Полномочия органов государственной власти, функции органов местного самоуправления и общественных объединений в сфере внутренних дел

Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации. Оно обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферах жизнедея­тельности на всей территории России; осуществляет законода­тельное регулирование организации управления внутренними делами, устанавливает общие принципы, основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесен­ные к ведению Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации. Как глава государства Президент России издает указы по вопросам, относя­щимся к сфере внутренних дел, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности. Президент при обстоя­тельствах и в порядке, предусмотренных законодательством, вво­дит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообще­нием об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Он включает на должность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности, назначает и освобождает от должности командующего внутренними войсками; утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федера­ции; принимает другие меры по укреплению правопорядка и общественной безопасности.

Полномочия Правительства Российской Федерации. На осно­ве и во исполнение законов, указов Президента и иных актов Федерального Собрания и Президента Правительство России издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществля­ет меры по обеспечению законности, охране общественного по­рядка, защите прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасно­сти. Правительство объединяет и направляет работу федераль­ных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет меры по охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности, а также реализует иные пол­номочия в сфере внутренних дел, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством Рос­сии и указами Президента Российской Федерации.

Полномочия органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответ­ствующие нормативные акты (законы, указы, постановления, рас­поряжения), в которых детализируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особенностям соответствующего субъекта Российской Фе­дерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции органы представительной и исполнительной власти респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа осуществляют собственное право­вое регулирование в сфере внутренних дел, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Представитель­ные органы субъектов Российской Федерации принимают зако­ны и иные правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на соответст­вующей территории. Правительства, администрации (прави­тельства) краев, областей, городов федерального значений, автономной области и автономных округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на соответствующей территории субъекта Российской

федерации, проводят мероприятия по защите интересов государ­ства и общественной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им помощь; организуют борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и др.

Органы представительной и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации наделены полномочиями по формиро­ванию органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел. Они образуют министерства внутренних дел республик, уп­равления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, городские и районные органы внутренних дел. На основе двойного подчи­нения органов внутренних дел правительство (администрация) субъекта Российской Федерации направляет деятельность под­чиненных им органов внутренних дел и координирует их работу с другими государственными органами и общественными форми­рованиями, участвующими в охране правопорядка; рассматри­вает вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимает по ним правовые акты; ставит перед органами внутренних дел задачи, координирует планы работы органов внутренних дел, направляет работу орга­нов внутренних дел по подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создает им необходимые социальные условия для работы; утверждает штаты криминальной милиции и мили­ции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджета субъекта федерации.

Компетенция органов представительной и исполнительной врасти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел определяется Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями, закона­ми республик, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. .. Функции органов местного самоуправления в сфере внутренних дел. К числу функций, реализуемых органами местного самоуправления, относятся, в частности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В муници­пальных образованиях субъектов Федерации (городах, районах и т.д.) действует милиция общественной безопасности, которая, являясь составной частью российской милиции, функ­ционирует в качестве самостоятельного структурного звена в системе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Органы местного самоуправления за счет собственных и привле­ченных средств могут создавать и содержать муниципальные органы охраны общественного порядка. Они обеспечивают необ­ходимые условия для эффективного функционирования подраз­делений местной милиции в целях обеспечения правопорядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной об­становки.

Органы местного самоуправления принимают меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в связи с проведением массовых мероприятий — митингов, демон­страций, шествий, пикетирования и т.д.

К вопросам местного значения относятся также обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

При возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоо­тий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка ор­ганы местного самоуправления принимают меры по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и имущества.

При органах местного самоуправления состоят комиссии: административная, по делам несовершеннолетних и др. Указан­ные комиссии участвуют в обеспечении общественного порядка и законности на территории муниципального образования.

Вопрос 70. Организационно-правовые формы управления иностранными делами

Государственное управление иностранными делами — это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики Республики Беларусь. Согласно Конституции внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права[[1]].

С целью обеспечения национальных интересов Республики Беларусь ее внешняя политика направлена на выполнение важнейших задач, среди которых: утверждение и развитие Республики Беларусь как независимого, демократического государства; обеспечение стабильности международного положения Республики Беларусь; сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ; включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития, обеспечения граждан и повышения благосостояния народа; защита прав и интересов граждан Республики Беларусь, ее юридических лиц за границей.

Республика Беларусь как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ими договоры, обменивается представительствами, участвует в деятельности влиятельных международных организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ и др.) в объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов.

В соответствии с Основными направлениями внешней политики Республики Беларусь государство реализует внешнюю политику на таких началах: проводит открытую внешнюю политику, стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных государств или групп государств; строит свои двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами и международными организациями на основе принципов добровольности, взаимоуважения, равноправия, взаимовыгодности, невмешательства во внутренние дела; Республики Беларусь не является врагом ни одного государства, осуждает войну как орудие национальной политики и др. Президент Республики Беларусь выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства. Как глава государства он представляет Республики Беларусь в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства и т.д.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает в пределах своих полномочий проведение внешней политики Республики Беларусь и осуществляет координацию всех участников внешнеполитических связей государства.

МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Основными задачами МИД являются:- реализация единой внешней политики Республики Беларусь, в том числе координация политики в области внешнеэкономической деятельности; - обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; - представление Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; формирование, поддержание и укрепление позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом; - координация деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению единой политики Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; - защита прав и интересов физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом; - создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Республики Беларусь за рубежом; - планирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; - сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития и внесение Президенту Республики Беларусь, в Правительство Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь предложений и рекомендаций по тактическому реагированию и стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества в интересах Республики Беларусь; - обеспечение реализации решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; - координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по формированию и совершенствованию договорно-правовой базы отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; - контроль за исполнением международных договоров Республики Беларусь государственными органами Республики Беларусь и оказание содействия в исполнении международных договоров Республики Беларусь; - координация работы по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации; - руководство работой загранучреждений Республики Беларусь; - представление информации по условиям осуществления внешнеэкономической деятельности государственным органам, иным юридическим и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным партнерам; - обеспечение развития инфраструктуры внешнеполитической деятельности Республики Беларусь и оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики; - координация работы по формированию режима внешней торговли товарами в отношениях с иностранными государствами; - содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь; - содействие общественным объединениям Республики Беларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом.

МИД в соответствии с возложенными на него задачами: - изучает факторы и тенденции международного развития, международное положение, внутреннюю и внешнюю политику иностранных государств, деятельность международных организаций и движений, анализирует развитие отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, степень эффективности ее участия в работе международных организаций и вносит предложения Президенту Республики Беларусь и в Правительство Республики Беларусь по определению приоритетов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; - осуществляет информационно-пропагандистское обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; - координирует сотрудничество государственных органов Республики Беларусь с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований, а также в рамках международных организаций и межгосударственных образований; - руководит деятельностью представителей Республики Беларусь в органах Союзного государства, Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств; - ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Республику Беларусь, координирует и контролирует выполнение договоренностей по результатам этих визитов и др.

МИД в пределах своей компетенции имеет право: - запрашивать и получать от республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и индивидуальных предпринимателей информацию, необходимую для выполнения возложенных на МИД задач и функций; -заслушивать представителей республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома, а также руководителей государственных организаций по вопросам, относящимся к компетенции МИД, давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания по устранению допущенных недостатков и в случае невыполнения этих указаний ставить вопрос о персональной ответственности соответствующих руководителей; - привлекать в установленном порядке для консультаций, изучения и решения проблем в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности заинтересованные республиканские органы государственного управления, организации, научные учреждения, отдельных, в том числе зарубежных, ученых и специалистов, а также международные и иностранные научно-исследовательские, консалтинговые, экономические, финансовые, аудиторские и иные учреждения; - проводить с участием заинтересованных совещания по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; - принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, организовывать и проверять их исполнение; - принимать в необходимых случаях совместно с другими республиканскими органами государственного управления нормативные правовые акты; - заслушивать глав загранучреждений Республики Беларусь по вопросам осуществления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; - учреждать печатные издания; - учреждать награды МИД; - создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке государственные организации, подчиненные МИД; - осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

МИД возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр по должности является членом Президиума Совета Министров Республики Беларусь, имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.

Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в МИД в установленном порядке образуется коллегия в составе Министра, его заместителей, директора департамента внешнеэкономической деятельности, других работников центрального аппарата МИД и руководителей загранучреждений Республики Беларусь. В случае необходимости в работе коллегии могут принимать участие представители государственных организаций, подчиненных МИД. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, постановлениями МИД и приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о нем в Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Центральный аппарат МИД и загранучреждения Республики Беларусь финансируются за счет средств республиканского бюджета.

МИД является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.

Вопрос 71. Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Росрегистрации и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство юстиции РФ как отраслевой орган представляет собой управленческую вертикаль, и система его структурных подразделений является строго централизованной. В субъектах Федерации отсутствуют министерства и управления юстиции при администрациях республик, краев и областей. В федеральных округах и субъектах Федерации функционируют управления юстиции Минюста РФ, выведенные из подчинения местным властям.

В соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ, основными задачами Минюста России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативное правовое регулирование в этой сфере;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы в федеральных округах и субъектах Федерации, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных для реализации возложенных на министерство задач и предоставленных полномочий.

Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Реализация государственной политики в сфере права прежде всего заключается в участии Минюста России в правовом обеспечении деятельности государственных органов, совершенствовании законодательства. В этих целях Министерство юстиции РФ наделено Положением о нем соответствующими полномочиями, в частности оно:

1) вносит Президенту и в Правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели их деятельности;

2) обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

4) участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

5) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства;

6) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

7) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

8) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам и осуществляет государственный учет этих актов;

9) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

10) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В сфере нотариата и адвокатуры Минюст России:

1) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативному правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;

2) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Федерации и утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката.

Осуществляя координацию и контроль деятельности подведомственных служб, Минюст России:

1) обобщает практику их работы и принимает меры, направленные на ее совершенствование;

2) разрабатывает на основании данных, представляемых подведомственными Минюсту России федеральными службами, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования этих служб;

3) осуществляет контроль за соответствием их решений законодательству РФ.

Минюст России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Для этих целей он наделен обширными полномочиями.

Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

В Минюсте России образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных министерству федеральных служб, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Финансирование расходов на содержание Министерства юстиции РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них лиц, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральным законам;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Правовую основу деятельности ФСИН России составляют Конституция РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», другие нормативные правовые акты РФ, акты Минюста России.

Для выполнения поставленных задач ФСИН России наделена соответствующими полномочиями в установленной сфере деятельности. Так, данная федеральная служба обеспечивает: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

ФСИН России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ . Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

Основные задачи Росрегистрации:

1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;

3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;

4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

5) управление территориальными органами Росрегистрации.

Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы в субъектах Федерации.

Для выполнения поставленных задач Росрегистрация наделена необходимыми полномочиями. Их можно сгруппировать по ряду направлений:

1) полномочия, связанные с государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, включая обеспечение соблюдения правил ведения единого государственного реестра этих прав и соответствующих сделок, в том числе в электронном виде;

2) полномочия, обеспечивающие принятие решений о государственной регистрации общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц, религиозных организаций; полномочия на осуществление контроля за соответствием деятельности общественных объединений, политических партий и религиозных организаций требованиям законодательства РФ и их уставным целям;

3) полномочия, связанные с осуществлением организационно-методического руководства деятельностью территориальных органов по ведению реестров адвокатов субъектов Федерации, выдаче удостоверений адвокатов, а также по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

4) полномочия, обеспечивающие нотариальную деятельность: открытие и упразднение нотариальных контор в субъектах Федерации, наделение нотариусов правом на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации, выдача лицензий на право нотариальной деятельности, контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

5) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций; обращается в установленном порядке в арбитражный суд с заявлениями об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций; обращается в установленном порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего; оказывает поддержу саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансограниченной несостоятельности; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций и реестр арбитражных управляющих;

6) ведет учет зарегистрированных политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ; предоставляет в установленном порядке информацию физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях и правах.

Росрегистрацию возглавляет директор Федеральной регистрационной службы – главный государственный регистратор Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий.

Территориальным органом Росрегистрации по субъекту (субъектам) РФ является главное управление или управление (в зависимости от масштабов и значимости регистрационного округа, на территории которого расположен конкретный регистрационный орган). В структуру территориальных органов входят обособленные подразделения Росрегистрации, создаваемые в муниципальных образованиях. Территориальные органы Росрегистрации в пределах, установленных правовыми актами полномочий, независимы в своей деятельности от органов государственной власти субъекта (субъектов) РФ, органов местного самоуправления.

Территориальный орган Росрегистрации по субъекту (субъектам) РФ возглавляет начальник – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции РФ.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России подведомственна Министерству юстиции РФ.

Основные задачи ФССП России:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Эти задачи ФССП осуществляет непосредственно (центральный аппарат) и через территориальные органы в субъектах Федерации.

ФССП России – единственный государственный орган принудительного исполнения решений судов различной юрисдикции и ряда других органов, предусмотренных законом (например, налоговых органов).

Для реализации поставленных задач ФССП России наделена соответствующими полномочиями. Так, она обеспечивает установленный порядок деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов и применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества.

ФССП России организует в соответствии с законодательством РФ: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет директор – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП полномочий.

Директор ФССП России организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Положением о Службе.

Приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 183 «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации» утверждены Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов и Перечень этих органов, которым определены территории субъектов РФ, на которых они действуют, и их местонахождение.

Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является главное управление (управление, отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) Федерации.

Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России, если иной порядок не установлен законодательством. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.

Вопрос 72. Управление социальной защиты населения (далее – Управление) администрации муниципального района «Корочанский район» (далее – администрации района) является отраслевым (функциональным) органом администрации Корочанского района, который проводит государственную политику в области социальной защиты населения, а также координирует данную деятельность в своих структурных подразделениях.

В структуру Управления входят:

- отдел по выплате пособий и компенсаций;

- отдел субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- отдел по работе с инвалидами, ветеранами и пожилыми гражданами, опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц;

- отдел опеки и попечительства несовершеннолетних лиц, защите семьи, материнства и детства;

- отдел информационных технологий;

- отделения социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Основные задачи Управления:

- осуществление государственной политики в сфере социальной защиты населения Корочанского района;

- организация социальной защиты населения Корочанского района по предоставлению гражданам прав, гарантированных законами Российской Федерации и Белгородской области, нормативными и распорядительными правовыми актами органов государственной власти Белгородской области, администрации Корочанского района и Муниципального совета муниципального района «Корочанский район» Белгородской области;

- реализация федеральных, областных и муниципальных программ социальной защиты населения;

- внедрение новых социальных технологий, анализ и прогнозирование потребности в социальной помощи различным группам и категориям граждан;

- совершенствование системы социально-бытового обслуживания населения Корочанского района;

- организация и проведение работ, направленных на реализацию закона Белгородской области от 10.05.2006 года №40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан»;

- участие в управлении проектами в муниципальном районе «Корочанский район» Белгородской области;

- информационное сопровождение деятельности управления.

Основные функции Управления:

- определение основных направлений развития системы социальной защиты населения Корочанского района;

- осуществление полномочий по организации предоставления и предоставлению отдельных мер социальной защиты, переданных в соответствии с законом Белгородской области от 10.05.2006 №40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», Социальным кодексом Белгородской области;

- разработка целевых программ, новых социальных технологий, эффективных методов социальной защиты и социальной поддержки населения;

- анализ объема и качества услуг, оказываемых социальными службами, их соответствия потребностям населения, эффективности предоставления;

- взаимодействие с общественными организациями Корочанского района, оказание им помощи в реализации социальных программ по защите прав ветеранов, пенсионеров, инвалидов;

- организация работы по социально-бытовому обслуживанию граждан, нуждающихся в социальной поддержке, согласно действующему законодательству;

- соблюдение регионального стандарта «Качество услуг в области социальной защиты населения»;

- осуществление приема граждан и представителей предприятий, учреждений и организаций, рассмотрение и принятие решений по их предложениям, заявлениям, обращениям и жалобам в пределах компетенции управления;

- участие в разработке проектов в муниципальном районе «Корочанский район» Белгородской области;

- иные функции в сфере социальной защиты, в т.ч. в области:

Социального обеспечения и социальной поддержки (назначение государственных, ежемесячных, единовременных пособий, компенсаций, субсидий и других денежных выплат различным категориям граждан),

Наши рекомендации