Что такое методическая служба детского сада?
Методическая служба – предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогов, современное оказание им методической помощи. Основное требование к организации методической службы – каждая модель выстраивается исходя из конкретных условий детского сада, запросов, потребностей педагогов и управленцев.
С точки зрения теории методическая служба должна иметь следующие черты:
1. Максимальная удовлетворять социальному спросу на педагогические и методические услуги на основе консалтинга и маркетинговых исследований.
2. Отвечать за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту.
3. Обеспечивать сотрудничество педагога и ученого по поиску соприкосновения теории и практики в реальном процессе обучения.
4. Организовать рекламу социально-педагогических инициатив, новаций, реальных достижений педагогического коллектива.
Модели методических служб:
1. Методический кабинет – традиционная форма методической службы.
Основные задачи:
- повышение квалификации педагогов
- оказание методической помощи
- обеспечение методической и педагогической информации
- социально-психологическое обеспечение педагогического процесса
- аттестация педагогов.
Основные уровни – городской, районный, методический кабинет учреждения
Формы работы: Консультации, семинары, курсы повышения квалификации (районный и городской уровни), работа творческих групп, конкурсы, практикумы, педагогические чтения и т.д.
2. Инспекторско – методический отдел – создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов.
Может быть организован тремя способами:
- методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних задач работы.
- Методический кабинет ликвидируется, а в штат РОО (УО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации педагогов.
- Слияние инспекторского отдела и методического кабинета. Методист становится инспектором – инспектирование методического обеспечения деятельности.
Основные задачи:
- повышение квалификации педагогов
- оказание методической помощи
- обеспечение методической и педагогической информации
- социально-психологическое обеспечение педагогического процесса
- аттестация педагогов
- инспектирование образовательного учреждения
Основные уровни: районный и городской.
Формы работы: Консультации, семинары, курсы повышения квалификации (районный и городской уровни), работа творческих групп, конкурсы, практикумы, педагогические чтения, инспекторские проверки образовательного учреждения.
3. Информационно-методический, информационно-диагностический кабинет или центр (обычно образовывается на базе методического кабинета)
Такая модель методической службы появилась недавно. Создается в том случае, если есть материально-технические и информационные возможности.
Основные задачи:
- Осуществление прогностической функции, участие в разработке и реализации программы развития
- Создание банка информации о науке и практике, обобщение и распространение информации
- Изучение и координация инновационных процессов
- Информационно-библиографическая работа
- Диагностирование профессиональной компетентности педагогов
Основные уровни: городской, районный, реже учреждения
Особенности:
1. Создание отделов диагностики и прогнозирования, аналитики и инновации
2. Тесная связь с ВУЗами, НИИ, органами управления, другими социальными организациями.
3. Появление структуры, реально создающей условия для саморазвития педагогов
Формы работы: Консультации, семинары, курсы повышения квалификации (районный и городской уровни), работа творческих групп, конкурсы, практикумы, педагогические чтения аттестация педагогов и учреждений, семинары, подготавливающие педагогов к инновационной деятельности, работе в инновационном режиме, конкурсы педагогических инноваций.
Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств. Нововведение – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и других новшеств для удовлетворения человеческих потребностей.
4. Научно-информационный методический центр – создается вместо методического кабинета.
Основные задачи:
- осуществление научных и опытно-экспериментальных направлений
- экспертиза образовательных программ
- мониторинговые исследования
Особенности:
В составе структуры НМЦ могут быть повышение квалификации педагогов, экспертные лаборатории, диагностические центры, отделы информации, мониторинга, редакционно-издательский отдел.
Формы работы: научно-практические конференции, экспертиза программно-методических документов, временные научно-исследовательские коллективы.
Основные уровни: городской и районный
5. Учебно-методический кабинет – организовывается в структуре институтов повышения квалификации педагогов или центров развития образования. Выполняют функцию дополнительного профессионального образования педагогов, подготовка экспертов, аттестационных комиссий, помощь тем, кто аттестуется на Высшую категорию.
Основные задачи:
- Создание условий для совместной работы всех образовательных учреждений
- Координация программ, проектов
- Дополнительное профессиональное образование
- Проектная деятельность
Основные уровни – городской
Формы работы: межучрежденческие объединения педагогов, межучрежденческие семинары, совещания, заседания, конкурсы.
Преимущества создания методических служб | Риски деятельности методических служб |
1. Ведение методической деятельности на разных уровнях: учреждение – структурное подразделение (медицинские работники, специалисты, педагоги), город – район – учреждение 2. Введение новых информационных услуг и видов методической продукции, качественный рост фондов методических служб 3. Активная реализация «внешней» методической функции – открытие на базе Методических служб консультационных, диагностических, информационных центров. 4. Новые подходы к созданию системы обеспечения профессионального роста педагогов – использование новых форм. | 1. Отсутствие единой координации методической деятельности учреждений и деятельности городских, районных методических служб (планы работы района, города) 2. Низкий уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогическому анализу 3. Недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки 4. Формальный подход к возможностям повышения квалификации педагогов, невнимание к личным интересам педагогов 5. Поверхностный характер обобщения передового педагогического опыта, научно-методического обеспечения педагогического процесса 6. Отсутствие системы отслеживания влияния методической деятельности учреждения на состояние и результативность педагогического процесса |
Основные причины возникновения рисков в работе методической службы:
- Слабая организация деятельности методической службы
- Изменение содержания и методов работы с детьми
- Дефицит кадров для такой работы
- Высокий объем работы
- Отсутствие четкого распределения обязанностей между методистами и педагогами
В настоящее время деятельность методической службы регламентируется не только локальным положением о работе службы, но и документами федерального уровня. Далее представлены выдержки из федеральных документов, иллюстрирующих характер происходящих изменений.
Выдержка из
ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «20» июля 2011 г. № 2151,зарегистрированы Минюстом РФ Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Настоящие Требования включают семь групп требований:
¾ требования к кадровому обеспечению;
¾ требования к материально-техническому обеспечению;
¾ требования к учебно-материальному обеспечению;
¾ требования к медико-социальному обеспечению;
¾ требования к информационно-методическому обеспечению;
¾ требования к психолого-педагогическому обеспечению;
¾ требования к финансовому обеспечению.
5. Требования к информационно-методическому обеспечению включают:
5.1. Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
¾ управлять образовательным процессом;
¾ создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
¾ формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
¾ использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
¾ проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
¾ осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
¾ осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
¾ Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;
3-4 Методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям:
комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает создание методической службы (региональной, муниципальной, образовательного учреждения), основными задачами которой являются:
¾ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
¾ удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
¾ создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
¾ оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
¾ содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
Проект закона РФ «Об образовании в РФ» - в главе 2 статья 5 дается разъяснение понятия «система образования РФ», в системе должен появиться новый компонент, раскрывающий деятельность специальных методических структур, определяющий основные направления работы методических служб разного уровня. Таким образом, методическая служба разных уровней получила официальный статус в РФ.
Глава 2 статья 15 – Система образования РФ:
¾ федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; образовательных программ различного вида, уровня и направленности;
¾ организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся (воспитанников);
¾ органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
¾ организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
¾ объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.