IV. Методы и технологии, используемые при реализации программ направленности
В ходе реализации программы туристско-краеведческой направленности наибольшее распространение получили следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый, или эвристический, метод;
- исследовательский метод,
которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.
Принципы,на основе которых строится реализация примерной образовательной программы:
- принцип связи обучения с практикой,выражающийся в стимулировании обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность;
- принципы доступности и наглядности, как наиболее действенные в эффективности и качественности обучения членов объединения;
- принцип дифференциации и индивидуализации – создание комфортных условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, и реализации их личных образовательных маршрутов;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов в деятельности объединения. Он позволяет научить юных туристов осознавать цели обучения, планировать и организовывать свою работу. При этом обучающиеся проявляют повышенный интерес к знаниям, ставят проблемы, определяют пути их решения, учатся достигать поставленных целей.
- принцип диагностической направленности (процессуальный контроль «продвижения» к намеченной цели и достижения её; оценка и коррекция педагогом дополнительного образования собственных педагогических действий);
V. Примерные уровни освоения программ направленности
Туристско-краеведческая деятельность с обучающимися является одной из универсальных форм организации образовательного процесса как в системе дополнительного, так и в системе общего образования. Вместе с тем, участие обучающихся даже в самых «простых» походах и экспедициях требует наличия ряда специфических знаний, умений и навыков. В этой связи представляется целесообразным выделить следующие уровни освоений образовательных программ по туристско-краеведческой тематике:
- предварительный (краткосрочные программы, рассчитанные несколько занятий и отработка практических умений в рамках туристских мероприятий и 1-2 дневных походов)
- ознакомительный (1-й год обучения),
- базовый (2-й год обучения) и
- углубленный (3-4 года обучения и далее),
Основной задачей освоения образовательных программ предварительного уровня по направлению «Детско-юношеский туризм» является приобретение обучающимися основных знаний, умений и навыков, необходимых для участия в некатегорийных туристских походах, экспедициях.(точнее – для безопасного нахождения в природной среде). Освоение программ начального уровня возможно на базе общеобразовательных организаций, что позволяет существенно расширить возможности по применению туристских форм работы в рамках общеобразовательного процесса и внеурочной деятельности.
Освоение программ предварительного уровня по направлению «Краеведение» осуществляется как правило в рамках внеурочной деятельности, непосредственно связанной с расширением знаний в области общеобразовательных предметов, в части содержания их региональной компоненты.
Ознакомительный уровень достигается в первый год обучения. Дети принимаются без специального отбора (при наличии медицинского допуска). Продолжительность обучения 1 год. Возраст обучающихся – 6 – 7 класс. Режим занятий – 6-7 часов в неделю. Освоение материала этого уровня позволит обучающимся овладеть основами организации туристского быта, техники туризма и ориентирования, основами краеведения.
Решение задач, определенных на этот период, позволит обучающимся приобрести минимально необходимые знания, опыт в обучении младших школьников и поведения в различных экстремальных ситуациях в природной среде, часто возникающих во время проведения походов. Подготовка к занятиям неизбежно приведёт обучающихся к необходимости постоянного поиска новых знаний, к процессу самообразования, самосовершенствования.
Базовый уровень – второй год обучения. Продолжительность обучения 1 год. Возраст обучающихся – 7 – 8 класс. Режим занятий – 9 часа в неделю.
На этом этапе обучения дети приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им участвовать в многодневных походах, краеведческих экспедициях, а также впоследствии позволят им обучать младших школьников, оказывать консультативную помощь одноклассникам, быть помощником педагога дополнительного образования. Пробуют разные виды туризма и виды деятельности в туризме. На этом этапе обучения происходит переход на самостоятельную деятельность обучающихся в выполнении туристских должностей и возможна инструкторская подготовка.
Углубленный уровень – третий и четвертый год обучения. Продолжительность обучения 2 года. Профилизация деятельности, углубленное освоение избранного вида туризма, повышение мастерства, инструкторские навыки, судейство соревнований… Однако, обучающие, желающие продолжить занятия в объединении могут работать и более 2-х лет, по индивидуальным планам, оказывая помощь педагогу дополнительного образования в обучении младших школьников или руководя каким-либо краеведческим исследовательским проектом. Возраст обучающихся – 9 – 11 классы. Режим занятий – 9 часов в неделю.
VI. Образовательные результаты освоения дополнительных общеразвивающих программ по направленности
Ожидаемые результатомреализации программы является формирование у обучающихся в области:
ценностно-смысловых компетенций:
- умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;
- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;
учебно-познавательных компетенций:
- умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;
- уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- владеть техникой и тактикой пешеходного соответствующего, избранного вида туризма;
- владеть навыками ориентирования на местности;
- умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
социокультурных компетенций:
- уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в классе, туристском объединении;
- владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
коммуникативных компетенций:
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационных компетенций:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;
- самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
природоведческих и здоровьесберегающих компетенций:
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;
- иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в походах и на соревнованиях.
Знания, умения и навыки обучающихся конкретного туристско-краеведческого объединения определяются педагогом дополнительного образования (руководителем объединения)конкретно, исходя из многих факторов, характеризующих и определяющих степень «стартовой» подготовленности обучающихся, условий материально-технического обеспечения и т.д.и являются частью общеобразовательной программы объединения.