Как наличие опыта работы повышает шансы при трудоустройстве на престижную должность

Большинство современной молодежи хочет сразу получать высокую зарплату. Как показало проведенное анкетирование студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, зарплатные запросы очень многих из них высоки и не соответствуют реальной ситуации на рынке труда. Поэтому ниже описано, от чего зависит предлагаемая им работодателями зарплата и как они могут ее повысить, используя потенциал вуза и семьи.

Известно, что для трудоустройства во внебюджетной сфере экономики с максимально возможной зарплатой необходимо не только иметь опыт и стаж, но и похожую работу в период трудоустройства, что необходимо отразить в резюме. Иначе велика вероятность попасть на неприятное стрессовое собеседование и получить минимальную зарплату, так как максимальную предлагают имеющим работу. На портале www.hh.ru [71] в комментариях к статье «Описание проблем на собеседованиях» многие специалисты разного возраста
и профессий описывают мучения при трудоустройстве, которые можно объяснить так: все они к моменту поиска новой работы имели стаж и опыт работы на аналогичных должностях, но уже уволились по разным причинам.

Дело в том, что обычно наниматели при рассмотрении резюме
и на собеседованиях проявляют боль­ший интерес к соискателям, продол­жающим трудиться на аналогичных должнос­тях в других фирмах. На­пример, на заключительных собеседованиях с такими соискателями обязательно обсуждают условия их перехода на дан­ную должность
и часто договариваются с ними о максимально воз­можном уровне зар­платы. То есть для привлечения та­ких специалистов:

1) часто предлагают максимально возмож­ный на данной должно­сти уро­вень зарплаты и мотивации (оклад + премии (бонусы), условия для которых бывают разными, + компенса­ции, в том числе за бензин
и амортизацию личного автомобиля, + соцпакет + бесплатная мобильная связь + добровольное медицинское страхо­вание и т. д.);

2) если даже эта зарплата не устраивает заин­тересовавших фирму

соискателей, то им часто предлагают еще более вы­со­кую по срав­не­нию с уже работающими на таких же должностях со­труд­никами.

Результаты исследований портала www.hh.ru [74] показали, что часто зарплату таким специалистам повышают до двух раз по сравнению с другими сотрудниками, выполняющими такие же обязанности.

Наоборот, отсутствие работы у соискателя к моменту собеседования (если он уволился с предыдущего места работы даже по собственному желанию, особенно давно, а тем более еще не работал после окончания вуза на аналогичных должностях) не только весьма уменьшает его шансы на трудоустройство, но и приводит к тому, что ему, как правило, предлагают минимальную зарплату.

Поэтому наличие у любого выпускника при трудоустройстве
в бюджетной и, особенно, во внебюджетной сфере оригинального резю­ме, демонстрирующего важные навыки и опыт (варианты «Б» в приложении 1), может помочь ему привлечь к себе внимание работодателей и полу­чить привлекательную работу с высокой зарплатой.

В противном случае выпускник может узнать после трудоустройства, что коллеги, вы­полняющие такие же обязанности, получают больше. Чтобы избежать этого, очень важно сразу показать в резюме и на всех собеседованиях наличие знаний, практических навыков и опыта, которые должны заинтересовать участников собеседований и привлечь их внимание (например, как в двух резюме «Б» приложения 1), так как:

1) обычно фирмы долго не повышают зарплату, установленную при приеме на работу (кроме случаев одновременного повышения зарплаты всем или увеличения должностных обязанностей);

2) рабо­тодатели ориентируются на уровень зарплаты со­ис­кателя на предыдущей работе, и при следующем трудоустройстве надо приложить много усилий, чтобы его зарплата вновь не оказалась ниже, чем у коллег [1].

Поэтому некоторые находят лишь малооплачиваемые и неинтересные должности, не соответствующие их мечтам, а иногда – и специальности, причем их шансы исправить ситуацию небольшие. Это особенно прискорбно потому, что люди проводят на работе основную часть времени своей сознатель­ной жизни, и неинтересная работа с невысокой оплатой существенно понижает ее качество.

Будущих педа­гогичес­ких и научных работников также необходимо учить методам повышения своего благосостояния, так как образование и науку во всем мире финансируют недостаточно (по остаточному принципу). Это особенно важно и в связи с тем, что во всем мире педагогических и научных работников можно разделить на две группы: умеющих результативно использовать свой потенциал и законно получающих высокий доход; практикующих лишь традиционные методы работы и получающих в итоге только оклад.

Поэтому будущим выпускникам для получения привлекательных должностей сразу после вуза желательно иметь резюме и портфолио, которые покажут работодателям наличие у них ряда важных знаний, практических навыков, умений и опыта (например, как в двух резюме «Б» в приложении 1), готовность к успешному труду и собственную ценность для работодателя и коллег. Но практика показала [1–2, 22–35, 38, 41–43], что большинство студентов очной формы обучения получают такие привлекательные резюме и портфолио, лишь правильно используя возможности описанного в пунктах 3.2.1 и 5.3.2 многоцелевого тренинга.

Глава 5

ПОЛУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ТРУДОУСТРОЙСТВА И КАРЬЕРЫ

5.1. Основные этапы и возможные варианты
получения студентами важных практических
навыков и опыта

Получение студентами важных знаний, практических навыков, умений и опыта для улучшения безопасности жизнедеятельности, будущего трудоустройства, карьеры и доходов обеспечивается за счет того, что первый этап этой деятельности является обязательным для всех студентов и реализуется в рамках учебного процесса при выполнении заданий практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» («Изучение проблем обеспечения безопасности в период обучения, трудоустройства и будущей работы» и «Разработка индивидуальной целевой программы улучшения обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе и карьеры»), а способы их получения на следующих этапах обучения каждый студент и его семья выбирают сами. И этот выбор существенно повлияет на его трудоустройство, будущую зарплату и карьеру.

Первый обязательный этап

Во-первых, каждому студенту надо разра­ботать 2 варианта резюме – в настоящее время и желательного к получению диплома, используя главу 2 в методических рекомендациях С. П. Будниковой и других [1], образцы резюме в приложении 1 и приложение 2.

До разработки резюме надо выбрать будущую сферу деятельности и желательную должность после вуза, чтобы прицельно использовать дальнейшую учебу для получения нужных для трудоустройства знаний, практических навыков, умений и компетенций. В их обоснованном выборе и в самооценке своей конкурентоспособности студентам поможет заполнение инновационной учебно-тренировочной анкеты (приложение 3).

Во-вторых, каждому студенту надо решить, как и за счет чего он может до окончания вуза повысить привлекательность резюме для работодателей, то есть получить и указать в резюме знания, практичес­кие навыки и опыт, которые сразу заинтересуют работодателей и покажут им его готовность к успешной работе на выбранной должности.

В-третьих, каждому студенту необходимо сразу выбрать с учетом своих интересов, способностей, желаний и финансовых запросов:

– будущую сферу деятельности и желательные должности;

– какие именно знания, практические навыки, умения и опыт надо иметь к окончанию вуза для трудоустройства на таких должностях, так как для бюджетной сферы, в том числе для системы образования,
и для внебюджетной сферы экономики требования работодателей
к соискателям в корне отличаются. Ведь во внебюджетной сфере
в первую очередь проверяют готовность быстро «отрабатывать» свою зарплату и приносить работодателям максимальную прибыль за счет продаж любых товаров и услуг, поэтому особое внимание обращают на наличие у соискателей успешного опыта прямых продаж и работы
с покупателями, заключения и сопровождения договоров, собственных клиентских баз и т. д., а на большинстве должностей в бюджетной сфере этого не требуется.

При заполнении инновационной учебно-тренировочной анкеты (приложение 3), разработке двух вариантов резюме (в настоящее время и после вуза) и индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложения 2 и 4) студентам станет более понятно:

– чему надо прежде всего научиться до получения дип­лома, чтобы реально повысить свои шансы получить выбранные должности;

– как они могут приобрести во время учебы знания, навыки и опыт, необходимые для улучшения их трудоустройства, карьеры и жизни;

– как можно максимально подготовиться к будущему трудоустройству на привлекательные должности с самой достойной зарплатой, скорее и легче стать авторитетным специалистом.

Такой своевременный обоснованный выбор студентами индивидуальных траекторий их дальнейшего обучения особенно важен, так как:

– от того, чему и как учат в вузах и школах, зависит буквально все – экономика, здоровье людей и выживание нации в целом [47];

– предложения рабочих мест на рынке труда, а значит, и требования работодателей к соискателям часто не совпадают с желаниями людей получить ту или иную профессию и попасть в определенный сегмент рынка труда, поэтому сфера образования может выпускать специалистов, не востребованных рынком труда или в избыточном количестве [48, 57];

– на начальном этапе обучения студенты не соотно­сят его результаты с потребностями рынка труда и перспективами будущей работы [13];

– многие выпускники очной формы обучения не имеют нужных для получения хороших должностей знаний, навыков и опыта работы;

– проблема «вхождения» выпускников вузов на рынок труда –
во многом результат того, что их представления о перспективах трудоустройства и будущей работе не совпадают с реальной обстановкой
и они не могут адекватно оценить рынок труда и их место на нем [55];

– работодатели требуют от соискателей для оценки их готовности к работе копии не только ди­пломов, но и приложений к ним, где указаны изученные предметы, темы курсовых работ и проектов и оценки.

Обязательные правила при изучении некоторых дисциплин

1. Изучая курс «Безопасность жизнедеятельности», студенты на
2 практических занятиях («Изучение проблем обеспечения безопасности в период обучения, трудоустройства и будущей работы» и «Разработка индивидуальной целевой программы улучшения обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе») должны подготовить к сдаче, руководствуясь методическими рекомендациями «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1], этим учебно-методическим пособием и советами семьи, следующие 4 документа:

– инновационную учебно-тренировочную анкету, которую надо скопировать из приложения 3 и заполнить;

– резюме студента в настоящее время(используя главу 2 в [1], образцы резюме в приложении 1 и приложение 2);

– вариант резюме, желательного к окончанию вуза(используя главу 2 в [1], образцы резюме в приложении 1 и приложение 2);

– проект индивидуальной целевой программы улучшения обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (скопировав образец из приложения 4 и дорабатывая его исходя из своих интересов, планов и способностей с учетом рекомендаций в приложении 2).

Каждый из этих документов студентам надо хранить, использовать и регулярно корректировать до окончания вуза, что сделает их учебу более целенаправленной, эффективной, полезной для будущего.

2. Изучая курс «Психология» и другие психолого-педагоги­ческие дисциплины, юноши и девушки выполняют самостоятельную работу для целевого повышения конкурентоспособности.

3. Студенты выполняют задания практических занятий, в том числе по самостоятельной работе, по профориентационной тематике по другим курсам (в соответствии с их рабочими программами), в том числе при изучении курсов по выбору.

4. Будущие учителя используют педагогические и другие учебные практики для получения навыков и опыта общения со школьниками и их родителями по тематике профориентации и подготовки молодежи к лучшему будущему.

Второй этап

При заполнении учебно-тренировочной анкеты (приложение 3), разработке резюме и индивиду­альной целевой программы (приложения 2, 4) каждый студент должен выбрать:

– какие знания, практические навыки, умения и опыт необходимы для получения привлекательных для него должностей;

– способ их получения во время дальнейшего обучения в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Результаты опроса, проведенного в мае 2016 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и опубликованного на его сайте, показали необходимость улучшить обучение студентов:

«Больше половины опрошенных россиян (56 %) оценивают качество подготовки в российских вузах как среднее, примерно так же его оценивают работодатели (55 %), а среди молодых специалистов так думает только треть (36 %). По мнению 22 % граждан, уровень подготовки выпускников в отечественных университетах и институтах высокий. Такую точку зрения разделяют большинство молодых специалистов (58 %) и только каждый десятый работодатель (13 %). В низком уровне подготовки профессиональных кадров уверены 16 % россиян, четверть работодателей (28 %) и только 5 % вчерашних выпускников».

По результатам этого опроса недостаток практических навыков
у выпускников российских вузов признает и большая часть молодых специалистов (56 %), и абсолютное большинство работодателей (91 %).

Каждый второй работодатель (53 %) убежден в недостатке теоретических знаний выпускников вузов, однако только четверть молодых специалистов (25 %) ощущает нехватку теоретической подготовки.

Большинство граждан России (65 %) поддерживает идею лишать вузы государственной аккредитации за неэффективную работу. Эта цифра еще выше и среди работодателей (80 %), и среди молодых специалистов (74 %). Только каждый пятый россиянин (21 %) не одобряет такую меру, а в двух других аудиториях ее не поддерживает лишь каждый десятый (13 % среди специалистов и 10 % среди работодателей).

Качество обучения выпускников и полученные ими знания, практические навыки, умения и компетенции оказывают важнейшее влияние на их дальнейшее трудоустройство, работу и получаемую ими зарплату.

Как показало исследование Высшей школы экономики «Влияние трудовых ценностей на субъективное благополучие российских работников», результаты которого опубликовала в 2016 году газета «Коммерсантъ», материальная мотивация является основным стимулом к работе в России. Ориентация на зарплату преобладает у 63 % работников, а интерес непосредственно к содержанию работы – только у 7 %.

Планов увеличения зарплат у компаний в большинстве случаев нет. По мнению Натальи Даниной, руководителя проекта HeadHunter «Банк данных заработных плат»: 1) в таких условиях «компаниям приходится, с одной стороны, повышать эффективность их работы за счет введения систем измерения ключевых показателей эффективности, а с другой – проводить индексацию зарплаты только тем, кто продемонстрировал самые результаты»; 2) пока можно ждать усиления таких тенденций.

В компании SuperJob также подтвердили, что: 1) основные усилия работодателей нацелены на привлечение продуктивных сотрудников,
а также мотивацию и удержание уникальных талантливых кадров; 2) работодатели «будут повышать зарплаты и мотивировать сотрудников ключевых позиций, непосредственно влияющих на прибыль компании».

Наши рекомендации