Праздник «Посвящение в ученики».

Учебное время нецелесообразно разбивать на отдельные уроки. День можно завершить чаепитием или как-то иначе – на усмотрение учителя. Могут присутствовать родители. Детям лучше быть в парадной школьной форме (если курс проводится в детском саду, то в белых воротничках). Этот день – инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками. Предлагаемый ниже сюжет был для нас лишь общей канвой праздника «Посвящение в ученики». В этот день дети выполняли многие задания из описанных выше. За каждый удачный ответ они получали ордена. Их заранее изготовили они сами вместе с родителями. Можно изготовить ордена и втайне от малышей (с помощью старших учащихся школы). Тогда ордена станут еще и приятным сюрпризом для начинающих школьников. Важно, чтобы никто из детей не ушел с праздника ненагражденным, ведь все они должны стать в этот день учениками!

Еще раз подчеркнем, что этот праздник должен стать для детей радостным событием, и мы уверены, что вы не хуже нас знаете, как это сделать.

В игре на сюжет «Лесная школа» лучше, если дети будут сидеть не за партами, а на стульях, поставленных посредине класса в кружок. В центре круга – место для лесной школы. (Можно поставить 4 стульчика и рассадить на них игрушки.)

1. Учитель приглашает детей в гости в лесную школу. Каждый ребенок должен познакомиться со зверюшками-учениками и определить, на кого из них он больше всего похож. Учитель представляет классу новых персонажей:

А) Лошадка. Чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой вымыла ушки, расчесала гриву и хвостик, ровно подстригла челочку, надела новые носочки. Вежливо слушает, улыбается, кивает головой, делает все, что ей говорят, сразу. Учитель спрашивает, кому Лошадка понравилась, кто хоть немножко на нее похож (хочет быть похожим). Тем, кто поднял руку, выдает синие фишки (синяя фишка – «значок Лошадки»).

Б) Медвежонок. Сразу видно, какой он умный, как много знает. Он очень хотел в школу: ведь там можно все-все узнать, там задают задачи, а он очень любит ломать голову над всякими загадками. Когда Медвежонок думает (а думает он все время), он чешет лапой за ухом. Поэтому голова у него всегда лохматая. Так как Медвежонок все время думает о чем-то умном, то несколько рассеян, может не заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. Но потом очень огорчается и обязательно извиняется. Учитель спрашивает, кто похож на Медвежонка (хочет быть похожим). Этим детям раздаются коричневые фишки – «значок Медвежонка». (Каждый ребенок может получить сразу много фишек.)

В) Белочка. Больше всего на свете любит веселую компанию. Очень хотела в школу: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать, посмеяться. Белочка – болтушка, но она знает много историй, песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка – очень ласковый зверек. Если тебе грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком. Но сама может расплакаться, если ее никто не замечает, не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, Белочка сердится и кидается шишками... Учитель спрашивает, кому нравится Белочка, кто хоть немножко на нее похож. Эти дети получают желтые фишки – «значок Белочки».

Г) Котенок. Это самый лучший фантазер и выдумщик. Он так хорошо умеет придумывать игры, что с ним всегда интересно. И сам он никогда не скучает. Если рядом друзья, Котенок затевает общую игру. Если никого нет, он может играть с чем угодно: с клубочком ниток, с палочкой, с собственным хвостиком. У него покладистый, добродушный характер, и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?» Учитель спрашивает, кому нравится такой друг, кто сам похож на Котенка («значок Котенка» – розовая фишка).

2. Учитель добавляет всем детям фишки. Теперь у каждого ребенка должно быть 4 фишки: синяя (Лошадкина), коричневая (Медвежонка), желтая (Белочкина), розовая (Котенка).

Теперь учитель представляет детям учительницу лесной школы – Кенгуру. Дает классу задание: «Кенгуру – прекрасная учительница. Такая, что лучше не бывает. Опишите ее характер, что она любит... Как вы думаете, кого из учеников она будет любить больше всех?» (От лица Кенгуру учитель показывает, что она любит каждого ученика за его чудесные качества, видит, у кого какие будут трудности, и обязательно всем поможет.)

3. Дети проигрывают поведение каждого персонажа в типичных школьных ситуациях:

а) построиться;

б) сесть за парту;

в) поднять руку для ответа.

Лошадка все делает серьезно и старательно. Медвежонок все делает неуклюже. Белочка все время вертится и болтает. Котенок во все играет: его действия утрированы, гротескны, он хочет всех рассмешить. Во время этой игры учитель:

а) сам делает все, что предлагает сделать детям;

б) комментирует игру учеников, обращая внимание на самые яркие и оригинальные решения.

Выступая от лица каждого персонажа, дети берут соответствующие фишки.

Урок письма. Учитель на доске дает образец работы: пишет 3 ровных крючочка. Рядом пишет крючочки за игровых персонажей (4 варианта).

Праздник «Посвящение в ученики». - student2.ru

Написав и прокомментировав каждый вариант, спрашивает класс: «Кто из зверюшек это написал? (Дети отвечают, подняв нужный значок.) Что каждому сказал учитель?» Сам показывает, как он оценивает каждую работу, отмечая ее достоинства и советуя, как ее улучшить:

а) написано почти как в прописи или как на доске;

б) написано коряво;

в) этот ученик сказал: « Просто крючочки рисовать скучно. Пусть это будут зонтики»;

г) учитель спросила: «Почему ты написал целую строчку? Я ведь просила только три крючка». А ученик ответил: «Я прослушал». Перемена. Желающие выходят в центр круга и изображают какого-нибудь зверька. Класс угадывает, кого изобразил ребенок.

Урок математики. Учитель показывает 4 треугольника, просит всех зверей сосчитать фигуры. Все отвечают правильно. Затем он складывает треугольники в квадрат и спрашивает, сколько теперь стало треугольников.

Сначала дети решают эту задачу каждый от своего имени. Потом учитель показывает, как ведут себя ученики лесной школы. Лошадка поднимает руку (ногу), встает и четко отвечает развернутым ответом: «Теперь тоже четыре треугольника». Котенок поднимает все четыре лапки вверх и болтает ими: «Мяу! Четыре было, четыре осталось». Белочка: «Да-да-да. Я тоже так думаю. Я сразу догадалась. Я очень хорошо умею считать. Моя мама говорит, что я научилась считать еще в колыбели...» Медвежонок долго чешет в затылке, а потом с места, не вставая, говорит: «Мне кажется, что теперь получается восемь». Учитель спрашивает, чей ответ детям понравился больше остальных.

7. В класс лесной школы входит новенький – Зайка. Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахивает слезинки. Кто как его утешит? Желающие подходят к Зайке (его изображает учитель, держа в руках игрушку) и пробуют его утешить. Каждый говорит, почему в школе хорошо и не страшно. Класс – зрители – пытается определить, от чьего имени говорит ребенок.

8. Учитель-Кенгуру должен дать каждому своему ученику домашнее задание, которое должно быть трудным для этого зверька, но выполнимым. Цель задания: потренировать ученика в том, что у него не получается.

Сначала дети сами предлагают задания для каждого зверька. Потом учитель называет те задания, которые задала Кенгуру, а класс определяет, кому из зверят они адресованы. Задания:

1) целую минуту сидеть молча и внимательно рассматривать цветок, а завтра в классе описать его;

2) совершить одну маленькую и безвредную проказу: перепрыгнуть через забор (хотя рядом есть калитка) или залезть в лужу;

3) сделать одно серьезное, взрослое дело: перевести слепого крота через дорогу или принести больной Крольчихе гостинец от Братца Кролика;

4) целую минуту ни о чем не думать: кувыркаться или играть в футбол;

5) выучить песенку «Нам не страшен серый волк...» и завтра спеть ее классу.

Учитель спрашивает детей, какое, по их мнению, задание больше всего понравится ученикам лесной школы.

9. Возвращение из лесной школы в свой класс. Все встают в круг. Каждый делает шаг вперед и назначает домашнее задание самому себе.

10. Учитель предлагает детям придвинуть стулья к партам (можно сесть спиной к доске). Каждому на листе бумаги написать свое имя и фамилию (если ребенок не может написать фамилию полностью, то пишет только первую букву). Перевернуть лист. Взять 5 карандашей: черный, коричневый, синий, розовый и желтый. Раскрасить лист так, чтобы было видно, сколько в ребенке страха (черный), ума (коричневый), послушания (синий), выдумки, веселости (розовый), разговорчивости, общительности (желтый). Учитель объясняет это задание следующим образом. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы весь лист коричневым. Но живой человек тем и отличается от игрушки, что он сложный: в нем всего много. Но все люди разные – в одних больше веселости, общительности, в других – пугливости и т.п.

Примечание. Предложенные здесь персонажи воплощают 5 типов учеников: тревожный, интеллектуальный, исполнительский, игровой и коммуникативный. Ясно, что эти типы могут быть воплощены в самых разных образах. Эти персонажи – чистая условность, их можно заменить другими. Цвета, которые символизируют персонажи, столь же условны. В описанный здесь сюжет праздника мы включали задания учебного типа и оценку их выполнения. Мы обсуждали с детьми, как пишут, считают, читают, выполняют школьные правила персонажи лесной школы, а затем предлагали нашим ученикам сделать то же самое. За эти задания они и получали награды (ордена).

Приложение

Наши рекомендации