Раздел V. Политика как общественное явление
Задание 1. Работа с текстом. «В основе политической власти лежит особый тип политического неравенства – неравенство политическое. …Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неординарной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества. В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу и иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п. История общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию. Воспроизводству отношений политическую власти способствуют нормы и правила, регулирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт) Вопросы и задания к тексту:
| 8б |
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста • На становление политического мира личности оказывают влияние: возможность участия в политической деятельности; ________________________________________________________ система обеспечения прав и свобод личности; ________________________________________________________ • Политические убеждения формируются: на основе научно обоснованных знаний; ________________________________________________________ • На развитие политического сознания личности оказывают влияние: собственный социальный опыт; ________________________________________________________ • По степени участия в политической жизни выделяют несколько типов личности: аполитичный тип личности; __________________________________________________________; __________________________________________________________; член политической партии; __________________________________________________________; профессиональный политик; __________________________________________________________ • Гражданство подтверждается документами: ___________________________________________________________ свидетельством о рождении; ___________________________________________________________ • Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства: ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ гражданин не может быть лишен гражданства. • «Закон О гражданстве РФ» устанавливает способы приобретения гражданства: по рождению: ______________________________________ в результате его признания; ______________________________________ в результате восстановления в гражданстве; ______________________________________ • Гражданство Российской Федерации может прекращаться: _________________________________________________________________ в связи с отменой решения о приеме в гражданство; __________________________________________________________________ | 5б |
Задание 3. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
| 4б |
Самостоятельная работа № 6
Раздел VI. Право
Задание 1. Внимательно изучите статьи Кодексов РФ (приложение 1), материал учебника (Важенин А.Г. Обществознание п. 6.4; 6.5) и выполните задания. Правоспособность- __________________________________________________________ _______________________она возникает__________________________ и прекращается__ _______________________________(ст.____ ____РФ) Дееспособность - ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Она возникает_________________________________________________________________ ______________________________________________________(ст.______ ___________) Эмансипация – это_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Задача1. Маша Степанова после смерти обоих родителей проживала одна в квартире, доставшейся ей по наследству. Попечителем был её брат, проживавший с семьёй в соседнем доме. В 16 лет Маша решила выйти замуж за своего знакомого, который намеревался переехать на Север работать. Они подали заявление о снижении брачного возраста в местную администрацию, и, получив разрешение, зарегистрировали свой брак. После этого, Маша решила продать свою квартиру. Однако орган опеки отказался зарегистрировать договор, поскольку Маша является несовершеннолетней, а значит, для совершения сделки ей необходимо получить согласие попечителя, а также органа опеки и попечительства. Маша обратилась в суд. Какое решение должен принять суд? Обоснуйте его решение, ссылаясь на статьи Кодексов РФ.__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Задача 2. Дмитрий Цвелев, жил у своей тёти, учился в 11 классе средней школы и находился на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Цвелев купил у своего знакомого Мазурина магнитофон, истратив на это деньги, присланные ему на приобретение пальто и костюма. Когда отец Дмитрия узнал об этой покупке. Он потребовал расторжения договора между его сыном и Мазуриным и обратился с иском в суд. Мог ли Дмитрий Цвелев израсходовать присланные ему деньги? Действителен ли договор между Цвелевым и Мазуриным?___________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Задача 3. 16 – летний Николай сдал квартиру, которую он получил по наследству после смерти своей бабушки, и заключил договор аренды. Обладает ли Николай дееспособностью для совершения таких сделок? _____________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задача 4. 16 – летний Владимир заработал деньги и решил положить их в банк. Но кассир отказался принимать вклад, мотивируя это тем, что Владимир пришёл без паспорта и он ещё несовершеннолетний. Прав ли кассир? ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ | |
Задание 2. Внимательно изучите статьи Кодексов РФ (приложение 2), материал учебника (Важенин А.Г. Обществознание п. 6.10; 6.11) и выполните задания. Задача 1. Несовершеннолетний Михеев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. и ч.2 ст.105 УК РФ, т.е. в убийстве из хулиганских побуждений. Санкция ч.2 ст.105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет либо смертную казнь или пожизненное лишение свободы. Какое наказание суд может назначить Михееву? Обоснуйте, ссылаясь на статьи УК РФ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задача 2. На дискотеке несовершеннолетний Марченко и Николаев принимали наркотические вещества. Затем между ними произошла драка, в результате Николаев был дотавлен в больницу с переломом бедер и сотрясением мозга. В кабинете следователя Марченко говорил: «Честное слово, я ничего не помню! Мы собирались на дискотеку, танцевали, потом укололись и всё» Будет ли Марченко привлечён к ответственности? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задача 3. По подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст.188 УК (контрабанда) и ст.158 УК (кража), были задержаны трое молодых людей. Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности, если их возраст ко времени наступления преступления был таким: Сидоров – 14 лет, Капитонов – 16 лет, Баринов – 18 лет. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задача 4. 14 летний Ребров и 12 – летний Кротов положили на рельсы несколько шпал и тормозных башмаком, оставленных путейцами. Машинист электровоза Парамонов обнаружил опасность и путём экстренного торможения предотвратил крушение поезда. Подлежат ли уголовной ответственности Ребров и Кротов? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ | |
Задание 3. Приведите три аргумента, доказывающие необходимость ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан с целью защиты их прав. Подтвердите примером любой их них. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ |
Приложение № 1 (к СРС № 6)