Стратегии собеседования (методические указания для исполнителей роли «работодателей»)
1. Собеседование-опрос.
Интервьюер проявляет постоянную активность, задает «закрытые вопросы», позволяет себе перебивать или обрывать собеседника намеренно, атмосфера собеседования официальная и крайне напряженная, все невербальное поведение интервьюера показывает превосходство над кандидатом. Цель – проверить кандидата на стрессоустойчивость
и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения.
2. Собеседование – «игра в прятки» или «ежик в тумане».
Характеризуется явным стремлением запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего не рассказать о своей компании, объясняя это сохранностью интересов фирмы от собеседника, намерения которого не ясны, а решение о его «допуске» в фирму еще не принято. Цель – заинтриговать кандидата, выявить стратегию его поведения
в ситуации неопределенности. Оптимально использование данного стиля в ситуации, когда кандидат явно не подходит или не нравится.
3. Собеседование-«песня».
После нескольких, чаще всего необязательных вопросов интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, планах, о должности, какие люди и как работают в фирме. Цель – привлечь кандидатов, не искушенных в поисках работы, заинтересовать кандидата и в то же время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями фирмы.
4. Собеседование-испытание.
После нескольких обязательных вопросов кандидату предлагается решить некую профессиональную или поведенческую задачу. Такой стиль собеседования позволяет достоверно проверить практические специальные навыки. Но есть опасность отсеять хороших и перспективных специалистов, которым не хватает специфических знаний или умений.
5. Собеседование-«партнерские переговоры».
Со стороны выглядит как диалог хороших знакомых, время для высказывания мнений распределено приблизительно одинаково. Преобладают вопросы «открытого» типа. Цель – получить о кандидате или компании как можно больше информации. Открытые вопросы часто звучат как продолжение к рассказу.
Руководство игрой, контроль за ее процессом
Ведущий выполняет в организации игры следующие функции:
– формирует состав участников;
– готовит и адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры, устанавливает ее регламент;
– объявляет условия и правила игры, консультирует участников;
– осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;
– следит за соблюдением в процессе игры этических норм;
– следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий;
– собирает после завершения игры рабочие документы и проверяет правильность их заполнения;
– оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.
Критерии оценки работы команд в деловой игре «Трудоустройство на работу»
1. Составление профессиограммы (характер труда, объем работы, описание требований, аргументация оплаты) – до 3 баллов.
2. Составление вопросов к претенденту на вакантную должность (сложность, конкретность, культура общения) – до 3 баллов.
3. Составление резюме, портфолио, визитки (соответствие структурных требований, содержание, профессиональная направленность) – до 9 баллов.
4. Принятие на работу – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
Раздаточный материал
Раздаточным материалом для игры являются методические рекомендации «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1], данное учебно-методическое пособие и буклет, показанный ниже на рисунке 1.
Содержание резюме
Рекомендации по разработке и оформлению резюме приведены
в главе 2 методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и в приложении 1 данного учебно-методического пособия.
Портфолио
Претендент на вакантную должность может предъявить папку-портфолио, куда вкладываются дипломы, грамоты, благодарности, авторские работы в тех или иных областях, которые близки для «соискателя».
Так как заранее «соискателю» не известны сами вакансии и набор фирм, в которых он будет проходить собеседование, то объем портфолио не ограничивается, напротив – чем больше разнообразных материалов, тем лучше, главное – сделать акцент на том, чтобы все материалы были оформлены качественно и аккуратно. Портфолио готовится заранее каждым участником игры с использованием главы 4 методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и данного учебно-методического пособия.
Рис. 1. Раздаточный материал для деловой игры
«Трудоутройство на работу»
Рис. 2. Профориентационный буклет для раздачи студентам
Визитки
Визитки могут быть выполнены как вручную, так и напечатаны, по желанию самого «соискателя».
Профессиограмма
К каждому типу профессий отнесены определенные профессии
и специальности с профессиограммами по каждой из них. Каждая профессиограмма включает следующие разделы:
· Презентация профессии;
· Тип и класс профессии;
· Содержание деятельности;
· Требования к знаниям и умениям специалиста;
· Требования к индивидуальным особенностям специалиста;
· Условия труда;
· Медицинские противопоказания;
· Базовое образование;
· Пути получения профессии;
· Области применения профессии;
· Перспективы карьерного роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование в учебном процессе для студентов всех специальностей данного учебно-методического пособия совместно с разработанными ранее методическими рекомендациями [1] позволяет значительно повысить качество обучения и подготовку к будущему трудоустройству студентов благодаря комплексному подходу к решению ряда актуальных проблем молодежи без дополнительных затрат и значительных изменений учебно-программной документации.
Это обеспечивается за счет использования этого пособия и методических рекомендаций [1] студентами начиная с первого курса при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с разработкой каждым из них резюме и индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе на основе продуктивного использования для этого потенциала университета и семьи с учетом мирового опыта.
Разработка двух вариантов резюме (в настоящее время и желательного к получению диплома) для трудоустройства на конкретные должности уже на первом курсе сразу заставит задуматься о будущем, а также поможет студентам своевременно определить, какие именно знания, практические навыки и умения будут особенно необходимы им при будущем трудоустройстве и работе и при изучении каких дисциплин их можно получить. Это должно повысить мотивацию студентов усерднее учиться, целенаправленно готовиться к получению «работы мечты» и достойной зарплаты, в том числе при изучении психолого-педагогических дисциплин. Причем лучше всего подготовиться
к перспективному трудоустройству заинтересованные студенты могут за счет квалифицированной помощи Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого с участием ведущих преподавателей.
Использование данного учебно-методического пособия при изучении других дисциплин позволяет сделать обучение всех студентов-очников ТГПУ им. Л. Н. Толстого более качественным и эффективно подготовит их к быстрому официальному трудоустройству и к работе с учетом потребностей рыночной экономики и мирового опыта, а также повысит привлекательность вуза для абитуриентов и их семей.
ЛИТЕРАТУРА
· Основная литература
1. Будникова, С. П. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: Метод. рекомендации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко, С. С. Радченко.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015.
2. Будникова, С. П. Метод комплексного улучшения профориентации, обучения и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе студентов и выпускников вуза / С. П. Будникова, С. А. Радченко, Н. В. Просперова // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: Материалы XLIII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016.– С. 67–71.
3. Бьорклунд, А. Как семья влияет на образование ребенка /
А. Бьорклунд, Х. Сальванес // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 1.– С. 35–43.
4. Вировцев, Ю. Успешный поиск работы / Ю. Вировцев.– СПб.: Питер, 2012.
5. Виштаков, О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов
и студентов / О. В. Виштаков // Социологические исследования.– 2002.– № 2.– С. 135–138.
6. Гамукин, В. В. Доходы вуза: диверсификация бюджетных рисков / В. В. Гамукин // Экономика образования. – 2013. – № 4. – С. 94–98.
7. Гвоздева, М. А. Неформальные нормы в системе российского образования / М. А. Гвоздева // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2012.– № 1.– С. 85–87.
8. Джонстоун, Б. Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки / Б. Джонстоун, П. Шрофф-Мета // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 4.– С. 64–78.
9. Джонстоун, Д. Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов / Д. Б. Джонстоун // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 1.–
С. 99–108.
10. Екимова, Н. А. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад / Н. А. Екимова // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2014.– № 1.– С. 33–47.
11. Ищук, Т. Л. Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в вузах /
Т. Л. Ищук // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2014.–
№ 1.– С. 20–23.
12. Казаков, А. М. Проведение профориентационной работы как способ повышения конкурентоспособности рабочих мест фармацевтов / А. М. Казаков, М. И. Казакова // Экономика и управление: Науч.-практ. журн.– 2015.– № 2 (124).– С. 58–62.
13. Колесников, А. К. Моделирование удовлетворенности потребителей образовательными услугами высшей школы / А. К. Колесников,
И. П. Лебедева // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.–
№ 2.– С. 108–115.
14. Краснобокая, И. А. Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования / И. А. Краснобокая // Изв. ТулГУ. Экон. и юрид. науки. Вып. 1: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2010.– Ч. 1.– С. 91–96.
15. Логвин, Н. В. Формирование российского рынка образовательных услуг: вызовы нового времени / Н. В. Логвин // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2012.– № 4.– С. 40–42.
16. Логинов, Д. А. Организация тьюторского сопровождения образовательного процесса / Д. А. Логинов // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 1.– С. 169–173.
17. Лукиенко, Л. В. Проблема трудоустройства выпускников и ее экономическое объяснение / Л. В. Лукиенко, С. А. Радченко // Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. «Педагогика».– 2016. – № 4.– С. 107–115.
18. Малиновская, О. В. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития бюджетного процесса в России / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева // Дайджест-Финансы: Информ.-аналит. журн.– 2011.– № 3.– С. 10–16.
19. Мурашев, А. В. Трансформация системы образования: реалии и перспективы / А. В. Мурашев // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2012.– № 4.– С. 87–90.
20. Панин, В. А. Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений / В. А. Панин, Л. Е. Басовский // Изв. ТулГУ. Экон. и юрид. науки. Вып. 3.: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – Ч. 1.– С. 12–19.
21. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9-е классы: Проект.– М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
22. Радченко, С. А. Инновационные возможности для целевого получения студентами навыков и опыта, способствующих их трудоустройству и адаптации на рынке труда / С. А. Радченко, Н. В. Просперова, С. С. Радченко // Содействие трудоустройству и адаптации
к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. с всерос. участием (13 окт. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТулГУ.– 2015.– С. 47–50.
23. Радченко, С. А. Метод помощи учителям и родителям
в улучшении обучения, профориентации, конкурентоспособности
и воспитания молодежи, защиты от рисков и проблем / С. А. Радченко, С. П. Будникова, Н. В. Просперова // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: Материалы XLIII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016.– С. 276–280.
24. Радченко, С. А. Инновации в технологическом образовании: новые возможности на основе использования потенциала инновационной фирмы вуза / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы II междунар. заочн. науч.-практ. конф. (г. Мозырь, 25–26 нояб. 2011 г.).– Мозырь: изд-во ОУ МГПУ им. И. П. Шамякина, 2012.– С. 213–217.
25. Радченко, С. А. Инновационная деятельность и внедрение ее результатов: лучший мировой опыт и возможности его применения вузами / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы V междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т.– Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010.– Доп. т.– С. 79–94.
26. Радченко, С. А. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения
и безопасности: Учеб. пособие для студентов всех специальностей /
С. А. Радченко, С. С. Радченко.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011.
27. Радченко, С. А. Инновационный метод совершенствования профессионально-методической подготовки учителей технологии, физики и естествознания / С. А. Радченко // Физико-математическое
и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы II междунар. науч.-метод. конф.: В 2 ч.– М.: МПГУ, Onebook.ru, 2016.– Ч. 2.– С. 271–277.
28. Радченко, С. А. Возможности совершенствования школьного технологического образования с учетом опыта ведущих стран /
С. А. Радченко // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы II междунар. науч.-метод. конф.: В 2 ч.– М.: МПГУ, Onebook.ru, 2016.– Ч. 2.– С. 277–282.
29. Радченко, С. А. Возможности совершенствования естественнонаучного образования с учетом лучшего мирового опыта /
С. А. Радченко, С. С. Радченко // Моделирование структур, строение вещества, нанотехнологии: Сб. материалов III междунар. науч. конф. (г. Тула, 18–21 апр. 2016 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. – С. 296–300.
30. Радченко, С. А. Метод комплексного решения проблем улучшения обучения молодежи и повышения квалификации преподавателей вузов и учителей школ / С. А. Радченко // Моделирование структур, строение вещества, нанотехнологии: Сб. материалов III междунар. науч. конф. (г. Тула, 18–21 апр. 2016 г.) – Тула: Изд-во ТГПУ им.
Л. Н. Толстого, 2016.– С. 301–303.
31. Радченко, С. А. Инновационный многоцелевой тренинг как способ улучшения обучения и трудоустройства студентов / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Обеспечение качества учебного процесса:
традиции и инновации: Материалы XLII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 8–10 апр. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015.– С. 213–217.
32. Радченко, С. А. Инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения, профориентации и аккредитационных показателей университета / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации: Материалы XLII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 8–10 апр. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015.– С. 217–220.
33. Радченко, С. А. Использование научно-исследовательской работы студентов для улучшения их конкурентоспособности, охраны труда, учебы и доходов / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012.– С. 157–164.
34. Радченко, С. А. Использование опыта инновационной деятельности ведущих зарубежных вузов – лучший способ комплексного решения задач и проблем вузов и технолого-экономического образования / С. А. Радченко // Сб. ст. Х междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого и 30-летию факультета технологий, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.– Ч. 1.– С. 75–81.
35. Радченко, С. А. Метод улучшения технико-технологической
и экономической подготовки молодежи без дополнительного финансирования / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. МПГУ (Москва, 19–21 марта 2014 г.).– М.: Изд-во МПГУ, 2014.– С. 202–206.
36. Радченко, С. А. Охрана труда в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие / С. А. Радченко, И. В. Лазарев, В. М. Заёнчик, М. С. Петрова, А. Н. Сергеев, С. С. Радченко.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012.
37. Радченко, С. А. Портативный многофункциональный комплекс для улучшения обучения по охране труда, безопасности жизнедеятельности, физике и технологии / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Техносферная безопасность: Сб. ст. заочной междунар. науч.-практ. конф.
(г. Воронеж, 26 нояб. 2013 г.).– Воронеж: Руна, 2013.– С. 273–281.
38. Радченко, С. А. Проблемы охраны труда и трудоустройства молодежи и инновационный малозатратный метод их решения /
С. А. Радченко, С. С. Радченко // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XVI междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 17–20 февр. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015.– С. 439–444.
39. Радченко, С. А. Разработка многофункционального комплекса для улучшения обучения по естественнонаучным дисциплинам, микроклимата и конкурентоспособности выпускников / С. А. Радченко,
С. С. Радченко // Многомасштабное моделирование структур, строение вещества, наноматериалы и нанотехнологии: Материалы II междунар. конф. (Тула, 11–14 нояб. 2013 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013.– С. 316–323.
40. Радченко, С. А. Создание научно-учебно-производственного комплекса и бизнес-инкубатора – лучший способ быстро повысить аккредитационные показатели и доходы университета / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Научная, научно-методическая деятельность администрации и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.– С. 131–138.
41. Радченко, С. А. Способ обучения по индивидуальным траекториям без дополнительных расходов для получения студентами навыков, опыта и стажа работы / С. А. Радченко, С. С. Радченко // Актуальные проблемы проектирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ: Материалы XLI учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов,
соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им.
Л. Н. Толстого, 2014.– С. 64–71.
42. Радченко, С. С. Инновационный метод малозатратного улучшения обучения молодежи / С. С. Радченко // Экономика и управление: Науч.-практ. журн.– 2015.– № 1.– С. 99–102.
43. Радченко, С. С. Инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания молодежи / С. С. Радченко // Современная экономика: проблемы и решения: Науч. журн.– 2014.– № 9.– С. 74–86.
44. Радченко, С. С. Инновационный «Центр карьеры» – возможность без затрат улучшить обучение, доход и трудоустройство студентов и аккредитационные показатели вуза / С. С. Радченко, С. А. Радченко // Обеспечение качества учебного процесса: традиции
и инновации: Материалы XLII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 8–10 апр. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015.– С. 220–224.
45. Радченко, С. С. Модульный комплекс для улучшения обучения и помощи молодежи в условиях рыночной экономики / С. С. Радченко // Изв. ТулГУ. Экон. и юрид. науки. Вып. 5: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – Ч. 1.– С. 256–265.
46. Радченко, С. С. Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве / С. С. Радченко // Изв. ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 4: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.– Ч. 1.–С. 75–84.
47. Радченко, С. С. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения / С. С. Радченко, С. А. Радченко // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XIV междун. науч.-практ. конф. (Тула, 12–15 февр. 2013 г.).– Тула, Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. – С. 384–390.
48. Рябов, Р. Г. Комплексный метод улучшения обучения по безопасности жизнедеятельности и подготовки молодежи к трудоустройству и карьере / Р. Г. Рябов, С. А. Радченко // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: Материалы XLIII учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.– Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016.– С. 315–319.
49. Радченко, С. А. Охрана труда: Учеб. пособие / С. А. Радченко, М. С. Петрова, А. Н. Сергеев и др. // Комплекс учебных и учебно-методических материалов кафедры технологии и сервиса ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Вып. 2; Под общ. ред. А. Н. Сергеева. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.
50. Радченко, С. А. Практикум по курсу «Охрана труда»: Учеб.-метод. пособие / С. А. Радченко, А. Н. Сергеев, М. С. Петрова, С. С. Радченко // Комплекс учебных и учебно-методических материалов кафедры технологии и сервиса ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Вып. 2.; Под общ. ред. А. Н. Сергеева. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.
51. Сабетова, Т. В. К вопросам оценки привлекательности рабочих мест / Т. В. Сабетова // Современная экономика: проблемы и решения: Науч. журн.– 2013.– № 12.– С. 170–176.
52. Сергеев, В. И. Игры в высшей школе / В. И. Сергеев // Экономика образования: Науч.-практ. журн.– 2012.– № 1.– С. 44–50.
53. Сизов, В. С. Инновации в образовании / В. С. Сизов // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 2.– С. 54–64.
54. Сизов, В. С. Проблема оценки эффективности деятельности вузов / В. С. Сизов, Е. Н. Сизова // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 2.– С. 91–96.
55. Смолин, О. Н. Интеллектуальная катастрофа в России: причины и пути выхода / О. Н. Смолин // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2013.– № 3.– С. 19–27.
56. Тимченко, К. Д. Теоретические аспекты адаптации выпускников к рынку труда / К. Д. Тимченко, Я. О. Сударчикова // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. со всерос. участием (г. Тула, 13 окт. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.– С. 68–69.
57. Филиппова, Д. Г. Механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / Д. Г. Филиппова // Современная экономика: проблемы и решения: Науч. журн.– 2010.– № 10.– С. 26–39.
58. Фролова, А. В. Проблемы трудоустройства выпускников вузов / А. В. Фролова, М. Р. Хакимова // Содействие трудоустройству
и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. со всерос. участием (г. Тула, 13 окт. 2015 г.).– Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.– С. 75–77.
59. Чернышева, Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения / Н. И. Чернышева // Наука и экономика: Науч.-практ. журн.– 2011.– № 1–5.– С. 62–63.
60. Щепакин, К. М. Интегрированные научно-образовательные структуры в условиях инновационного развития регионов / К. М. Щепакин, Е. С. Щербакова // Изв. ТулГУ. Эконом. и юрид. науки. Вып. 3: В 2 ч.– Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.– Ч. 1.– С. 144–148.
61. Щукин, О. С. Самооценка деятельности образовательного учреждения высшей школы / О. С. Щукин, Е. Е. Чупандина, Н. В. Катасонова // Современная экономика: проблемы и решения: Науч. журн.– 2010.– № 10.– С. 157–167.
62. Юданов, А. Ю. Вузы: как выживать, несмотря на кризис / А. Ю. Юданов // Экономика образования: Науч.-практ. журн.– 2012.– № 1.– С. 41–44.
63. Юшер, А. Основные тенденции в развитии высшего образования в европейском регионе. Экономика образования: невыполненные обещания / А. Юшер // Экономика образования: Науч-практ. журн.– 2009.– № 6.– С. 108–120.
· Законодательные материалы
64. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: [Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г., действующая редакция от 06.04.2015] // Консультант Плюс.
65. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: [Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г., действующая редакция от 02.05.2015] // Консультант Плюс.
66. О внесении изменений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2013 г. № 162-ФЗ // РГ.– 2013.– № 6121.
67. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Консультант Плюс.
68. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 60-ФЗ. // Консультант Плюс.
69. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ // Консультант Плюс.
70. Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162 // Консультант Плюс.
71. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) (в ред. от 30.12.2001 г.) № 197-ФЗ // РГ.– 2001.– № 256; СЗ РФ.– 2002.– № 1.
72. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.– 2014.– № 19; РГ.– 2014 г.– № 101.
· Электронные ресурсы
73. www.Career.ru.
74. www.hh.ru.
75. www.Job.ru.
76. www.Rabota.ru/Работа.РФ.
77. www.Superjob.ru.
78. www.Работа@mail.ru.
Учебное издание