Привести задачу ЛП к канонической форме

Методы оптимизации

Сборник заданийдля практических занятий

Омск 2007

Составитель: А. В. Зыкина

Данные методические указания предназначены для обеспечения практических занятий по дисциплине «Методы оптимизации». Предлагаемые задания для практических занятий могут быть использованы как варианты для самостоятельной работы.

Это пособие можно также использовать в качестве установочных рекомендаций студентам, использующим дистанционные технологии обучения.

Для студентов специальности 230102 и направления подготовки 23010062

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского
государственного технического университета.

Первый раздел сборника заданий посвящен примерам решения типовых задач.

Во втором разделе приводятся варианты заданий для практических занятий.

Данные методические указания окажут помощь при выполнении численных расчетов при выполнении задания курсового проектирования по дисциплине «Теория принятия решения», состоящего в построении математической модели практической задачи и численном решении полученной задачи по выбранному алгоритму.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Пример построения канонической формы задачи ЛП

Привести задачу к КФ на минимум.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (1)

В задаче (1) нарушены все три признака КФ.

1. Начнем с преобразования смешанной системы ограничений в систему уравнений. Для этого введем в первое и второе ограничения неотрицательные переменные y1, y2, которые называются дополнительными или слабыми. В результате система ограничений запишется в следующем виде:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (2)

2. Условия неотрицательности в (2) не выполняются только для переменной x2. Для приведения задачи к однородным условиям неотрицательности можно воспользоваться двумя приемами.

Первый прием. Представим переменную x2 в виде разности двух неотрицательных переменных: Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru После преобразования системы ограничений и целевой функции получим задачу

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (3)

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Второй прием. Найдем из какого-либо уравнения (2) переменную x2. Пусть из первого уравнения Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Подставим это выражение во все уравнения и в целевую функцию, исключив, таким образом, переменную x2 из задачи. Получим

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (4)

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (5)

3. Переход к задаче минимизации целевой функции (4) осуществляется путем введения новой функции Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru из равенства

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в первом случае,

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru во втором случае.

Пример графического решения задачи ЛП

Решить графически задачу ЛП, заданную в канонической форме:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (6)

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (7)

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (8)

Число уравнений задачи m=3, число неизвестных n=5. Тогда n-m=2 и задача может быть сведена к задаче на плоскости относительно свободных переменных. Возьмем в качестве базисных переменные Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и выразим их через свободные (небазисные переменные):

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (9)

По условию (8) переменные могут принимать только неотрицательные значения, т. е. допустимой областью задачи ЛП (6) - (8) будет область, определяемая условиями (8), (9), или

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (10)

Чтобы получить задачу ЛП относительно переменных Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , подставим значения базисных переменных (9) в целевую функцию (6). В результате получим

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (11)

Задача (10), (11) эквивалентна задаче (6) - (8), поэтому, решая графически задачу (10), (11), получим решение задачи (6) - (8).

Этап 1. Построение допустимой области.

Каждое из неравенств (10) определяет некоторую полуплоскость Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru :

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Так, неравенство Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru определяет правую полуплоскость. Неравенство Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru определяет полуплоскость, лежащую по ту сторону от прямой Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , где Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Подставляя значения Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в это неравенство, получим 0>-2, значит, координаты (0,0) удовлетворяют первому неравенству (10) и область решений этого неравенства включает начало координат. Аналогично определяют полуплоскости остальных неравенств (10).

На рисунке прямые, соответствующие условию Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , отмечены цифрой в скобках.

Получили допустимую область M – выпуклый пятиугольник OABCD.

Этап 2. В допустимой области M находим оптимальное решение.

Строим прямую Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и определяем направление возрастания функции Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , это направление вектора Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Перемещая прямую L параллельно самой себе в направлении вектора Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru до тех пор, пока она будет сохранять общие точки с областью допустимых решений, найдем, что в крайнем возможном положении прямая L пройдет через точку Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Этому положению прямой L соответствует значение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Для нахождения координат точки Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru необходимо совместно решить систему уравнений граничных прямых, на которых лежит точка Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru :

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

В результате получаем искомое оптимальное решение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Подставляя значения Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в целевую функцию и в равенства (9), получим оптимальное значение целевой функции Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и оптимальное решение

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Пример решения задачи в специальной форме

Симплекс-методом

Решить задачу, записанную в виде:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Составим симплексную таблицу:

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Так как коэффициенты строки целевой функции неотрицательны, то начальное базисное решение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru не является оптимальным. Значение целевой функции для этого базиса L=0.

Выбираем ведущий столбец – это столбец, соответствующий переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Выбираем ведущую строку. Для этого находим Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Следовательно, ведущая строка соответствует переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Проводим преобразование симплексной таблицы, вводя переменную Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в базис и выводя переменную Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru из базиса. Получим таблицу:

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -2 -2
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Одна итерация метода завершена. Переходим к новой итерации. Полученная таблица неоптимальная. Базисное решение, соответствующее таблице, имеет вид Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Значение целевой функции на этом базисе
L= -2.

Ведущий столбец здесь – столбец, соответствующий переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Ведущая строка – строка, соответствующая переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . После проведения преобразований получим симплексную таблицу:

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -4/3 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 4/3 2/3 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 5/4 1/3 2/3

Еще одна итерация завершена. Переходим к новой итерации.

Строка целевой функции не содержит положительных значений, значит, соответствующее базисное решение

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru ,

является оптимальным и алгоритм завершает работу.

Пример решения задачи методом искусственного

Базиса

Выделить допустимое базисное решение для задачи ЛП.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Приведем задачу к канонической форме на минимум с неотрицательными правыми частями.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Заметим, что переменные Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru можно использовать для введения в исходный базис, поэтому в первую и третью строку ограничений можно не вводить искусственные переменные.

Во вторую строку ограничений вводим искусственную переменную z, потому что в этой строке нет переменной, которую можно взять базисной, не проводя при этом дополнительных преобразований всей системы ограничений.

Полученная вспомогательная задача имеет вид

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Приведем задачу к виду (16):

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Выпишем соответствующую симплексную таблицу:

  B Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -2
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Ведущий столбец рекомендуется выбирать не по максимальному положительному элементу строки целевой функции, а так, чтобы из базиса выводилась искусственная базисная переменная (соответствующая ведущая строка должна быть строкой искусственной переменной). Так, выбрав ведущим столбцом столбец переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , получим ведущую строку – строку с переменной z (выбирая ведущим столбцом Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , получили бы ведущую строку Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и из базиса выводилась бы переменная Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru ).

Итак, искусственная переменная z выйдет из базиса, а переменная Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru введется в базис.

Симплексная таблица преобразуется к виду

  B Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 11/2 1/2 -1/2
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 5/2 5/4 1/4 -1/4
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 5/2 3/4 -1/4 1/4

Так как значение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , то полученный базис Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru является начальным допустимым базисом для исходной задачи ЛП. Чтобы выразить целевую функцию Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru через небазисные переменные Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , подставим значение базисной переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в целевую функцию. В результате получим

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Тогда исходная задача будет иметь вид специальной формы задачи ЛП:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

что и требовалось получить в результате решения вспомогательной задачи.

Пример решения задачи двойственным

Симплекс-методом

Решить задачу ЛП двойственным симплекс-методом.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Приводим задачу к каноническому виду:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Знаки в ограничениях заменили противоположными для того, чтобы переменные Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru можно было взять в качестве базисных. Симплексная таблица имеет вид

  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -1 -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -2 -1 -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1 -2 -1

Таблица двойственно-допустимая, но не оптимальная. Выбираем ведущую строку – это строка переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , ведущий столбец – это столбец переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . После преобразования таблица принимает вид

  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -1 -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1 -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -3 -3

Так как в столбце b есть отрицательная переменная Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , то эту строку выбираем ведущей, а столбец переменной Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru будет ведущим столбцом. После преобразования получаем таблицу:

  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -1/3 -1 -1/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 1/3 -1 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1/3 -1/3

которая является оптимальной. Соответствующее оптимальное решение имеет вид Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Пример построения двойственной задачи

Построить двойственную задачу к следующей задаче ЛП.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Прежде чем приступать к построению двойственной задачи, необходимо упорядочить запись исходной: согласовать знаки неравенств в ограничениях с целевой функцией. Так как ЦФ минимизируется, то неравенства должны быть записаны с помощью знака « Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru ». Для этого второе неравенство умножим на -1:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Теперь, вводя двойственные переменные Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , запишем в соответствии с указанным правилом пару двойственных задач:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru   Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Задача слева – исходная прямая задача, задача справа – двойственная к исходной задаче.

Пример решения пары двойственных задач

Используя теоремы двойственности, решить двойственную задачу, если известно решение прямой задачи.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (12)

Пусть решение задачи найдено одним из стандартных методов: Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Построим двойственную задачу:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru (13)

По первой теореме двойственности задача разрешима, причем Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Найдем оптимальный план Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru задачи (13), используя вторую теорему двойственности. Подставим координаты вектора Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в ограничения задачи (12). Получим

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Следовательно, в силу УДН, неравенство Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru должно выполняться как равенство, т. е. Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Далее так как Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , то в силу УДН,

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Получаем систему линейных уравнений и решаем ее:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Планы Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru удовлетворяют УДН, следовательно, в силу второй теоремы двойственности, являются оптимальными в задачах (12) и (13) соответственно.

Пример проверки вектора на оптимальность

Исследовать вектор Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru на оптимальность в задаче ЛП.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Вначале нужно проверить, является ли вектор Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru допустимым. Для этого подставляем координаты вектора в ограничения:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Так как второе ограничение выполняется как строгое неравенство, то в силу УДН для оптимальности вектора Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru необходимо выполнение равенства Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Построим двойственную задачу:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Поскольку Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , то из третьего и четвертого ограничений получаем Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Но по УДН из условия Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru следует, что должно выполняться равенство в первом ограничении двойственной задачи:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Подставляя значения Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru получим Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Следовательно, УДН не выполняются и вектор Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru не является оптимальным в исходной задаче.

Пример решения задачи ЦЛП

Решить задачу ЦЛП.

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Решаем задачу ЛП симплекс-методом. Оптимальная таблица имеет вид

  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -14/3 -4/3 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 5/3 1/3 2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 4/3 2/3 -2/3

Оптимальное решение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru не является целочисленным. Выберем среди нецелочисленных переменных Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru переменную Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru с максимальной дробной частью и построим соответствующее отсечение:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Приписывая это ограничение к симплексной таблице и проводя стандартное преобразование двойственным симплекс-методом, получим:

  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -14/3 -4/3 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 5/3 1/3 2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 4/3 2/3 -2/3
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -2/3 -1/3 -2/3
  b Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
L -4 -1 -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -1
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru 1/2 -3/2

Полученная таблица является оптимальной. Соответствующее оптимальное решение Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru является целочисленным. Значение функции на этом решении Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

1.10. Пример построения опорного плана методом

Северо-западного угла

    Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
   
     
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =  
 
 
 
                         

В таблице, обведенной снизу и справа двойной чертой, указаны объемы перевозок, полученные методом северо-западного угла. При этом небазисные нулевые перевозки не проставлены. Справа и внизу таблицы содержатся объемы возможных запасов и спросов. В число базисных перевозок вошла перевозка Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , так как на предыдущем шаге Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и по п.3 метода считается выбывшим только поставщик, а неудовлетворенный спрос второго потребителя равен Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

1.11. Пример построения опорного плана методом

Минимальной стоимости

    Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
  9 57 301
  152 153 8
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =  
 
 
 
                           

Пример решения транспортной задачи методом

Потенциалов

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
3 8 2
7 4 8
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =

Опорный план этой задачи найден методом северо-западного угла.

Приписываем к таблице строку для платежей Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и столбец для платежей Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Псевдостоимости записываем в левом углу клетки, а стоимости – в правом.

Из условий Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru в базисных клетках получаем систему уравнений:

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Полагая Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , находим последовательно платежи Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru и псевдостоимости для свободных клеток. Получаем таб-лицу

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
[-] 20 12 2 [+]
-1 7 [+] 0 [-] 30 -4
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =  
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru    

Стоимость перевозок по плану этой таблицы

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Так как клетка (1,3) имеет отрицательную цену Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru , то план не является оптимальным. Строим для клетки (1,3) цикл. Цена цикла Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . По циклу переносим 20 единиц груза (больше нельзя, чтобы перевозки в клетке (1,2) не стали отрицательными). При этом стоимость плана изменяется на Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . Для нового плана вычисляем новые значения платежей и псевдостоимостей:

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
[-] 15 -2 8 [+] 20
9 7 [+] [-] 10
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =  
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru -2    

Стоимость перевозок по плану этой таблицы

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

Полученная таблица имеет клетку (2,1) с отрицательной ценой Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru . По циклу этой клетки переносим 10 единиц груза, при этом стоимость плана уменьшается на Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru единиц, и получаем новый опорный план с новой системой платежей и псевдостоимостей:

  Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru
0 8
5 8
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru =  
Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru    

Стоимость перевозок по плану этой таблицы Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Так как в последней таблице все псевдостоимости не превосходят соответствующих стоимостей, то полученный опорный план Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru является оптимальным. Стоимость перевозок при этом

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Решить задачу ЛП графически

(во всех заданиях Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru )

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru Привести задачу ЛП к канонической форме - student2.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зыкина, А.В. Математическое программирование: учеб. пособие [Текст] / А.В. Зыкина – Омск: ОмГТУ, 2000. – 64с.

2. Карманов, В.Г. Математическое программирование: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Карманов – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – 264 с.

3. Зыкина, А.В. Задания для самостоятельной работы по курсу «Системный анализ и исследование операций»: метод. указания для студентов специальности 220200 [Текст] / А.В. Зыкина. – Омск: Изд-во ОмПИ, 1995. – 68с.

4. Мину, М. Математическое программирование. Теория и алгоритмы [Текст] / М.Мину. – М.: Наука, 1990. – 488 с.

5. Штойер, Р. Многокритериальная оптимизация. Теория, вычисления и приложения [Текст] / Р. Штойер. – М.: Радио и связь, 1992.

6. Вентцель, Е.С. Исследование операций [Текст] / Е.С. Вентцель. – М.: Сов. радио, 1972.

7. Абрамов, Д.Ц. Математическое программирование [Текст] / Д.Ц. Абрамов, В.Ф. Капустин. – Л.: Изд-во. ЛГУ, 1981.

8. Кузнецов, Ю.Н. Математическое программирование [Текст] / Ю.Н. Кузнецов, В.И. Кузубов, А.В. Волощенко. – М. Высш. школа, 1980.

9. Пшеничный, Б.Н. Численные методы в экстремальных задачах [Текст] / Б.Н. Пшеничный, Ю.Н. Данилин. – М.: Наука, 1975.

10. Химмельблау, Д. Прикладное нелинейное программирование [Текст] / Д. Химмельблау. – М.: Наука, 1974.

11. Вагнер, Г. Основы исследований операций [Текст] / Г. Вагнер. – М.; Мир, 1972. – Т. 1-3.

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ............................................... 3

1.1. Пример построения канонической формы задачи ЛП....................... 3

1.2. Пример графического решения задачи ЛП......................................... 4

1.3. Пример решения задачи в специальной форме симплекс-методом... 6

1.4. Пример решения задачи методом искусственного базиса.................. 8

1.5. Пример решения задачи двойственным симплекс-методом............. 10

1.6. Пример построения двойственной задачи......................................... 12

1.7. Пример решения пары двойственных задач..................................... 13

1.8. Пример проверки вектора на оптимальность................................... 14

1.9. Пример решения задачи ЦЛП........................................................... 15

1.10. Пример построения опорного плана методом северо-западного угла.... 16

1.11. Пример построения опорного плана методом минимальной

стоимости..................................................................................................... 17

1.12. Пример решения транспортной задачи методом потенциалов....... 17

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................ 19

2.1. Привести задачу ЛП к канонической форме..................................... 19

2.2. Решить задачу ЛП графически.......................................................... 22

2.3. Определить допустимое базисное решение методом искусственного базиса 25

2.4. Решить задачу ЛП симплекс-методом............................................... 27

2.5. Решить задачу ЛП двойственным симплекс-методом....................... 30

2.6. Определить задачу, двойственную к исходной................................. 32

2.7. Используя теоремы двойственности, решить исходную и

двойственную задачи........................................................................... 36

2.8. Проверить вектор на оптимальность................................................. 39

2.9. Решить задачу ЦЛП методом Гомори............................................... 43

2.10. Решить транспортную задачу методом потенциалов...................... 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................. 49

Редактор Н.Н. Пацула

Компьютерная верстка В.С. Николайчук

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

Сводный темплан 2007 г.

Подписано в печать 23.03.2007 г. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Уч. изд.л. 3,25. Усл.-печ. л. 3,25.

Тираж экз. Заказ

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

Типография ОмГТУ

 
 
 

 
 
 

Методы оптимизации

Сборник заданийдля практических занятий

Омск 2007

Составитель: А. В. Зыкина

Данные методи

Наши рекомендации