Проблемы и новые возможности повышения качества обучения молодежи
1.1. Необходимость повышения качества
обучения
Повышение качества обучения студентов за счет обеспечения целенаправленного получения ими комплекса необходимых для трудоустройства и работы знаний, практических навыков и умений, опыта
и стажа работы особенно важно в условиях рыночной экономики, так как [1–63]:
– Министерство образования и науки Российской Федерации сделало итоги трудоустройства выпускников вузов в первый год после выпуска показателем эффективности работы вузов и поставило перед педагогическими вузами задачу улучшить их практическую подготовку без увеличения времени их обучения;
– часто выпускникам без опыта и стажа работы трудно найти хорошую официальную работу, особенно во внебюджетной сфере экономики;
– многие работодатели требуют от соискателей копии не только дипломов, но и приложений к ним (где указаны все предметы, темы курсовых и дипломных работ и баллы) для оценки их готовности
к работе;
– часть выпускников очной формы обучения не имеет нужных работодателям практических навыков, опыта и стажа работы в выбранном направлении, а поэтому менее конкурентоспособна при трудоустройстве;
– многие студенты-очники, которые работают во время учебы, особенно не по своим будущим специальностям, лишь зарабатывают деньги без получения важных для будущего знаний, практических навыков, опыта и пропускают многие занятия, а поэтому и хуже учатся;
– лишь традиционными методами обучения студентов трудно обеспечить получение ими всех нужных работодателям практических навыков и умений;
– низкую мотивацию части студентов лучше учиться, пропуски занятий и другие проблемы вузов можно объяснить тем, что они не знают, какие знания и навыки будут нужны им для успешного трудоустройства;
– на сайте ТГПУ им. Л. Н. Толстого в разделе «Выпускнику
и работодателю» сказано: «На практике многие к интервью готовятся лишь частично или вообще не заботятся о подготовке (кроме внешнего вида), надеясь на себя, а, скорее, на традиционный “авось”. И получают вполне закономерный результат – отказ. А ведь все могло бы быть иначе».
Таким образом, при рыночной экономике возникла и требует скорейшего устранения следующая парадоксальная ситуация: многим выпускникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя многим компаниям и фирмам ряда отраслей постоянно требуются опытные специалисты, имеющие стаж успешной работы.
По утверждению О. В. Виштакова [5], восприятие обучаемым знаний зависит не только от качества материала, уровня подготовки учителей школ, профессорско-преподавательских кадров вузов и от развития технологий, но и от его личной мотивации на обучение,
а также способностей к восприятию материала. Так, успехи учебной деятельности студентов примерно на 70 % обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30 % [5]. Поэтому один из действенных способов повышения качества обучения студентов – усиление их мотивации учиться и создание необходимых для этого условий как можно раньше.
Анкетирование студентов III курса [1–2, 12, 47] показало следующее.
1. Многие заполнившие анкеты студенты даже на III курсе:
– весьма абстрактно представляют свои должностные обязанности на будущей работе и какие знания и практические навыки будут им особенно нужны для получения привлекательных должностей и зарплат;
– плохо представляют требования работодателей к соискателям
во внебюджетной сфере, не знают о разных видах собеседований и тестирований при поиске работы и как к ним необходимо готовиться;
– не могут без помощи семей повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве, даже если хотят, а многие и не стремятся
к этому, так как мало знают о реалиях рыночной экономики и типичных рисках при поиске хорошей работы.
2. Некоторые студенты рассказывают о своем неудачном опыте поисков работы, включая и случаи их обмана.
3. Самый малозатратный и доступный способ быстрого повышения качества обучения и трудоустройства молодежи – это обеспечение максимально раннего конкретного выбора будущих сфер деятельности и привлекательных должностей в целях:
– повышения мотивации выбрать и углубленно изучать прежде всего наиболее нужные им в будущем предметы и получить в результате этого важные для успеха практические навыки и умения;
– создания условий для разработки и использования индивидуальных траекторий обучения студентов с участием ведущих преподавателей университета.
4. Привлечение родителей к своевременной целенаправленной профессиональной ориентации детей с учетом их интересов, способностей и желаний – это самый эффективный и малозатратный метод повышения качества обучения, воспитания и помощи молодежи для ее защиты от возможных в будущем проблем и рисков, если правильно обеспечить сотрудничество семьи, школы и вуза. Ведь даже сами студенты указывают: «… На сегодняшнем сложном и подчас запутанном рынке труда без помощи старших, без участия учебного заведения самим молодым специалистам разобраться очень трудно».
Сейчас одной из главных проблем при устройстве на работу выпускника вуза является отсутствие опыта, который ему негде получить. Многими руководителями отмечено, что бывшие студенты получили достаточно глубокую теоретическую базу, но не могут ее применить на практике. Данная проблема является общей и не относится к какой-то конкретной специальности или вузу. Но кроме профессиональных знаний огромную роль играют индивидуальные качества. Студент должен уметь себя презентовать, грамотно составить резюме и занимать активную позицию на рынке труда, что существенно влияет на результаты собеседований.
Студенты также пишут: «В настоящее время одна из основных проблем при трудоустройстве после вуза – это отсутствие опыта работы. Но наработать этот опыт не всегда представляется возможным, так как студентам после окончания вуза предлагают только низкооплачиваемые вакансии продавца-консультанта, уборщицы».
Опрос показал что более 50 % руководителей считают уровень подготовки студентов различных российских вузов приблизительно одинаковым, а отсутствие у них практики и опыта – главным недостатком [59].
Поэтому важно, чтобы при обучении студенты видели перспективу их профессионального будущего, овладели навыками проектирования траектории карьерного роста.
Актуальность описанных проблем подтверждается тем, что по результатам анкетирования выпускников не все понимают свои трудовые перспективы, почти 30 % сомневаются в своих профессиональных качествах, лишь 20,5 % работают, а 64 % не имеют никакого опыта работы [1].
1.2. Индивидуализация как способ
повышения качества обучения
В последнее время вузам и школам предлагают обеспечить индивидуализацию обучения молодежи различными методами, чтобы за счет этого улучшить его качество [3, 5, 11, 20, 49, 53], например:
– изменять организацию образовательного процесса для использования новых технологий обучения: проектно-исследовательской деятельности, модульного обучения, индивидуальных учебных планов [53];
– расширять возможности индивидуализации образовательных программ (распределение учащихся в группах по типу восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики, интраверты, экстраверты) [53];
– обеспечивать индивидуализацию образования, создавая условия для поддержки и развития талантов у студентов [11, 53];
– усилить личную мотивацию на обучение [5] и самостоятельную познавательную деятельность учащихся [53];
– обязательно непрерывно вести портфолио школьника, которое должно преобразоваться перерастать в портфолио студента, а затем – специалиста [51];
– использовать родителей как основную действующую силу, способную объединить свои ресурсы и вкладывать их в то, чтобы ребенок
в будущем мог себя обеспечивать за счет полученного образования [3];
– формировать и развивать тьюторскую компетенцию педагога, которая позволяет иначе вести образовательную деятельность обучающихся и образовательный процесс в целях его индивидуализации [16];
– теоретики и практики в сфере образования пишут о построении системы тьюторского сопровождения образовательного процесса, а требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования говорят об «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов» [16].
Но пока эти методы мало применяют даже по отдельности, так как:
– финансирования на эти цели школы и вузы не получают;
– учителя и преподаватели не умеют этого и не имеют мотивации;
– родители не знают, как они могут реально помочь своим детям;
– пока нет системы быстрого оказания квалифицированной практической помощи семьям, заинтересованным повысить качество обучения детей.
Многие ученые показали [6–9, 13, 15–20, 52, 55, 57, 60–63], что за последние годы в большинстве стран, включая и Россию, произошли значительные изменения, в результате которых:
– существенно снижаются финансовые возможности большинства вузов многих стран для обновления материально-технической базы;
– меняются методы финансирования высшего образования,
поэтому затраты правительств и налогоплательщиков на обучение теперь возлагаются на студентов и их семьи;
– возможности широких слоев населения платить за обучение
детей во всем мире весьма ограничены, поэтому большинству вузов денег хватает лишь на неотложные нужды по обеспечению учебного процесса и зарплату преподавателям, а на закупках нового оборудования они экономят.
Как показал анализ, еще сложнее в условиях бюджетного дефицита обеспечить в регионах оснащение всех школ, особенно малокомплектных, разнообразным современным оборудованием по предметам.
Поэтому при рыночной экономике наиболее перспективны для массового применения в вузах и школах способы повышения качества обучения молодежи и ее подготовки к трудоустройству, основанные на индивидуализации обучения и более эффективном использовании потенциала семей и сотрудничества с ними, которые позволяют использовать имеющиеся возможности и технические средства за счет новых для России форм целенаправленного сотрудничества школ, вузов и семей с учетом лучшего мирового опыта подготовки молодежи к успеху на основе:
1) ранней профориентации молодежи;
2) опыта знаменитых Кембриджского и Лидского университетов Великобритании по массовой индивидуализации обучения их студентов.