Базовые принципы составления портфолио
Как таковых, единых требований еще не разработали, поэтому портфолио оформляется в произвольной форме, но есть неписаные правила его создания [4, 34].
Во-первых, нужно определиться, каковы ваши основные задачи
и цели: вам нужно привлечь клиентов и работодателей или просто заявить о себе в вашей сфере, так сказать, похвастаться. От этого будет
зависеть, какие материалы нужно будет подобрать, чтобы сделать портфолио оригинальным и выделяющим вас на фоне конкурентов.
Во-вторых, встречают все-таки «по одежке», поэтому оригинальная подача материала и сам дизайн портфолио, удобство навигации играют немаловажную роль в восприятии. Возможно, стоит поинтересоваться даже вопросом влияния цвета на восприятие. Клиент или работодатель должен при первом взгляде заинтересоваться. Это не означает, что нужно заниматься украшательством, насыщая портфолио орнаментами, цветочками и прочей ерундой. Просто нужно побыть некоторое время в роли психолога, объективно представляя, как ваше портфолио будет воспринято. Для этого поможет так называемый «прием зеркала»: попробуйте посмотреть на свое творение со стороны. Сложно? Возможно, стоит протестировать свою работу на друзьях или родственниках.
Следующий этап работы – тщательный подбор работ для размещения в портфолио. Рекомендуем такой прием: нужно оценить все работы по 5-бальной шкале и выбрать по несколько лучших работ в каждый раздел. Учтите, что человек лучше всего запоминает то, что в конце, потом, с некоторыми усилиями, может вспомнить, что было в начале. Середина запоминается хуже всего. Поэтому самые лучшие работы должны находиться в начале и в конце портфолио.
· Собирать со студенческой скамьи
Составление портфолио – процесс куда более длительный и растянутый во времени, чем написание резюме. Лучше всего приступать к его созданию с самого начала вашей учебы в университете и трудовой деятельности. Иначе в тот момент, когда вы прочтете соответствующее требование
в объявлении об интересующей вас вакансии, слишком велика вероятность того, что вам не удастся быстро найти и подготовить необходимые материалы.
· Брать не количеством, а качеством
Запомните одно из главных правил составления портфолио: не стоит включать в него абсолютно все свои работы. С сотней ваших сюжетов, рекламных роликов, публикаций, начиная с заметок в школьной стенгазете, не сможет справиться ни один работодатель, да и просто не станет этого делать!
Если вы планируете проходить собеседование на позицию специалиста по связям с общественностью или маркетингу, то портфолио также не должно содержать в себе описания всех разработанных вами концепций и стратегий. Указывайте только по-настоящему значимые проекты, например: вывод на рынок нового товара или услуги, продвижение нового бренда. Все, что вы решили включить в свое портфолио, должно служить показателем вашей деятельности, а не быть
дополнительной нагрузкой к резюме. Поэтому стоит выбирать только самые лучшие примеры работ. Журналист может вложить в портфолио десяток своих наиболее удачных публикаций. Фотограф – снимки с двух-трех фотосессий, а также приложить несколько авторитетных изданий, где были опубликованы его работы. Дизайнер – материалы воплощенных идей в нескольких помещениях. Программист – указать наиболее успешные сайты, в создании которых он принимал участие, привести примеры написанных им кодов и скриптов.
Работодатели и заказчики, как правило, не верят на слово – им необходимо документальное подтверждение вашей квалификации.
Специалистам с солидным стажем работы и большим количеством реализованных проектов надо выбрать наиболее яркие из них. Лучше всего поступить так: в портфолио поместить одну-две работы разных тематик и направлений, а в примечании указать, что дополнительные примеры вы сможете прислать по первому требованию. Такая предусмотрительность будет по достоинству оценена менеджерами по персоналу. К тому же строчка в резюме или сопроводительном письме при отклике на вакансию о том, что вы можете выслать любые работы, подчеркнет ваш большой опыт в различных областях, независимо от того, какое количество работ вы можете предоставить.
· Предоставить рекомендации бывших работодателей, заказчиков и партнеров по бизнесу
Наличие в портфолио рекомендательных писем с предыдущих мест работы – от линейного руководителя, HR-директора, генерального директора, бизнес-партнеров, чьи проекты вы реализовывали, – будет кстати, как и краткая информация об имеющихся у вас контактах с журналистами, представителями коммерческих структур и т. д.
· Указать наиболее яркие проекты, разработанные для участия в конкурсах
Профессиональное портфолио должно быть в первую очередь сильным, отражать успешные, серьезные проекты соискателя. Однако слишком маленький объем портфолио будет являться скорее недостатком, чем преимуществом. Конечно, если специалист только начинает свою трудовую деятельность, то он не может предложить работодателю длинный перечень выполненных заказов. Однако начинающий рекламщик может самостоятельно выбрать понравившийся бренд и разработать для него рекламную стратегию или выполнить комплекс работ для условного клиента. Такие «тренировочные» проекты, если они выполнены комплексно и на достойном уровне, могут заинтересовать работодателя. Кроме того, молодые специалисты и выпускники вузов могут добавить в свое портфолио яркие проекты, подготовленные для различных тендеров
и конкурсов, даже если участие в них не увенчалось победой.
4.4. Правила оформления портфолио