Й класс «Секреты орфографии»
Учебно – тематический план (17 часов)
1. Фонетика и графика – 4 часа (различение звуков и букв; различение ударных
и безударных гласных звуков; звонких и глухих согласных звуков.)
2. Морфемика (состав слова) – 8 часов (корень как часть слова; родственные слова;
значение приставок и суффиксов.)
3. Правописание – 5 часов (формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,
использование разных способов решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля
при проверке собственных и предложенных текстов).
Календарно – тематическое планирование, 2 класс (17 часов)
№ | Тема занятия | Форма и содержание занятия | Дата |
Как обходились без письма? Древние письмена. | Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. | ||
Как возникла наша письменность? | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». | ||
Меня зовут Фонема. | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». | ||
Для всех ли фонем есть буквы? | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. | ||
«Ошибкоопасные» места Тайны фонемы | «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». | ||
Опасные согласные | Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». | ||
На сцене гласные «Фонемы повелевают буквами» | Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. | ||
Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые | Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. | ||
Правила о непроизносимых согласных | Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. | ||
Волшебное средство – «самоинструкция» | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. | ||
Строительная работа морфем Где же хранятся слова? | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. | ||
Поговорим обо всех приставках сразу | Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. | ||
Слова – «родственники» | Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. | ||
Кто командует корнями? | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. | ||
«Не лезьте за словом в карман!» | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. | ||
«Пересаженные» корни | Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. | ||
Необычный урок. | Защита проекта «Весёлая орфография» |
Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- изменяемые и неизменяемые слова
- формы слова и однокоренные слова
Выделять, находить:
- окончание, корень, суффикс, приставку
-лексическое значение слова в словаре
-подбирать однокоренные слова
- применять правила правописания
Обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок
- определять способы образования слов
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой
- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 класс «Занимательное словообразование»
Учебно – тематический план (34 часа)
1.Лексика - 29 часов (слово и его лексическое значение; выявление слов,
значение которых требует уточнения; определение значения слова с
помощью словаря; наблюдение и использование в речи синонимов,
антонимов, омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие
слова. Фразеологизмы.)
2. Правописание - 5 часов (формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,
использование разных способов решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля
при проверке собственных и предложенных текстов )
Календарно – тематическое планирование, 3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Форма и содержание занятия | Дата |
Сказочное царство слов . | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» | |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка | |
6 -7 | В гостях у слов - родственников. | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. | |
8- 9 | Добрые слова. | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. | |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». | |
Встреча с зарубежными друзьями. | Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
Слова- антонимы. | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | ||
Слова- омонимы. | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». | ||
Крылатые слова. | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». | |
21-22 | В стране Сочинителей. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле | |
23-24 | Искусство красноречия. | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле | |
Праздник творчества и игры. | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | ||
26- 27 | Трудные слова. | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. | |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). | |
30- 31 | Шарады и логогрифы. | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. | |
Откуда пришли наши имена. | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». | ||
Занимательное словообразование. | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. | ||
Необычный урок. | Защита проекта «Я и моё имя» |
Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- изменяемые и неизменяемые слова
- формы слова и однокоренные слова
Выделять, находить:
-лексическое значение слова в словаре
-подбирать однокоренные слова
- применять правила правописания
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять способы образования слов
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой
- различать однозначные и многозначные слова
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов
- подбирать синонимы, антонимы для точной характеристики предметов
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов
- подбирать рифмы к словам
- самостоятельно составлять анаграммы, шарады и логорифы
- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.