Полномочия органов местного самоуправления по формированию и учету муниципальной собственности

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

ГК РФ (ст. 212) воспроизводит соответствующую основу конституционного строя России, закрепляя признание всех форм собственности, включая и муниципальную, а также предусматривая равную защиту прав всех собственников. В этой же статье определены субъекты права муниципальной собственности: муниципальное имущество находится в собственности муниципальных образований.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может закрепляться за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, составляют казну муниципального образования.

В 1990-х гг. на этапе первоначального формирования института местного самоуправления в нашей стране Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[287] устанавливал, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, — непосредственно население. Между тем в законодательстве субъектов РФ не всегда имелись конкретные нормы, устанавливавшие правомочия населения по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. В уставах же муниципальных образований почти всегда закреплялось, что права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а случаи непосредственного участия населения в управлении и распоряжении муниципальным имуществом, за редкими исключениями, не предусматривались.

В действующем Законе об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. о полномочиях населения по управлению муниципальной собственностью не упоминается. В его ст. 51 говорится лишь о том, что от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления.

Однако следует принять во внимание то, что статьями 14, 15 и 16 Закона 2003 г. владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом входят в перечень вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. По этой причине не усматривается каких-либо препятствий к тому, чтобы решения, касающиеся муниципальной собственности, принимались в определенных случаях непосредственно населением ― по результатам реализации тех или иных форм непосредственной демократии, гарантированных Законом 2003 г.

Так, одной из форм участия населения в управлении муниципальной собственностью может быть местный референдум, хотя и затруднительно представить, какие вопросы повседневного управления муниципальной собственностью можно было бы на нем решать. К референдуму следует прибегать лишь в крайних случаях, особо оговоренных в законах. Кроме того, существуют и другие формы непосредственного участия населения в управлении муниципальной собственностью, которые можно использовать: например, сход граждан, правотворческая инициатива, опрос граждан, публичные слушания.

Формирование муниципальной собственности осуществляется, в основном, в рамках набора способов приобретения права собственности, предусмотренных ст. 218 ГК РФ, но есть и специальные основания, которые могут быть реализованы муниципальными образованиями в силу их особого публично-правового статуса в гражданском обороте.

К числу общегражданских способов приобретения права муниципальной собственности, связанных с первоначальным владением, относятся:

а) изготовление новой вещи;

б) приобретение плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования имущества.

Например, в г. Тюмени, начиная с 2000 г., значительно возросло количество объектов муниципальной собственности за счет строительства социальных объектов, жилищного строительства[288].

Вторую группу общегражданских способов формирования муниципальной собственности составляет производное владение. К ней относятся:

а) приобретение органами местного самоуправления от имени муниципального образования имущества у прежнего собственника по договорам купли-продажи, мены, дарения и другим договорам;

б) получение муниципальным образованием имущества в наследство.

Отдельные способы возникновения у муниципалитета производного владения предусмотрены также ст. 226, 233, 237 ГК РФ.

К специальным способам формирования муниципальной собственности, поименованным в ГК РФ, относятся случаи, когда в собственность муниципальных образований обращаются:

а) бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225 ГК РФ);

б) находки, от приобретения которых в свою собственность нашедший отказался (ст. 228 ГК РФ);

в) безнадзорные животные (ст. 231 ГК РФ);

г) имущество, которое не может принадлежать лицу в соответствии с законодательством (ст. 238 ГК РФ).

Одним из специальных способов формирования муниципального имущества, имеющим наибольшее практическое значение, является передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность, которая осуществляется в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности. Первичный механизм такого разграничения был закреплен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[289] (продолжает действовать) и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп[290] (утратило силу). В настоящее время порядок разграничения государственной и муниципальной собственности регламентируется частями 11, 11.1 и 11.2 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами.

Согласно ст. 50 действующего Закона об общих принципах организации местного самоуправления в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 названного выше Закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, отнесенных названным выше Законом к компетенции сельских поселений, а также тех, которые дополнительно предусмотрены законами субъектов РФ для городских округов с внутригородским делением;

6) имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В настоящее время нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. не содержат ни примерного, ни, тем более, исчерпывающего вида объектов, которые могут относиться к перечисленным выше категориям муниципальных имуществ и таким образом находиться в муниципальной собственности. В ст. 50 указанного Закона закреплен лишь общий принцип целевого соответствия муниципальных имуществ вопросам, решаемым на муниципальном уровне; причем пообъектный состав муниципальных имущественных комплексов в этой связи может различаться у конкретных муниципальных образований. В тех же случаях, когда у муниципальных образований возникает право собственности на имущество, не соответствующее вышеперечисленным категориям, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Право муниципальной собственности включает классическую триаду правомочий, которыми в соответствии с ГК РФ обладает любой собственник: владение, пользование и распоряжение объектом своей собственности. Однако обязательным условием использования муниципальной собственности является то, что она должна удовлетворять интересы населения муниципального образования, служить развитию муниципального образования.

Реализуя названные правомочия, многие муниципальные образования принимают нормативные правовые акты, устанавливающие порядок управления муниципальным имуществом. Например, в декабре 2008 г. решением Городской Думы муниципального образования г. Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ) утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом[291]. Оно предусматривает осуществление полномочий по управлению муниципальным имуществом специально создаваемым органом местного самоуправления — Департаментом по управлению муниципальным имуществом г. Губкинский, к компетенции которого отнесено выполнение следующих функций: учет объектов муниципальной собственности и контроль за их сохранностью и использованием; управление акциями (долями) в уставном капитале хозяйственных обществ; предоставление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; согласование сделок с муниципальным имуществом, совершаемых муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями; учет и распоряжение имуществом муниципальной казны, контроль за его сохранностью и целевым использованием; списание муниципального имущества; страхование муниципального имущества; и ряд других.

Органы местного самоуправления вправе в порядке, предусмотренном законодательством, передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать его, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Приватизация муниципального имущества осуществляется на основании прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества, принимаемых на соответствующий год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета на предстоящий финансовый год. Например, в ноябре 2014 г. решением Городской Думы муниципального образования г. Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ) утвержден Прогнозный план приватизации имущества муниципального образования город Новый Уренгой на 2015 год[292]. Данный план предусматривает приватизацию 29 объектов недвижимости, среди которых, в основном, объекты инженерно-коммунальной инфраструктуры, а также здания хозяйственно-бытового назначения.

Управляя муниципальным имуществом, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Действующим законодательством предусмотрено отчисление части прибыли от деятельности муниципальных унитарных предприятий в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия по управлению муниципальным имуществом, вправе участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Порядок внесения муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ определяется представительными органами местного самоуправления.

Ощутимый доход местному бюджету может приносить сдача в аренду муниципального имущества. Так, в 2014 г. в бюджет г. Тюмени поступило в виде арендной платы за пользование имуществом, составляющим муниципальную казну (за исключением земельных участков), 213,6 млн руб. Еще 1139,0 млн руб. ― в виде арендной платы за пользование соответствующими земельными участками, в том числе от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков. Суммарно эти поступления составили около 18% планировавшихся на 2014 год собственных доходов бюджета города.

Муниципальные образования, как и любые другие собственники, несут бремя содержания принадлежащего им имущества и риск его случайной гибели. В целях охраны имущественных интересов в некоторых муниципальных образованиях предпринимаются меры по страхованию объектов муниципальной собственности. В отдельных случаях органы местного самоуправления принимают специальные нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности механизмов страхования муниципального имущества. Например, в марте 2004 г. постановлением мэра г. Новый Уренгой утверждено Положение о правилах организации и проведения конкурса по отбору страховщиков для осуществления страхования муниципального имущества за счет средств бюджета муниципального образования[293].

В целях учета объектов муниципальной собственности и осуществления контроля за их целевым использованием органы местного самоуправления ведут реестры муниципальной собственности. Как правило, в указанные реестры вносятся сведения, характеризующие объекты учета, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе их местонахождение, стоимость, обременение и другие признаки, необходимые для идентификации. Внесение объектов учета в реестры муниципальной собственности является обязательным. Порядок ведения реестров муниципальной собственности определяется органами местного самоуправления самостоятельно. В большинстве случаев реестры муниципальной собственности ведутся в порядке, аналогичном порядку ведения реестра федерального имущества и реестров государственной собственности субъектов РФ, чем обеспечивается единая методология учета объектов государственной и муниципальной собственности.

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями

Важным направлением в реализации полномочий муниципальных органов по управлению муниципальной собственностью является создание и деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Муниципальные унитарные предприятия создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 4 ноября 2014 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником: имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Различаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие) и на праве оперативного управления (муниципальное казенное предприятие).

Права собственника имущества муниципального унитарного предприятия от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Они создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные унитарные предприятия.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определяет, в каких случаях может создаваться муниципальное унитарное предприятие или муниципальное казенное предприятие, а порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и за казенным предприятием на праве оперативного управления, как и порядок утверждения их уставов и заключения контрактов с их руководителями, устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 20 Закона муниципальные органы в отношении муниципального унитарного предприятия: принимают решение о создании унитарного предприятия; определяют цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дают согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; определяют порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждают устав унитарного предприятия, вносят в него изменения, в том числе утверждают устав унитарного предприятия в новой редакции; принимают решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначают ликвидационную комиссию и утверждают ликвидационные балансы унитарного предприятия; формируют уставный фонд государственного или муниципального предприятия; назначают на должность руководителя унитарного предприятия, заключают с ним, изменяют и прекращают трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; согласовывают прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора; утверждают бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия; дают согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждают показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролируют их выполнение; дают согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; дают согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; дают согласие в случаях, предусмотренных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; принимают решения о проведении аудиторских проверок, утверждают аудитора и определяют размер оплаты его услуг; имеют другие права и несут другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Уполномоченный орган местного самоуправления по отношению к имуществу, закрепленному за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления, помимо перечисленных выше полномочий вправе также: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Правомочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия не могут быть переданы муниципальным образованием Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

Руководители муниципальных предприятий и муниципальных казенных предприятий назначаются органами местного самоуправления и им подотчетны. По окончании отчетного периода муниципальные унитарные предприятия представляют органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальными учреждениями во многом схожи по объему с их полномочиями по управлению муниципальными казенными предприятиями. Это обусловлено тем, что и муниципальные казенные предприятия, и муниципальные учреждения обладают в отношении имущества, закрепленного за ними собственником, правом оперативного управления. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает для муниципальных образований возможность создавать муниципальные учреждения трех типов ― автономные, бюджетные и казенные, ― степень имущественной и управленческой самостоятельности которых довольно существенно варьируется.

Согласно ст. 123.21 ГК РФ и ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. (в ред. от 2 мая 2015 г.) «О некоммерческих организациях» муниципальным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, состав которых разнится в зависимости от типа учреждения. Однако эти функции в любом случае имеют некоммерческий характер и не могут осуществляться в целях извлечения прибыли.

Особенности правового положения муниципальных автономных учреждений определяются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. (в ред. от 4 ноября 2014 г.) «Об автономных учреждениях». Основные черты правового статуса муниципальных учреждений состоят в следующем:

1) муниципальным автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах);

2) автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях наряду с лицевыми счетами в финансовых органах муниципальных образований;

3) автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением отдельных изъятий из этого правила, установленных Законом об автономных учреждениях. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено;

4) доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом; собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества;

5) основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания;

6) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

7) ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации;

8) в автономном учреждении в обязательном порядке создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя, представители органа местного самоуправления, на который возложено управление муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить и иные лица, в том числе представители работников учреждения. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета;

9) наблюдательный совет автономного учреждения обладает довольно значимыми полномочиями, реализация которых обеспечивает эффективный контроль за деятельностью руководителя учреждения и оказывает непосредственное влияние как на текущую, так и на перспективную финансово-хозяйственную деятельность учреждения.

В отличие от муниципальных автономных учреждений бюджетные учреждения, созданные муниципальными образованиями, имеют существенно более ограниченный объем прав в отношении муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Правовой статус муниципальных бюджетных учреждений не урегулирован специальным федеральным законом, а устанавливается нормами ряда нормативных правовых актов федерального уровня, в том числе содержащимися в ГК РФ, Бюджетном кодексе РФ, Законе о некоммерческих организациях.

Основные черты правового положения муниципальных бюджетных учреждений состоят в следующем:

− муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;

− муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания;

− бюджетное учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях;

− бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;

− бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами только через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования;

− бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом. Движимым имуществом, не относящимся к категории особо ценного, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом о некоммерческих организациях;

− бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами;

− обязательное образование в бюджетном учреждении наблюдательного совета законодательством РФ не предусмотрено, хотя и не запрещено, если образование такого органа управления требуется согласно соответствующим муниципальным правовым актам и(или) учредительным документам конкретного муниципального бюджетного учреждения.

Наконец, наиболее значимые ограничения имущественной самостоятельности предусмотрены для муниципальных казенных учреждений, особенности правового положения которых определены ст. ст. 6 и 161 Бюджетного кодекса РФ, а именно:

а) муниципальное казенное учреждение ― это муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы;

б) казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, в полном объеме зачисляются в местный бюджет;

в) казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

г) казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги; субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются;

д) при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В контексте характеристики правового положения муниципальных казенных учреждений важно обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления, которые в соответствии с этим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

При этом основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. А основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местной администрации в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите первоначальные способы приобретения права муниципальной собственности. В чем их отличие от производных способов приобретения права муниципальной собственности?

2. Раскройте правовое значение реестра муниципальной собственности. Можно ли утверждать, что имущество, не включенное в реестр муниципальной собственности, не является муниципальной собственностью?

3. В каком порядке органам местного самоуправления может передаваться государственное имущество, необходимое для осуществления делегированных им отдельных государственных полномочий?

4. Каковы основные особенности владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями?

5. В чем состоят основные сходства и отличия правового положения муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений? Почему, на Ваш взгляд, органы местного самоуправления наделены статусом муниципальных казенных учреждений?

Наши рекомендации