Методический кабинет современного детского сада
Ключевой составляющей микросреды детского сада является методический кабинет, который рассматривается как источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, как центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада, как центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения (Л.В.Поздняк, В.И.Зверева, К.Ю.Белая, Л.Н.Буйлова, С.В.Кочнева).
В условиях детского сада методический кабинет призван выполнять такие функции как:
-программное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса учреждения.
-оказание дифференцированной помощи воспитателям при повышении уровня их профессиональной компетентности, необходимого для реализации образовательной программы ДОУ.
-обобщение и систематизация педагогического опыта воспитателей детского сада.
Современный методический кабинет как часть образовательной среды дошкольного учреждения включает в себя эргономический, информационный, социальный и технологический компоненты. Каждый компонент, обеспечивая в целом процесс развития способности воспитателей решать разноплановые профессионально-педагогические задачи, выполняет свою ведущую функцию:
Эргономический компонент включает в себя обстановку методического кабинета (само помещение, мебель, оборудование и т.д.) и ориентирован на обеспечение эффективной, безопасной, комфортной профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
Информационный компонент включает в себя разнообразные информационные источники (справочную, педагогическую, нормативную литературу, книги, методические разработки, программное оснащение педагогического процесса, информацинно-рекламные объекты, Интернет-сайты), ориентирован на обновление педагогических знаний и умений педагогов;
Социальный компонент включает в себя всех субъектов образовательного процесса детского сада (воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, детей, родителей, представителей методической, психологической служб, социальных партнеров учреждения) и ориентирован на организацию их комфортного взаимодействия в условиях методического кабинета, с целью повышения способности воспитателей решать профессиональные задачи.
Технологический компонент включает в себя различные виды деятельности, организуемые в методическом кабинете (педагогическую, методическую, инновационную, опытно-экспериментальную, проектную и т.д.), посредством которых реализуются отношения между выделенными субъектами. Он ориентирован на различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта воспитателей.
Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что потенциал методического кабинета часто не дооценивается руководством дошкольного учреждения. Что, в свою очередь, снижает качество его функционирования и приводит к возникновению у воспитателей профессиональных трудностей и проблем в условиях реальной педагогической деятельности.
Для повышения эффективности работы методического кабинета необходимо регулярно оценивать его педагогические возможности и отношение педагогов к использованию источников среды. С этой целью важно определить систему критериев комплексной оценки его деятельности.
Начинать изучение потенциала методического кабинета целесообразно с эргономического компонента, а именно:
Наличие отдельного помещения;
Соответствие площади помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям (не менее 12 кв.м) – «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164)»
Обеспечение комфортности и безопасности пространства методического кабинета: достаточное световое оснащение рабочих зон, исправность оборудования методического кабинета, теплоизоляция, оснащение методического кабинета удобной и комфортной мебелью, обеспечивающей безопасность и гигиену деятельности воспитателей и т.д.;
Зонирование пространства методического кабинета, позволяющего эффективно организовать разные виды деятельности педагогов. Наличие таких зон, как:
3- Зона медиотеки, в нее входит:
библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий и т.д.
видеотека, включающая в себя учебно-методические и научно-популярные фильмы для детей, используемые воспитателями при организации педагогического процесса, детские художественные фильмы, подборка мультфильмов, видеоматериалы, созданные сотрудниками ДОУ: детские праздники и досуги, открытые занятия, проводимые в ДОУ, практические конференции, родительские собрания и т.д.
аудиотека, куда помещаются аудиоматериалы, используемые педагогами и специалистами ДОУ при организации различных видов детской деятельности: например, сборники детских песен, детских сказок, серия звуки природы и т.д.
2. Оргтехническая зона, предполагающая наличие компьютера и периферических устройств: принтера, сканера, копировальной машины и т.д. В выделенной зоне также размещаются все программное обеспечение, дискеты с материалами и т.д.;
3. Рабочая зона старшего воспитателя. Данная зона должна быть оснащена удобным столом, возможно персональным компьютером, поскольку деятельность методиста предполагает оформление большого объема методической документации.
4. Зона презентации, где представлены периодические и постоянно действующие выставки, помещается необходимая оперативная информация о деятельности педагогического коллектива и т.д.
5. Зона коллективной работы, позволяющая проводить педагогические собрания и совещания, заседания педагогического совета, семинары, консультации и т.д.
6. Зона индивидуальной работы необходима для организации работы воспитателя с материалами библиотеки, для проведения индивидуальных консультаций для педагогов, проводимых старшим воспитателем. Важно отметить, что возможно совмещение индивидуальной и коллективной зоны работы, однако следует помнить, что эти зоны могут быть востребованы одновременно.
Обеспечение физической доступности материалов методического кабинета для педагогов: размещение материалов на стеллажах с учетом антропометрических данных воспитателей, на доступной высоте, глубине;
Использование различных видов картотек для систематизации материалов: по направлениям деятельности детского сада, по возрастным группам, по персоналиям, по педагогическим категориям, оформление картотек аудиоматериалов, видеоматериалов, диафильмов и диапозитивов, информационного банка о новых поступлениях с целью обеспечения минимального времени поиска необходимого материала; Разработка электронных информационных картотек, каталогов, позволяющих воспитателям ускорить и облегчить поиск необходимой педагогической информации.
Использование Интернет – ресурсов для получения необходимой педагогической и методической информации;
Дифференциация материалов методического кабинета в соответствии с особенностями, потребностями, возможностями педагогов: молодые педагоги, педагоги с разным уровнем образования и стажем работы, с разным уровнем профессиональной компетентности, квалификационной категорией и т.д.
Обеспечение презентабельности материалов методического кабинета: привлекательное оформление информации, регулярное обновление информационного банка данных;
Определение четкого, стабильного режима работы методического кабинета, учитывая возможности, потребности, ожидания педагогов детского сада, выделение конкретного времени для индивидуальной работы педагогов с информационным банком данных, для групповой работы педагогов, для работы педагогов со старшим воспитателем: проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, выделение времени на проведение производственных совещаний и т.д.;
Возможность внесения корректировок в режим работы кабинета, учитывая оперативные проблемы, возникающие у педагогов в ходе их профессиональной деятельности;
Изучение информационного компонента методического кабинета включает в себя:
Наличие учебно-методических материалов в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения, а именно:
Нормативных документов, раскрывающие специфику деятельности педагогов детского сада;
Сборников действующих нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих работу дошкольного учреждения;
Литературы для старшего воспитателя, раскрывающей аспекты методической работы: организация работы методического кабинета, планирование педагогического процесса в детском саду, повышение квалификации педагогов, диагностика педагогического процесса, организация контроля в ДОУ и т.д.;
Справочной литературы: словарей, энциклопедий и учебников по дошкольной педагогике, психологии;
Изданий периодической печати, раскрывающих особенности работы дошкольных образовательных учреждений;
Программ дошкольного образования, используемых в практике работы детских садов;
Программного обеспечения (согласно лицензии и уставу)
Образовательной программы учреждения
Программы развития
Годового плана работы
Перспективных, календарно-перспективных и календарных планов старшего воспитателя, воспитателей, медицинского персонала, специалистов, педагогов дополнительного образования;
Протоколов заседаний педагогических советов детского сада;
Обеспечение доступности содержания представленной в кабинете информации: в первую очередь ознакомление старшего воспитателя с новой литературой, выделение того содержания, которое может использоваться педагогами детского сада, в виде аннотирования педагогической информации, оформления пояснений, объяснений, справок к научной литературе и т.д.;
Наличие материалов по работе с передовым педагогическим опытом в детском саду: разработка пакета диагностических материалов, позволяющих выявить ППО, обобщение полученных данных в виде сводных таблиц, описания результатов работы, творческих работ и т.д., материалов по внедрению ППО в практику работы детского сада, представление промежуточных и итоговых результатов, выводы и рекомендации по использованию опыта и т.д., рекламы педагогических достижений воспитателей (создание портфолио профессиональной деятельности, мультимедийных презентаций опыта работы отдельных воспитателей и т.д.);
Изучение социального компонента методического кабинета включает в себя:
Обеспечение регулярного взаимодействия воспитателей друг с другом, специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями, представителями социального окружения детского сада в условиях методического кабинета (определение целей, содержания, методов и приемов, сроков взаимодействия, наличие планов совместной работы, перечня справочно-аналитических документов, оформляемых в результате взаимодействия);
Обеспечение связи методического кабинета с аналогичными структурами города (городским методическим кабинетом, районными научно-методическими центрами), другими социальными партнерами: библиотеками ВУЗами, педагогическими колледжами, школами, музеями, театрами, учреждениями дополнительного образования детей и взрослых и т.д.. Учет при выборе социальных партнеров специфики работы ДОУ (вида, программно-методического обеспечения, наличия инновационной, опытно-экспериментальной деятельности и т.д.);
Отражение в материалах кабинета участия педагогов в районных и городских конференция, семинарах, конкурсах, фестивалях, презентациях опыта работы (награды, грамоты, благодарственные письма, статьи в научных и практических сборниках и т.д.);
Наличие результатов работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в детском саду – использование различных форм работы с педагогами в методическом кабинете: семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов и т.д.;
Наличие материалов по организации работы педагогических советов в детском саду: наличие информационных стендов о работе педагогического совета, сценариев заседаний коллегиального органа, докладов и сообщений, обсуждаемых на педагогических советах, планов подготовки педагогов к заседаниям и т.д.;
Обеспечение принципа коллегиальности при организации работы методического кабинета: распределение обязанностей между воспитателями, специалистами, педагогами дополнительного образования по оснащению, систематизации и обновлению материалов методического кабинета;
Изучение технологического компонента методического кабинета включает в себя:
Организацию различных видов деятельности воспитателей в условиях методического кабинета (педагогической, методической, инновационной, опытно-экспериментальной, проектной);
Создание дифференцированных коллегиальных органов, организующих деятельность воспитателей (кафедры по направлениям, проектные группы, методические объединения и т.д.); Наличие графика работы коллегиальных органов в условиях методического кабинета;
Создание органов управления, адаптированных к решению определенных методических задач (временные творческие объединения, кружки качества и т.п.);
Наличие материалов в методическом кабинете, подтверждающих практический характер работы творческих групп и объединений;
Включенность каждого педагога в научно-исследовательскую и (или) опытно-экспериментальную деятельность);
Выделенные направления содержания и критерии анализа деятельности методического кабинета могут использоваться как руководством учреждения для проведения самоэкспертизы, так и независимыми экспертами для вынесения экспертной оценки качества организации работы методического кабинета.
При использовании предложенного материала необходимо помнить, что особенности его применения будут обусловлены спецификой деятельности дошкольного образовательного учреждения (видом, категорией, программно-методическим обеспечением, кадровым потенциалом детского сада, организацией инновационной или опытно-экспериментальной работы, вариативностью социального партнерства ДОУ). В зависимости от выделенных особенностей наполняемость компонентов методического кабинета может быть различной.