Чем работодатели привлекают кандидатов?
В последнее время вновь в разговорах о состоянии отечественного рынка труда зазвучали слова «кризис» и «непростое время». Однако жизнь продолжается: соискатели как размещали свои резюме на работных сайтах, так и продолжают размещать. Да и со стороны работодателей не наблюдается какого-либо подозрительного затишья: к примеру, на портале Работа@mail.ru [32], как и год назад, размещено более 300 000 вакансий. Однако теперь работодатели в борьбе за персонал скорее избегают игры «Кто предложит соискателю больший оклад», благоразумно подыскивая нефинансовые инструменты мотивации. Чем же чаще всего пытаются привлечь кандидатов?
Самым популярным мотивационным инструментом по-прежнему остается «оформление по ТК РФ». Оно упоминается в 92 832 случаях из более чем 300 000 вакансий на портале Работа@mail.ru [там же]. Следовательно, авторы других объявлений либо не могут предложить таких условий соискателям, либо просто не упоминают об этом, поскольку считают оформление по ТК единственно правильным решением (уточняйте позицию работодателя по этому вопросу!).
Вторым по популярности инструментом привлечения претендентов считается «возможность карьерного роста» (81 494 упоминания), тогда как «возможность профессионального развития» оговаривается в 27 500 вакансиях.
«Бесплатное обучение» обещают предоставить своим сотрудникам 44 650 работодателей. А вот «полный соцпакет» – 41 669. При этом о возможности «добровольного медицинского страхования» (ДМС) говорится в 34 727 вакансиях.
Далее рейтинг самых популярных мотивационных инструментов для более 300 000 вакансий на портале Работа@mail.ru [14] такой:
· «гибкий график» – 34 600 упоминаний;
· «дружный коллектив» – 29 500 упоминаний;
· «возможность составления индивидуального графика работы» – 27 295 упоминаний;
· «тренинги» – 26 653 упоминания;
· «оплата отпусков» – 18 272 упоминания;
· «оплата больничных» – 15 680 упоминаний;
· «комфортные условия работы» (офис в центре, наличие собственного кабинета, комнаты отдыха и т. д.) – 13 659 упоминаний;
· «корпоративные мероприятия» – 8 833 упоминания;
· «скидки на ассортимент компании» – 8 730 упоминаний;
· «возможность совмещать работу с учебой» – 8 288 упоминаний;
· «компенсация оплаты питания» – 7 727 упоминаний;
· «льготное кредитование сотрудников» – 7 195 упоминаний;
· «бесплатные обеды» – 4 650 упоминаний;
· «учеба за границей» – 3 872 упоминания;
· «корпоративный отдых» – 3 600 упоминаний;
· «компенсация занятий спортом» – 1 052 упоминания;
· «бесплатные курсы английского языка» – 349 упоминаний;
· «оказание материальной помощи» – 136 упоминаний;
· «загранпоездки» – 42 упоминания.
Тем не менее, портал Работа@mail.ru [32] со своей стороны советует соискателям всегда на всякий случай уточнять на собеседовании условия, в которых им в дальнейшем придется работать. Ничего страшного не произойдет, если вы попросите рекрутера озвучить информацию, указанную в вакансии – лучше все выяснить «на берегу», чем потом услышать: «О нет, у нас больничные не оплачиваются – это девочка, размещавшая вакансию, случайно написала…»
Кроме того, если вы хотите получить хорошую официальную работу у добросовестного работодателя с перечисленными выше методами мотивации работников, а не стать очередной жертвой многочисленных мошенников, то вы должны понимать, что указанные льготы предназначены только для самых нужных работодателю специалистов. А чтобы сразу показать работодателям в своем резюме и на собеседованиях при трудоустройстве, что вы являетесь именно таким полезным для них специалистом, нужно наличие навыков, опыта и стажа работы.
Для этого заинтересованные студенты любых факультетов, специальностей и курсов могут во время учебы получить, не пропуская занятия, нужные для трудоустройства знания, практические навыки, с учетом лучшего опыта помощи студентам знаменитых Кембриджского
и Лидского университетов Великобритании. Получить подробную информацию можно, сделав запрос по электронной почте: [email protected].
9.4. Статистические данные о способах поиска работы
Опрос портала www.Job.ru [35] показал, что большинство его участников предпочитают электронные способы поиска работы «бумажным». Каждый пятый опрошенный (22,6 %) предпочитает пассивный интернет-поиск, т. е. размещает свое резюме на специализированных Интернет-ресурсах и ждет ответа работодателя. Заметно больше доля таких респондентов среди москвичей и жителей Подмосковья – 29,6 %. В Санкт-Петербурге, напротив, такой способ поиска работы пользуется несколько меньшей популярностью – 17,7 %.
Активный поиск работы в Интернете, предполагающий отклик на вакансию и подписку на вакансии, предпочитает еще большая доля респондентов – 26,7 %. Немногим меньше таких соискателей в Москве
и Санкт-Петербурге – 25,7 % и 24 % соответственно. Таким образом, суммарно, все виды интернет-поиска предпочли 49,3 % опрошенных.
Каждый четвертый респондент (25,7 %) общероссийской аудитории всем прочим видам поиска работы предпочитает прямое обращение к работодателю – лично, по телефону или опять-таки с помощью Интернета. Прямые каналы коммуникации работодателя с соискателями последнее время особенно активно развиваются в крупных компаниях, с помощью специальных страниц или даже специальных сайтов. Впрочем, такие каналы коммуникации предпочитает, главным образом, «средний россиянин», а жители Москвы и Санкт-Петербурга относятся к «прямому общению» с работодателем с меньшим доверием. Этот вариант ответа выбрали 24 % респондентов из Санкт-Петербурга (включая Ленинградскую область) и всего 18,6 % опрошенных из Москвы и Подмосковья.
Довольно высока доля тех, кто предпочитает искать работу «по знакомству» или «по-родственному». По России это каждый десятый респондент, в Москве таких – 13,2 %, в Санкт-Петербурге – 14,3 %.
Все остальные способы поиска работы попали в число очевидных аутсайдеров. К услугам государственных и муниципальных органов службы занятости предпочитает прибегать лишь 1,5 % опрошенных россиян. Чуть больше (3,1 %) опрошенных выбирают отклик на вакансии
в печатных СМИ.
Крайне низка и доля респондентов, предпочитающих использовать в поиске работы социальные сети, – всего 2,4 %. По Москве этот показатель еще ниже (1,8 %), а вот жителей Санкт-Петербурга и прилегающего региона, доверяющих социальным сетям, заметно больше – 4 %. Значимость этого канала коммуникации соискателя с работодателем все больше растет. Однако использовать социальные сети как вспомогательную сферу поиска работы и ставить их в приоритет – это не одно и то же. Несмотря на всю мощь блогосферы, в обозримом будущем она вряд ли сможет потеснить остальные каналы коммуникации, используемые для поиска работы.
Абсолютным аутсайдером оказались коммерческие кадровые агентства, оказывающие свои услуги на платной основе.
Глава 10
КАК НАЙТИ ХОРОШУЮ РАБОТУ