Резюме и правила его составления
Резюме служит визитной карточкой соискателя, поэтому к его оформлению нужно отнестись так же серьезно, как и к составлению
самого документа. Наличие или отсутствие ошибок в тексте резюме свидетельствует об общем уровне подготовки кандидата: об эрудиции, теоретической подкованности, умении четко и связно излагать свои мысли. Лучше «семь раз проверить» документ перед отправкой потенциальному работодателю, чем потом быть «отвергнутым» из-за какого-либо досадного промаха.
Выбор типа резюме
Перед составлением резюме вам надо выбрать его тип. Наиболее распространенными являются следующие типы резюме [4, 34].
Хронологическое резюме подразумевает перечисление в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, организаций, в которых вы работали, занимаемых позиций и выполняемых обязанностей. Такое резюме подойдет для большинства кандидатов.
Функциональное резюме содержит информацию о функциях и навыках, которые вы освоили за время трудовой деятельности, хронология занимаемых вами позиций не указана.
Гибридное резюме включает перечень основных функций, которые вам приходилось выполнять, с указанием в обратном хронологическом порядке тех компаний, где вы работали.
Таргетированное резюме руководителяготовятдля конкретной вакансии, оно не содержит никакой дополнительной информации.
Резюме в текстовом формате представляет собой упрощенную версию резюме и предназначено, как правило, для пересылки по электронной почте, как составной части письма.
Резюме для временного (контрактного) работникаподходит для соискателей, у которых были периоды контрактной работы одновременно на нескольких работодателей.
Удлиненное резюме руководителя – вариант для менеджеров топ-уровня (высшего уровня), по объему превышает стандартные 1–2 страницы обычного резюме.
Какой бы тип резюме вы ни выбрали, для достижения цели вам надо учитывать общие правила оформления такого вида документов.
2.2. Общепринятые стандарты оформления резюме
При оформлении резюме следует учитывать:
– нестандартное оформление «режет» глаза и затрудняет восприятие информации;
– в большинстве случаев резюме размещается в электронном виде на сайтах по трудоустройству или пересылается по электронной почте.
Потому если резюме будет крайне неудобным для просмотра
в обычных рабочих условиях, то вероятность того, что ваш отклик на вакансию будет прочитан работодателем, резко снижается.
При составлении резюме надо соблюдать общепринятые стандарты, которым оно должно соответствовать [4, 34].
1. Размер резюме – одна страница формата А4.
2. Распространенный шрифт: например, Times или Arial.
3. Размер шрифта (кегля) – от 12 до 14 пунктов.
4. Желательно оставить справа поля шириной 2 см, чтобы рекрутер (менеджер по персоналу) мог делать какие-то пометки.
5. Оптимальный размер файла резюме – 100–150 килобайт.
6. Не стоит включать в резюме фотографии большого размера или громоздкие элементы оформления. Из-за подобных вложений вес файла значительно увеличивается. Вариант решения проблемы: предварительно разместив портфолио или фотографию на каком-нибудь специально предназначенном для этого интернет-ресурсе, вы можете вставить в резюме ссылку на адрес вашей странички. Если у вас такой возможности нет, то можно сообщить в разделе «Дополнительная информация» о своей готовности прислать потенциальному работодателю по электронной почте все необходимые свидетельства, подтверждающие вашу квалификацию.
7. Не следует прикреплять к резюме фото в неформальной
обстановке (на отдыхе, вечеринке и т. п.), поскольку резюме – это визитная карточка соискателя, и любые сведения должны лишний раз указывать на серьезность ваших намерений устроиться на новую работу. Если вы не хотите работать в компаниях с жестким дресс-кодом, то отразите свое желание в последней графе резюме.
8. Не следует архивировать резюме. Во-первых, этим вы вынуждаете менеджера по персоналу тратить время на его распаковку.
А во-вторых, адресат может пользоваться другой программой-архиватором и не сумеет быстро открыть ваш файл. Следовательно, для того чтобы просмотреть ваши данные, ему потребуется просить содействия сотрудников информационного отдела, что сильно затруднит просмотр резюме и отнимет время, которого обычно не хватает. Поэтому, скорее всего, ваше заархивированное резюме читать никто не будет.
9. Не нужно называть подготовленный к отправке файл, например resume.doc или resume.rtf. Менеджер по персоналу, сохраняя такой файл на своем компьютере, вынужден будет его переименовать, чтобы впоследствии быстро найти нужный документ, поэтому оптимальный вариант – указать в качестве названия файла собственную фамилию, например sidorov.doc.
10. Крайне нежелательно использовать CAPS LOCK.
Любой формат, кроме MS Word, является нежелательным. Избегайте «украшательств» в резюме, например: рамок, цветного или нестандартного шрифта, таблиц и прочего. Чем проще выглядит ваше резюме, тем оно профессиональнее.
11. В резюме не должно быть грамматических и стилистических ошибок. Наличие или отсутствие ошибок в тексте резюме свидетельствует об общем уровне подготовки кандидата: его эрудиции, теоретической подготовке, умении четко и связно излагать свои мысли. Если вы не уверены, что верно составили резюме, попросите знакомых прочитать его и внести нужные исправления и дополнения. Рекомендуется избегать использования громоздких фраз, предложений и речевых оборотов. Помните, что «краткость – сестра таланта».
12. Надо правильно указать название должности, на которую вы претендуете. Желательно при этом привести название желательной должности в соответствие тому, как звучит вакансия работодателя. Если вы рассматриваете разные вакансии, разные позиции и сферы бизнеса, то лучше сделать несколько резюме для каждой должности.
13. Не указывайте в резюме информацию, которая не относится непосредственно к вашей профессиональной деятельности. Помните
о том, что излишняя многословность в резюме не приветствуется, а при положительном решении по вашей кандидатуре работодатель будет ожидать от вас реальных достижений с реальным применением описанных
в резюме знаний, навыков и достоинств.
14. Все написанное в резюме тщательно проверяется во время собеседований и после представления соискателем своих документов. Поэтому в резюме можно писать только то, что можно подтвердить.
Основные разделы резюме
Стандартное резюме должно содержать 5 основных разделов: личные данные соискателя, цель (желаемая позиция), образование, предыдущий опыт работы и дополнительные сведения [4, 32, 34–37].