Практические занятия по курсу «безопасность жизнедеятельности»
ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКОВ
ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И РАБОТЕ
6.1. Важность практических занятий
для повышения качества обучения,
безопасности и трудоустройства
Выполнение заданий инновационных практических занятий «Изучение проблем обеспечения безопасности при обучении, трудоустройстве и работе» и «Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе» является обязательным для всех студентов, изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности». Это очень важно для целевого получения важных знаний, практических навыков, опыта и привлекательных для работодателей
резюме и портфолио с использованием: 1) опыта знаменитых Кембриджского и Лидского университетов Великобритании; 2) разработанного в ТГПУ им. Л. Н. Толстого организационно-экономического метода повышения качества обучения и безопасности молодежи; 3) поддержки семьи.
Поэтому студенты, изучающие курс «Безопасность жизнедеятельности», должны при выполнении заданий этих практических занятий за счет использования методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и этого учебно-методического пособия:
1) познакомиться с возможными проблемами и рисками при трудоустройстве и со способами их предотвращения, с требованиями работодателей к соискателям привлекательных вакансий;
2) скопировать из приложения 3 и заполнить инновационную учебно-тренировочную анкету, которая позволяет оперативно обеспечить самооценку реальности планов студента на будущее при рыночной экономике, чтобы обоснованно выбрать соответствующие его интересам и способностям должности и необходимые для их получения знания, практические навыки и умения, которые надо иметь
к окончанию вуза и показать в резюме и на собеседованиях при трудоустройстве;
3) получить первый опыт разработки резюме и его корректирования, используя советы в главе 2 методических рекомендаций [1] и образцы резюме в приложении 1 этого учебно-методического пособия;
4) разработать свою индивидуальную целевую программу улучшения обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4) с учетом своих планов.
Для любого студента будет гораздо полезнее, если при выполнении заданий этих практических занятий он будет советоваться со своими членами семьи, по следующим причинам.
Во-первых, как показали исследования, подавляющее большинство студентов недостаточно ясно осознают свои способности и интересы, следовательно, и не могут четко определить без посторонней помощи, какие именно виды деятельности наиболее соответствуют их планам на будущее, а также запросам по зарплате, и насколько они реальны на самом деле в условиях рыночной экономики.
Во-вторых, у современного ребенка больше прав, чем у взрослого сто лет назад, но уменьшается степень ответственности (то есть происходит эмансипация в правах, но одновременно отказ от обязанностей).
В научных статьях С. В. Пазухиной и С. П. Будниковой показано, что психологи отмечают снижение выраженности волевого компонента в структуре личности у современных студентов. Они не стремятся строить долгосрочные планы, сформированные горизонтальными социальными связями и сетями, и жаждут признания, но не желают «напрягаться», почти не ставят профессиональные цели, имеют меньший уровень ответственности и сохраняют ряд черт подросткового возраста. Как подчеркивают Нейл Хоув и Вильям Штраус, это главные особенности поколения «Y», то есть молодежи
1984–2004 годов рождения. Из-за этого они сложно входят в серьезную учебу и профессиональную деятельность, и это первое цифровое поколение, которое часть своих функций передает машинам.
А следующее цифровое поколение «Z» (после 2005 года рождения) уже не знает, как можно жить без виртуального мира. Для них образование и знания перестали быть самостоятельной ценностью, гораздо важнее быстро получить доступ к нужной информации, а не хранить и воспроизводить ее. Поэтому традиционное образование нивелируется, и человек не стремится строить стратегические профессиональные планы, целенаправленно и последовательно формируя свои компетенции. Он не знает, для чего и какие качества ему понадобятся в профессии.
С указанными психологическими особенностями нам приходится считаться. Не привыкшие прилагать усилий к достижению целей,
и профессиональных целей молодые люди почти не ставят. Они дезориентированы во временном пространстве и не желают думать о будущем, даже страшатся его, надеются максимально долго продлить беззаботный период жизни. Зона комфорта, гипергедония во многом определяет границы их существования.
Для экономики страны этот вектор развития молодежи становится системной проблемой, проблемой становления и их профессиональной субъективности. Для формирования профессиональных качеств студента уже недостаточно снабдить необходимыми знаниями в вузе, его приходится воспитывать, формировать качества личности, которые не были сформированы раньше в сенситивном периоде. Это требует гораздо больших затрат и идет с меньшей эффективностью. Поэтому
к решению проблемы надо привлекать родителей.
В-третьих, анкетирование первокурсников показало незрелость их отношения к своему профессиональному будущему и непонимание способностей, которые должны раскрыться в дальнейшей работе, безвольное отношение к вопросам построения карьеры и жизни в целом.
В-четвертых, анкетирование студентов III курса показало [26]:
– многие весьма абстрактно представляют их должностные обязанности на работе, какие знания и практические навыки им нужны, не видят тесной взаимосвязи их специальностей с будущим трудоустройством, не понимают причин проблем и рисков при поиске работы;
– родители редко контролируют их учебу и/или помогают им;
– подавляющее большинство студентов хотели бы получать важные для лучшего трудоустройства знания, практические навыки и опыт, но не хотят тратить для этого свое свободное время;
– родители хотят помочь детям, но не знают, как это сделать.
В-пятых, анкеты выпускников показали, что не все понимают их трудовые перспективы, почти 30 % сомневаются в своих профессиональных качествах, лишь 20,5 % работают, а у 64 % нет никакого опыта работы.
Требуя большей ответственности от студентов, необходимо расширять возможности раннего трудоустройства по специальности, привлекать и поощрять участие в волонтерском движении. Все, что выводит из зоны комфорта, дает опыт созидательной, социально полезной трудовой деятельности, способствует формированию личных профессионально значимых качеств. Эта совокупность мер будет способствовать формированию волевого компонента личности, более зрелого отношения к трудовой деятельности, получению практических навыков.
В-шестых, стремясь заработать любыми способами и не советуясь при этом с родителями, молодые люди часто становятся жертвами мошенников, использующих многочисленные изощренные способы обмана соискателей при трудоустройстве, некоторые из которых описаны нами в методических рекомендациях для студентов всех специальностей «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1]. А рассчитываться за все приходится их семьям, так как студенты сами еще не зарабатывают.
Поэтому выполнение заданий этих двух практических занятий позволит уменьшить риски и опасности при трудоустройстве и работе.
6.2. Методические рекомендации
для преподавателей и студентов по проведению двух инновационных практических занятий
Правильное проведение двух инновационных практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» («Изучение проблем обеспечения безопасности при обучении, трудоустройстве и работе»
и «Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе»), описанных в приложении 2, с обязательным изучением каждым студентом методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и данного учебно-методического пособия имеет важное значение для усиления мотивации студентов целенаправленно учиться, раньше и более обоснованно выбрать будущие сферы их деятельности и должности и лучше подготовиться к успешному трудоустройству, работе и карьере.
Все задания каждого из этих двух практических занятий должны выполняться студентами в два этапа:
– первый этап (в аудитории) – ознакомление с текстом практического занятия (приложение 2), методическими рекомендациями [1]
и этим учебно-методическим пособием и получение заданий для самостоятельной работы, которые желательно выполнять, советуясь с семьей (так как родители лучше разбираются в жизни и помогут советами);
– второй этап (самостоятельная работа дома) – изучение текста практического занятия (приложение 2), методических рекомендаций [1] и этого учебно-методического пособия, выполнение всех заданий.
При изучении методических рекомендаций [1] и этого учебно-методического пособия студенты должны убедиться в том, что получить официальную должность с интересной работой и достойной зарплатой очень трудно, если заранее не готовиться к этому специально.
Поэтому при самостоятельной работе надо скопировать электронный вариант учебно-тренировочной анкеты (приложение 3).
При заполнении анкеты необходимо выбрать желательную сферу деятельности из двух возможных вариантов: 1 – внебюджетная сфера, где работодатели могут платить зарплату только за счет прибыли, получаемой от продажи любых товаров и услуг, поэтому от соискателей большинства должностей обычно требуют наличия опыта успешных продаж и готовности быстро «отрабатывать» свою зарплату; 2 – бюджетная сфера, финансируемая в основном за счет собираемых налогов, где на большинстве должностей умение продавать что-то не требуется.
В связи с этим студенты, желающие работать во внебюджетной сфере, должны при заполнении всех разделов анкеты отвечать на вопросы, касающиеся их реальных возможностей обеспечить большие объемы продаж, «отработать» свою зарплату и приносить прибыль работодателю. А все студенты, решившие работать в бюджетной сфере, могут на такие вопросы не отвечать, так как это от них не потребуют.
Второй этап заполнения анкеты – выбор желательных должностей, соответствующих интересам, способностям, желаниям и финансовым запросам молодых людей, с использованием указанных в данном учебно-методическом пособии сайтов и других источников информации.
Третий этап заполнения анкеты – самооценка студентами готовности к получению таких должностей и конкурентоспособности по сравнению с другими, выбор нужных для успешного трудоустройства знаний, навыков и опыта и способа их получения к окончанию вуза.
После заполнения анкеты студенты должны изучить правила подготовки резюме и разработать 2 его варианта (в настоящее время
и желательного к окончанию вуза), используя методические рекомендации [1] (глава 2) и образцы резюме для бюджетной и внебюджетной сферы, показанные в приложении 1 учебно-методического пособия (А – типичные варианты резюме выпускников очной формы обучения; Б – примеры привлекательных для работодателей резюме).
Заключительный этап самостоятельной работы студентов – разработка (совместно с родителями) индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2, 4).
.