Какие компетенции могут оцениваться
Согласно опросу работодателей, проведенному КА «Виват-Персонал» в 2007 году, чаще всего оцениваются следующие компетенции: ответственность, клиентоориентированность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, способность к инновациям, обучае-мость, умение принимать решения, гибкость, стрессоустойчивость.
Западный консультант по карьерному росту Арлин С. Хирш(Arlene S. Hirsh) в своей книге «101 проверенный рецепт для организации и планирования вашей карьеры» («101 Proven Time-Saving Checklists to Organize and Plan Your Career Search». JIST Works, 2005) приводит список наиболее вероятных вопросов, которые могут задать кандидатам на собеседовании по компетенциям [34]:
«Расскажите мне о том, как вы:
– эффективно выполнили работу под прессингом;
– разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником;
– использовали свои творческие способности для решения проблемы;
– пропустили очевидное решение проблемы;
– убедили членов команды работать по вашей схеме;
– не смогли вовремя завершить проект;
– сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы;
– приняли ответственное решение при нехватке информации;
– были вынуждены принять непопулярное решение;
– должны были приспособиться к сложной обстановке;
– согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения;
– чувствовали неудовлетворенность собственным поведением;
– использовали свои личностные качества для достижения цели;
– общались с разгневанным клиентом;
– представили успешное решение или проект;
– преодолели сложное препятствие;
– переоценили или недооценили важность чего-либо;
– были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям;
– выбрали неправильное решение;
– ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу;
– отвергли хорошую работу;
– были отстранены от работы»
Представителя каждой определенной профессии проверяют на свой набор компетенций. Например, стандартный набор компетенций для бизнес-аналитика, который приводит карьерный консультант Анастасия Дробышева [34]:
· системное мышление (способность построить логические блок-схемы, увязать бизнес-процессы в единое целое);
· хорошие коммуникативные навыки (умение получить нужную информацию, представить ее в четкой и простой форме и без потерь передать исполнителям);
· умение расставлять приоритеты;
· педантичность и исполнительность;
· стрессоустойчивость.
Подготовка к собеседованию и его прохождение
Чтобы представить себя в лучшем свете и получить желаемую должность, нужно заранее определить, какие именно компетенции важны на данной позиции. Например, если вы претендуете на место менеджера по обслуживанию клиентов, то вашими ключевыми компетенциями являются «понимание бизнеса», «влияние», «устойчивость к стрессу», «коммуникабельность». Естественно, вас попросят привести примеры,
в которых проявляются эти качества. Поэтому, если вы идете на такое собеседование, то вспомните ситуации из своего прошлого, способные продемонстрировать ваши самые сильные стороны.
Обычно для успешного прохождения собеседования по компетенциям не обойтись без определенных «домашних заготовок». Чтобы быть готовым отреагировать на фразу типа «вспомните случай...» (это признак собеседования по компетенциям), подберите примеры на каждую личностную компетенцию (они, в принципе, стандартны, например: лидерство, убеждение и формирование суждений, фокус, получение результатов, работа в команде, коммуникация, креативность, управление изменениями и т. п.).
На собеседовании по компетенциям прежде всего следует:
1) избегать негативных ситуаций (если рекрутер захочет узнать
о негативном опыте, то он сам задаст дополнительный вопрос) и целиком настроится на позитив;
2) помнить о том, что иногда излишняя откровенность вредна, поэтому информацию нужно выдавать дозированно и обдуманно.
Как правило, собеседование по компетенциям начинается с вопроса типа «Расскажите мне о ситуации, когда вы...». Казалось бы,
ничего сложного, но на самом деле в спонтанной беседе можно дать плохо структурированный ответ, пропустить важные детали или просто растеряться.
Например, у соискателя на ведущую роль в отделе маркетинга могут спросить: «Расскажите, как вам удалось решить проблему в жестких временных рамках?» Этот ситуационный вопрос по компетенциям можно без проблем структурировать в формат STAR, что рекомендует Майкл Хиггинс, коуч, автор книги «Pit Stop: A Career Workbook for Busy People» [33, 34].
Акроним STAR (звезда) в развернутом виде выглядит так:
S– SITUATION (ситуация);
T– TASK (задание лично вам в связи с этой ситуацией);
A – ACTIVITY (список ваших действий);
R – RESULT (результат).
Заранее спланировав ответы в формате STAR, вы сможете подготовить основу самопрезентации для интервью настолько гладко и последовательно, насколько это возможно.
Пример:
· Situation – общее описание ситуации в целом;
· Task – рассказ о том, что стало вашей обязанностью в связи
с вышеописанной ситуацией;
· Activity – перечисление того, что вы реально сделали;
· Result – описание благоприятного разрешения ситуации для сотрудников отдела и компании в целом.
Что важно помнить соискателю?
Во-первых, в разговоре с работодателем всегда лучше использовать конкретные, а не общие термины, и упоминать количественные показатели (проценты, разы и т. п.). Тогда примеры будут нагляднее.
Во-вторых, важно формулировать ответы кратко и четко, ведь кроме вас наверняка есть и другие претенденты на вакансию, поэтому время собеседования всегда ограничено.
В-третьих, очень важно закончить рассказ о себе на позитивной ноте, чтобы создать общее сильное впечатление от своего ответа.
При умелом использовании структура STAR выглядит просто как хорошо сформулированный пример. Заранее спланировав ответы в данном формате, вы сможете подготовить основу самопрезентации для собеседования так последовательно, насколько это возможно.
Скрытое собеседование»
Стандартное собеседование может быть очень эффективным, но работодатели желают знать, что потенциальный сотрудник думаетна самом деле. Эту задачу рекрутеры решают с помощью «скрытого собеседования», которое используется следующим образом [4, 34].
Большинство собеседований, как правило, включает в себя некие «экскурсии», даже если это просто быстрая прогулка по офису компании. Во время нее можно узнать гораздо больше о мотивации кандидата, его интересах и о том, насколько он подходит компании.
«Скрытое собеседование» эффективно по таким причинам.
Некоторые соискатели готовы все сделать, чтобы произвести хорошее впечатление на генерального директора. Но они «снимают маску», когда думают, что рядом с ними человек, который ниже их по статусу. Есть даже специальный тест: если хотите понять, как соискатель относится к людям, пригласите его на обед. Его манера общения с официантом показательнее того, как он держится с вами.
Большинство соискателей хотят узнать компанию также и изнутри (это справедливо, так как собеседование – двусторонний процесс). Во время подобных «скрытых собеседований» они часто спрашивают своих «гидов» о том, о чем никогда бы не спросили на официальной встрече. Эти вопросы помогают работодателю лучше понять их планы и перспективы на будущее.
Собеседование с мошенником
Желание больше зарабатывать и меньше работать, абсолютное незнание трудового законодательства и детская наивность нередко приводят кандидатов к мошенникам.
В настоящее время махинации, связанные с трудоустройством, широко распространены, и соискатели, измученные длительными поисками работы, к сожалению, часто «клюют» на «удочки» аферистов. Ниже описаны некоторые варианты действий мошенников и то, как не стать легкой добычей недобросовестных дельцов [36].
Заплати за подготовку к работе
Кандидату сообщают, что он успешно прошел конкурс и принят на работу. Соискатель, который, возможно, долго не мог найти подходящую работу, радуется и готовится к первому рабочему дню. Но в это время «работодатель» ставит небольшое условие: на счет компании нужно перевести небольшую сумму (в среднем 200–500 рублей), которая покроет расходы на оформление сотрудника, покупку новой формы, подготовку рабочего места. Нередко счастливые работники соглашаются и перечисляют мошенникам необходимую сумму денег. Конечно же, после перевода денег всякое общение прекращается: трубку никто не берет и на письма не отвечает.
Чтобы избежать подобного обмана, соискателю надо знать: все расходы, связанные с оформлением сотрудника, работодатель должен брать на себя. Если у кандидата нет трудовой книжки, то компания оформляет ее кандидату бесплатно (ст. 65 ТК РФ) [30], если нет рабочей формы, то работодатель обязан ее выдать (ст. 212 ТК РФ) [там же].