к научной работе их целесообразно описывать под заглавием (в библиотечном каталоге официальные материалы описывают, как правило, перечисляя коллективных авторов). Особенностью библиографической записи официальных документов является то, что в сведениях, относящихся к заглавию, они содержат данные о статусе, принятии, организации, от имени которой опубликованы:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133 (с изм.).
Стандарты
При описании стандартов указывается их назначение, которое является частью заглавия, их связь с ранее действовавшими документами, дата введения и срок действия:
1. ГОСТ 7.0–84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0–77; Введ. 01.01.86. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 24 с.
Депонированная научная работа
1. Фролов В.В. Научно-техническая периодика и ее использование в книготорговой практике. – М., 1984. – Деп. в ИНИОН АН СССР 01.12.84, № 39893.
Архивные материалы
После указания автора и заглавия документа приводятся сведения о его местонахождении (название учреждения или архива), наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и листа:
1. Материалы следственной комиссии, учрежденной в связи с распространением в воскресных школах антиправительственной пропаганды. – Центр. гос. ист. архив в С.-Петербурге. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 74.
При составлении списка использованных архивных документов может быть сделано их описание, сгруппированное по архивам и фондам:
1. ЦГИАМ (Центр. гос. ист. архив в Москве). Ф. 18. Оп. 2. Л. 23. О лицах, состоящих в переписке с иностранными гражданами.
2. ЦГИАМ. Ф. 95. Оп. 1. Д. 63. Переписка разных лиц, находящихся за границей и внутри России.
Доклады (тезисы) из материалов конференций, семинаров
1. Пономарева Л.В. Информационный механизм и мониторинг обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственной системы региона / Л.В. Пономарева, О.В. Иншаков // Конкуренто-способность, устойчивость и безопасность региона: Материалы научно-практической конференции, Волгоград, 15–16 мая 2001 г. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.
Диссертации и авторефераты диссертаций
1. Ивашкина А.О. Формирование профессиональных компетенций магистрантов педагогических специальностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Том. гос. пед. ун-т. – Томск, 2012. – 253 с.
Судебная практика
В случае использования в дипломной работе материалов судебной и иной (напр., нотариальной) практики, ее включение в список литературы является обязательным. При этом целесообразно выделение самостоятельного раздела «Судебная (арбитражная, нотариальная) практика», в котором сначала указывают опубликованные дела и решения, а затем – неопубликованные.
К составлению библиографического описания опубликованной судебной практикиприменяются те же правила, что и к составлению описания нормативных правовых актов. Например:
1. О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 // Вестник ВАС РФ. – 1998. – № 10. – С. 1-14.
При включении в библиографический список неопубликованной судебной практики обязательно указывается источник информации:
1. Постановление ФАС Центрального округа от 5 февраля 2009 г. № Ф10-6370/08 по делу № А14-1288-2008/8/7б [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (документ опубликован не был).
Если материалы получены студентом во время прохождения преддипломной практики, то после знака // (две косые черты) пишется «Архив» и далее указывается название суда, нотариальной конторы, в котором данное рассматривалось дело или были зафиксированы те или иные факты, отраженные в нотариальных документах. Например:
1. Дело № 2/12… // Архив Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
2. Постановление Арбитражного суда Красноярского края от 12 апреля 2012 г. по делу № А18-19604/04-12 // Архив Арбитражного суда Красноярского края.
Пример оформления списка литературы представлен в Приложении 9.
Приложения
В приложения можно вынести вспомогательные материалы: выдержки из официальных и справочных документов, инструкции, описания общепринятых методик, вспомогательные расчеты, формы отчетности, справки о внедрении. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах. Если приложений более одного, то они обозначаются в общую нумерацию страниц; пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения. Кроме того, они должны иметь и свою порядковую нумерацию по ходу изложения работы (номера указываются в правом верхнем углу), например: Приложение 1. Приложения должны иметь названия, которые указываются над ними. Названия приложений также выравниваются по правому краю страницы.
В случае расположения приложения более чем на одной странице, на послдеющих страницах обязательно указывается «Продолжение Приложения...», «Окончание Приложения...», при этом название приложения не дублируется.
8. Особенности оформления отдельных элементов текста ВКР
8.1. Особенности оформления таблиц
Таблица – это перечень цифровой и (или) текстовой информации, приведенной в систему и разнесенной по графам и строкам, разделенным линейками.
Как правило, таблица состоит из следующих элементов:
- тематический заголовок и порядковый номер;
- боковик;
- заголовки горизонтальных и вертикальных граф.
Таблицы, помещаемые в ВКР, должны обладать номером и названием, которое определяет их содержание и тему. В заголовках таблиц недопустимы сокращения, подчеркивания и т.д. При оформлении таблицы обязательно используется слово «Таблица», а также проставляется номер арабскими цифрами с правой стороны листа. Обозначение «№» не допускается. Под словом «Таблица» указывается название таблицы, написанное строчными буквами (кроме первой), в конце названия точка не ставится. Нумерация таблиц должна быть сквозной.
Пустые ячейки оставлять в таблице недопустимо. Если текст, заполняющий данные ячейки, отсутствует, в них указывается тире либо слово «нет».
В случае упоминания данных таблицы в тексте ВКР на нее обязательно делается ссылка.
Таблицы приводятся в том месте, где на них в тексте делается ссылка. Если таблица занимают целую страницу, то допускается приводить их на отдельной странице, небольшие таблицы вставляются в текст. Ссылки на таблицы приводятся в круглых скобках в общепринятых сокращениях – табл. Например (табл. 1).
Текст в таблице на 2 кегля меньше: если текст оформлен 14 кеглем (шрифтом), то в таблице используется кегль 12.
Если таблица не входит на формат листа по ширине:
- вводят дополнительную строку, где указывают номера столбцов таблицы;
- таблицу делят на части и размещают их одну над другой;
- над первой частью указывают название и номер таблицы;
- над последующими частями пишут от границы левого поля слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;
- во второй и последующих частях таблицы повторяют наименования столбцов и боковик.
Если таблица не входит на формат листа по длине:
- вводят дополнительную строку с номерами столбцов;
- на первой частью таблицы указывают ее название и номер;
- над последующими частями пишут от границы левого поля слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера;
- при размещении таблицы на нескольких страницах черту, ограничивающую таблицу снизу, не проводят.
Столбцы «номер по порядку», «единицы измерения» в таблицу не включаются
Если все показатели, приведенные в столбцах и строках таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение помещают над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой частью.
Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя.
Цифры в столбцах и строках таблицы должны быть записаны так, чтобы разряды чисел по всей строке были расположены один под другим.
В одной строке должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Если цифровой материал незначителен по объему, не рекомендуется представлять его в табличной форме, предпочтительнее расположить его в виде столбца в тексте ВКР.
Пример оформления таблицы представлен в Приложении 10.
8.2. Особенности оформления графических объектов
Иллюстративный материал (графики, диаграммы, чертежи, схемы, эскизы, фотографии, рисунки, фигуры) обозначается единым термином – рисунок.
Графические объекты имеют сквозную нумерацию, приводятся в том месте, где на них в тексте делается ссылка. Если рисунок занимает целую страницу, то допускается приводить его на отдельной странице, небольшие рисунки вставляются в текст. Ссылки на рисунки приводятся в круглых скобках в общепринятых сокращениях – рис. Например (рис. 1).
Рисунки подписываются внизурисунка, название центрируется относительно левого и правого полей страницы.
Пример оформления графического объекта (диаграмма) представлен в Приложении 10.
8.3. Особенности оформления библиографических ссылок, цитат, сносок
Основное требование к оформлению текста научных работ состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Это требование реализуется через научный аппарат работы.
Для ВКР важно соблюдать научный аппарат, к которому относится и правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок.
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенной в собственный текст.
Ссылка является указанием источника, на который ссылаются.
Сноска – это дополнительный текст, помещенный отдельно от основного внизу страницы или в конце всего текста либо в основном тексте в скобках.
Примечание – это дополнительное замечание, которое содержится в сноске.
Все эти элементы научного аппарата выполняют в работе важные функции: цитаты являются подтверждением высказанной мысли или аргумента.
В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых читатель может найти дальнейшие сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал.
Примечания помогают лучше и точнее понять основной текст. Они сообщают фактические сведения об упоминаемых вещах, событиях, лицах, скрытых цитатах, без которых понимание текста читателем может быть обедненным и даже неверным.
Рассмотрим каждый элемент научного аппарата подробнее.
Цитаты
При оформлении ВКР могут использоваться цитаты из источников. Цитаты должны применяться по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется употребление двух или более цитат подряд. Не допускается соединять две цитаты в одну. Нельзя сокращать слишком длинную цитату путем отбрасывания ее части, если такое сокращение меняет ее смысл на противоположный.
Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается пользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании (вторичное цитирование). В этом случае ссылке должны предшествовать слова: «Цит. по кн.: …»; «Цит. по ст. …».
При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимо пропускать отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не