Глава 28. полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания граждан
Часть 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации устанавливает одну из основ конституционного строя Российской Федерации – социальность государства.
«В основе процветания государства, - указывает Ю.Н.Старилов, - непременно должно находиться благосостояние народа, обеспечением которого обязано заниматься сильное государство».[426] Между тем, по мнению Е.В.Охотского, «становление России как социального государства в целом идет медленно и с серьезными издержками. Россия по многим позициям существенно не дотягивает до современных социальных стандартов».[427]
В реализации социальной политики государства важная роль принадлежит органам местного самоуправления. И хотя последние, согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти, они являются проводниками социальной политики государства, выполняют ряд государственных функций, наделены законами и собственными полномочиями в области социального обслуживания граждан.
Деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению базовых жизненных потребностей людей, участие в организации социальных услуг нуждающимся гражданам в условиях экономического кризиса, приведшего к росту потребительских цен, снижению реальных доходов населения приобретает важное значение. Особенно если учесть, что число бедных граждан России, доходы которых ниже прожиточного уровня весной 2015 года, достигло по российской статистике почти 23 млн. человек.[428]
Под социальным обслуживанием граждан, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №442-ФЗ)[429] понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальные услуги представляют собой действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, юридической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Федеральный закон №442-ФЗ не устанавливает полномочий органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания граждан и не включает их в систему социального обслуживания. Однако в эту систему включены негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги. А согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ)[430] оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ)[431], входит в перечень вопросов местного значения городских, сельских поселений, а это значит, что органы местного самоуправления поселений фактически участвуют в функционировании системы социального обслуживания граждан.
Органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим 18 видов деятельности, перечисленных в Федеральном законе №7-ФЗ, в том числе в сфере социального обслуживания, социальной поддержке и защиты граждан.
Поддержка таких социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется органами местного самоуправления в формах финансовой, имущественной, информационной, консультативной поддержках, а также в форме поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме перечисленных форм поддержки, органы местного самоуправления могут предоставлять социально ориентированным некоммерческим организациям льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также предоставлять юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Муниципальные образования, наряду с перечисленными в Федеральном законе №7-ФЗ формами поддержки, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере социального обслуживания, в иных формах за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов. К полномочиям органов местного самоуправления по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций указанный закон относит создание условий для деятельности таких организаций, в том числе разработку и реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на их развитие на территориях муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону №136-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов имеют право на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Федеральный закон №442-ФЗ к числу таких условий относит право органов местного самоуправления с участием общественных организаций формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, расположенными на территориях муниципального образования, и утверждать положение о них. Информация о деятельности общественного совета размещается органом местного самоуправления, при котором он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет». Согласно Федеральному закону №442-ФЗ общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.
Рассмотренные меры поддержки органами местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания граждан предусмотрены федеральными законами. Новый Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг» от 3 июля 2016 года (далее Федеральный закон №287-ФЗ)[432] предусматривает возможность органов местного самоуправления устанавливать своими муниципальными правовыми актами порядок приоритетного предоставления мер поддержки некоммерческим организациям – исполнителям общественно полезных услуг. Под последними Федеральный закон №287-ФЗ понимает социально ориентированные некоммерческие организации, которые на протяжении одного года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющиеся некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранных агентов, и не имеющие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.
Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, а также перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством РФ в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом РФ.
Правительство РФ своим распоряжением от 08.06.2016 года №1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»[433] установило, что удельный вес учреждений социального обслуживания, основанный на иных (негосударственных) формах ответственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности должен составлять к 2018 году не менее 10%.
Помимо полномочий в сфере социального обслуживания граждан, закрепленных законом, органы местного самоуправления осуществляют меры социальной поддержки, предусмотренные законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Так, согласно Закону Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области»[434] выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств местных бюджетов муниципальных образований Тюменской области, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в профессиональных образовательных организациях высшего образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием.
Кроме того, областным законом предусматривается право органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливать дополнительные меры социальной поддержки работникам медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения за счет средств местного бюджета.
Законом Тюменской области «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тюменской области»[435], наряду с установленными Федеральным законом №7-ФЗ видами деятельности, социально ориентированными признаются некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в сфере защиты семьи, детства, материнства и отцовства, укрепления традиционных семейных отношений и ценностей, профилактики и преодоления социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под социальным обслуживанием граждан?
2. Какие социальные услуги оказывают органы местного самоуправления?
3. Какие формы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций используют органы местного самоуправления?
4. Какие некоммерческие организации могут быть признаны исполнителями общественно полезных услуг?
5. Вправе ли субъекты РФ устанавливать своими законами дополнительные меры социальной поддержки граждан, осуществляемые органами местного самоуправления?